эксперты Олег Бакун генеральный директор Core Competences — Retail Evolution Company (Москва) Валерий Бубнов генеральный директор «Юнилэнд — Центры торговли-Екатеринбург» Роман Заболотнов генеральн
эксперты
Олег Бакун
генеральный директор Core Competences — Retail Evolution Company (Москва)
Валерий Бубнов
генеральный директор «Юнилэнд — Центры торговли-Екатеринбург»
Роман Заболотнов
генеральный директор торговой сети «Монетка»
Игорь Ковпак
президент супермаркетов «Кировский»
Александр Райсих
генеральный директор торговой сети «Звездный»
Александр Самонов
бывший совладелец торговой сети «Копейка» (Москва)
Сергей Степанов*
генеральный директор управляющей компании «Кора» (Кемерово)
Что интересует стратегических инвесторов
Какие пути развития выбрали местные ритейлеры
Главным трендом уходящего года на рынке продовольственного ритейла аналитики называли консолидацию — увеличение рыночной доли торговых сетей.
Если до 2005 г. компании розничного сектора использовали стратегию органического роста — строили новые магазины и покупали отдельные объекты, расположенные в удачных местах (ресурсов на масштабные приобретения у ритейлеров не было — прибыль реинвестировалась в бизнес, а экономика оставалась непрозрачной), то за 2005-2006 гг. произошло множество сделок по приобретению бизнесов. На федеральном или региональном уровне в M & A участвовали почти все крупные сети, и эксперты прогнозировали, что в 2007 г. консолидация перейдет в новое качество. Однако этого не случилось.
При обоюдном интересе запросы продавцов заметно превосходили возможности покупателей. Рост сделок M & A среди региональных сетей тормозился уже на этапе начальных переговоров. Олег Бакун, генеральный директор Core Competences — Retail Evolution Company (Москва), полагает, что проблемы были связаны с амбициями собственников объединяющихся компаний, которые не могли договориться о слиянии или поглощении, а также с закрытостью (непрозрачностью) региональных сетей и, как следствие, затруднениями при оценке их реальной стоимости. По мнению Александра Самонова, в прошлом — совладельца торговой сети «Копейка» (Москва), дважды продавшего свою компанию (сначала — «ЮКОСу», а когда «ЮКОС» вышел из состава акционеров — банку «УРАЛСИБ»), рынок продовольственной розницы перегрет: «Существующие ценники — парадокс российского рынка. Владельцы торговых сетей запрашивают за свой бизнес такие суммы, каких вы не встретите даже в странах, где доля организованной торговли достигает 90%».
К оценке бизнеса федеральных и региональных сетей, как считают эксперты, финансовые и стратегические инвесторы подходят по-разному.
Стоимость федеральной торговой сети (раскрученный бренд, высокие темпы развития, стандарты качества приближены к европейскому уровню) определяется либо в зависимости от прироста ЧДП (чистого денежного потока), либо на основе отраслевых мультипликаторов (стоимость/EBITDA , стоимость/прибыль, стоимость/выручка). Оцениваются и нефинансовые показатели: доля рынка, квалификация управленческой команды, уровень развития технологий в компании и пр. Г-н Самонов: «Как известно, в цене бизнеса заложены будущие денежные потоки, доходы и темпы роста. Отсюда вытекает и некая стоимость, пересчитанная через мультипликаторы. В Европе мультипликатор стоимость/EBITDA остается в пределах 8-12, причем показатель 12 считается высоким. В России — от 12 до 20. Что за бред, думал я, откуда это берется? А весь расчет упирается в темпы роста. Если в Европе сети прибавляют по 5-10% в год, то в России — и по 70%, и по 80%, и даже по 90%. Неудивительно, что потенциальный покупатель рассуждает: если управленческая команда обеспечит такой рост и в дальнейшем, цена компании должна быть выше. И принимает мультипликатор к EBITDA, равный 13-15, полагая, что при сохранении прежней динамики этот показатель должен равняться 20. Поэтому все публичные компании стали заложниками темпов развития. «Перекресток» — единственная торговая сеть в России, руководители которой сказали: нам достаточно 30% роста ежегодного оборота».
