Рынок веб-разработки в прошлом году совершил заметный рывок. Многие местные компании удвоили обороты. Но главным событием 2007 г. стал не столько количественный, сколько качественный рост — заказчи
эксперты
Антон Довбня
директор компании «Сайтсофт»
Алексей Кулаков
директор компании JetStyle
Евгений Летов
директор компании «Промо.МедиаСайт»
Олег Пролубщиков
директор компании «МедиаСайт»
Василий Рогоза
директор компании «СофтМажор»
Денис Сергеев
директор компании «ТитанСофт»
что
заставляет заказчиков все больше денег тратить на Интернет
что дает
поисковая оптимизация самим сайтостроителям
сколько
можно заработать на мультимедиапрезентации
Пару лет назад даже ведущие городские веб-студии не всегда могли себе позволить нормальный офис — ютились в небольших кабинетах бывших проектных институтов или в переделанных общежитиях. Теперь же веб-разработчики все чаще вкладываются в собственную недвижимость, а не арендуют помещения в бизнес-центрах среднего уровня. Это не просто следствие роста оборотов и прибыли. Это свидетельство того, что услуги по созданию и обслуживанию сайтов прочно вошли в инфраструктуру современного бизнеса.
По разным оценкам, на екатеринбургском рынке около сотни компаний, делающих сайты разного калибра. Как фиксирует ТОП-лист «ДК», в прошлом году рынок вырос на 55%. Большая часть компаний работает в ценовом сегменте до 30-40 тыс. руб. У лидеров рынка средний чек — более 200 тыс. руб. В этом сегменте услуги предлагают около десятка компаний. Реалии рынка таковы, что конкуренция слаба, спрос часто превышает предложение. Для игроков более актуальны вопросы развития собственного производства, чем проблема конкуренции. «Сейчас любая компания может найти своего клиента. Конкуренция для нас выражается в пяти-шести фирмах, с которыми мы пересекаемся на тендерах. С остальными мы даже не сталкиваемся, так как работаем в разных нишах», — рассказывает Антон Довбня, директор компании «Сайтсофт». Причина — в быстром росте спроса.
Рынок веб-строительства в последние год-два переживает второе рождение. Если первое было связано с осознанием того, что Интернетом надо заниматься, то теперь от веба ждут не просто результатов, а результатов прогнозируемых и исчисляемых.
Многие эксперты связывают перемены в сознании заказчиков с распространением услуги по поисковой оптимизации сайтов. «В течение длительного периода рынок рос стабильно, ненамного обгоняя по темпам инфляцию. Новый рывок сделали именно поисковые оптимизаторы, которые убедили клиентов, что польза от сайта — это не умозрительное, а вполне конкретное понятие», — поясняет Алексей Кулаков, директор компании JetStyle. В идеале работа оптимизатора направлена не просто на то, чтобы корпоративный сайт как можно выше располагался в списке результатов поиска на таких порталах, как «Яндекс» или Google, а приносил компании конкретное число новых клиентов. В итоге поменялось само отношение к сайту: заказчики стали более грамотными, начали разбираться в специальных терминах, выделять бюджеты на продвижение и четко отслеживать результат.
Веб-разработчики, которые первыми среагировали на новую тенденцию, такие как «МедиаСайт», «Сумма Технологий», и смогли закрепиться на рынке поисковой оптимизации, сразу получили в свои руки мощный инструмент удержания и привлечения клиентов. Технология оптимизации тесно связана с необходимостью вмешательства в программный код сайта, потому чаще всего поддержкой и раскруткой занимается та же компания, которая его и создала. Поэтому, когда перед заказчиком стоит задача не просто обозначить свое присутствие в Интернете, а добиться там успехов, он чаще всего выбирает компанию, способную оказывать весь комплекс услуг — это как минимум дешевле.
Поисковая оптимизация дала многим организациям площадку для старта. Ежемесячные платежи за продвижение сайта обеспечивают бизнесу минимальный запас прочности, который дает больше возможности уделять время качеству продукта, а значит, выходить в высокий и прибыльный сегмент.
Дополнительно подпитывает рынок поток заказов (как на сайты, так и на продвижение) из Москвы. Компания JetStyle делает на них около половины своего оборота, хотя для других игроков это не очень серьезная, правда, постоянная часть бизнеса. «По сравнению с москвичами мы шустрее двигаемся и быстрее реагируем на пожелания заказчика. Для нас столичные клиенты намного важнее, чем для самих московских студий», — рассказывает г-н Кулаков. Накладные расходы уральцев ниже, чем у москвичей, при сопоставимом качестве — по крайней мере в проектах среднего уровня. Но все-таки бизнес по разработке сайтов в основном замкнут в Екатеринбурге: местные разработчики удовлетворяют местный спрос.
Два года назад перед веб-разработчиками еще стоял выбор — специализироваться или развивать комплекс услуг. Сейчас уже окончательно ясно, что комплексное предложение победило. Почти не осталось компаний, которые занимались бы только сайтостроительством. Лидеры трансформируют свой бизнес в группу компаний, в которую входят подразделения по разработке софта, продвижению в Сети и интернет-рекламе, дизайну, мультимедиа, созданию собственных проектов. «Мы тоже собираемся перевести свой отдел по продвижению в самостоятельную компанию, чтобы повысить прозрачность и управляемость бизнеса и не сваливать все доходы-расходы в общий котел. Планируем четко рассчитывать рентабельность того или иного направления», — поясняет г-н Довбня. «МедиаСайт» и «СофтМажор» пошли немного дальше, выделив отделы продвижения в самостоятельный бизнес — «Промо.МедиаСайт» и «Промотехника». Но полного разделения не произойдет. Олег Пролубщиков, директор компании «МедиаСайт»: «Мы не можем «разойтись» совсем, поскольку при комплексном подходе к проблемам клиента веб-разработка должна учитывать техзадание SEO , так что у нас есть технологическая связь. Но в остальном это два разных бизнеса». Евгений Летов, директор компании «Промо.МедиаСайт», уточняет, что уже сейчас у них основная часть оборота приходится на тех клиентов, чьи сайты делали другие разработчики. Но это скорее исключение, чем правило. Обычно отдел продвижения работает самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи.
Стимулирует развиваться комплекс услуг и структура клиентов ведущих веб-студий: до 70% заказов — это повторные обращения. То есть в компанию приходят люди, у которых уже есть сайт и им нужны новые услуги.
Студии не ограничиваются этими услугами. Ample уже давно развивает