Проблемы оценки региональных сетей объясняются тем, что большинство этих компаний — непубличные. Потенциальный инвестор не рассматривает их как бизнес. Он покупает локацию (расположение магазина), поток посетителей (покупателей) и торговую площадь (формат) — в идеале с таким расчетом, чтобы выручка с квадратного метра была не хуже среднего показателя по сети. И определяет цену, сопоставив вероятные денежные потоки с собственными расходами на реконструкцию бизнеса.
Сделки слияния остаются для региональных операторов одним из наиболее эффективных способов развития. Сергей Степанов*, генеральный директор управляющей компании «Кора» (Кемерово): «Если ритейлерам удастся преодолеть трудности, связанные с взаимной оценкой бизнеса, процесс объединения компаний сделает их более открытыми и понятными в отличие от компаний, не прошедших через сделки M & A. В итоге упрощается процесс подготовки к выходу таких компаний на публичные финансовые рынки, повышается точность в оценках их стоимости, что, в свою очередь, увеличивает степень доверия со стороны участников рынка».
В 2007 г. стало очевидным, что каждый из основных игроков рынка продовольственного ритейла в Екатеринбурге выбрал свою стратегию развития. Фактически пятерка лидеров по торговому обороту представляет собой зеркало российского ритейла.
1. Публичная федеральная компания, развивающая бизнес органическим путем. «Юнилэнд — Центры торговли-Екатеринбург» — уральский дивизион федерального холдинга «Дикси-Групп», который в мае 2007 г. разместил в IPO 25 млн акций (капитализация компании — $864 млн).
В Уральском регионе организация развивает три сетевых формата — гипермаркет «Мегамарт», супермаркет «Минимарт» и дискаунтер «Дикси». Генеральный директор «Юнилэнд — Центры торговли-Екатеринбург» Валерий Бубнов прокомментировал развитие екатеринбургского отделения сети «Мегамарт-Минимарт». В 2007 г. торговый оборот магазинов превысил 5 млрд руб. (по сравнению с 2006 г. рост на 45%), на 2008 г. планируется оборот до 8 млрд руб. (рост на 55%). Г-н Бубнов: «С моей точки зрения, 2007 г. четко обозначил рубеж между успешными компаниями, которые выдержали конкурентную борьбу, заняли лидирующие позиции и приобрели запас прочности для дальнейшего развития, и аутсайдерами (в хорошем смысле этого слова) — операторами, заявлявшими о больших планах, но не сумевшими их осуществить. К первой группе я отношу публичные компании — X5 Retail Group N.V., «Магнит», «Седьмой континент» и «Дикси», чьи акции обращаются на бирже. Благодаря кризису на финансовом рынке сейчас наступило временное охлаждение, но в 2008 г. крупных сделок M & A мы увидим намного больше»1.
2. Региональная торговая сеть, объявившая стратегией развития сделки слияния. Торговая сеть «Монетка» пошла по пути объединения с партнером. В октябре компания договорилась об обмене 25% пакета акций на 26 магазинов, принадлежавших бывшим топ-менеджерам торговой сети «Копейка». До конца 2008 г. новые акционеры обязались открыть в Москве и Московской области 50 дискаунтеров, работающих под брендом «Монетка», и обеспечить оговоренные финансовые показатели. В ноябре стало известно, что компания прошла международный аудит и в 2008 г. рассчитывает привлечь кредит ЕБРР на 60 млн руб., чтобы покупать и строить новые магазины на территории УрФО, прежде всего в ХМАО, где уже действует шесть торговых точек. Последние годы сеть росла высокими темпами: в 2004 и 2005 гг. увеличивала оборот на 100%, в 2006 и 2007 гг. — на 60-70%. Роман Заболотнов, генеральный директор торговой сети «Монетка», подтвердил факт переговоров о слиянии с сетями из других регионов и опроверг информацию о готовящемся союзе с «Кировским» и «Купцом»: «Идея объединения трех ведущих ритейлеров Екатеринбурга хороша, но конкретных шагов мы пока не предпринимали. С одной из этих сетей возможен диалог и есть схемы по слиянию, учитывающие перестройку форматов и разные подходы к управлению. Но в настоящий момент мы — конкуренты». К концу года сеть включала 145 магазинов с общим оборотом более $550 млн. В планах на 2008 г. — рост на 60-70% за счет органического развития и сделок M & A.
3. Региональные торговые сети, развивающиеся органическим путем и поглощениями небольших сетей. Выступая на форуме Food Director (Москва) 9 февраля 2007 г., Игорь Ковпак, президент супермаркетов «Кировский», позиционировал свою торговую сеть как местечковую и развивающуюся за счет собственных ресурсов: «Наши магазины, построенные и выкупленные, такие, какие есть — вероятно, кривые-косые, но работают на самообслуживании и стоят на основных магистралях Екатеринбурга и Свердловской области».
Помимо Свердловской области «Кировский» присутствует в Кургане, ближайшие планы — Сургут. На конец года в сети 119 магазинов, оборот которых г-н Ковпак (впервые за последние семь лет) называть не захотел, ограничившись фразой: «Сейчас такие времена, что лучше не высовываться». Пресс-служба «Кировского» сообщила, что темпы роста в 2007 г. сохранились на уровне 35%. В таком случае можно говорить об обороте в $470 млн (в 2006 г. — $350 млн).
По словам Игоря Ковпака, последние два года к нему зачастили собственники торговых сетей с предложениями сделок M & A. Как говорят наблюдатели, новосибирский ритейлер «Холидей Классик», провернувший в прошлом году сделку по слиянию с торговой сетью «Сибириада», рассматривал «Кировский» в роли возможного партнера, однако договоренности стороны не достигли.
Торговая сеть «Купец» по состоянию на первую половину 2007 г. насчитывала 58 магазинов, работающих в трех форматах (супермаркет, универсам и магазин у дома) в Екатеринбурге и Свердловской области. По некоторым данным, сегодня компания испытывает финансовые трудности. В июле 2007 г. произошла утечка информации из московской инвестиционной компании Falcon Advisers, разославшей потенциальным покупателям тизер с описанием бизнеса торговой сети «Купец» и предложением заключить сделку до конца года. Руководство «Купца» выступило в СМИ с опровержением, сообщив о намерении расширить бизнес за счет облигационного займа на 1 млрд руб.
4. Городская торговая сеть, развивающаяся органическим путем. Торговая сеть «Звездный», закрывшая в 2006 г. четыре неформатных магазина и запустившая три новых, объявила о более четком позиционировании в сегменте «выше среднего», сделав ставку на формат супермаркета (универсама). На конец 2007 г. в сеть входит восемь магазинов. В этом году «Звездный» приобрел два объекта, которые начнут работать в феврале и марте-апреле 2008 г. Ориентировочно на середину 2008 г. запланировано и открытие супермаркета с торговой площадью 4 тыс. кв. м в строящемся ТЦ «Европейский». В 2007 г. рост оборота составил приблизительно 17%. Александр Райсих, генеральный директор торговой сети «Звездный»: «Невысокие темпы роста выручки мы компенсируем увеличением чистой прибыли за счет минимизации издержек и внедрения передовых технологий». В 2008 г. «Звездный» планирует повысить оборот примерно на 30%.
По прогнозам экспертов РБК, к 2010 г. доля торговых сетей на российском розничном рынке достигнет 84%. Это значит, что 2008 и 2009 гг. пройдут в битвах ритейлеров с законодателями, которые намерены ограничить доминирование торговых сетей, предложив им новые правила игры.
1 Торговые сети «Копейка», «Лента» и «Виктория» отложили выход на IPO в связи с неблагоприятной конъюнктурой финансового рынка.
Сделки M & A — сделки слияния и поглощения.
Ebitda (Earnings Before Interest, Tax, Depreciation and Amortization) — доход до уплаты налога на прибыль, процентов и амортизации.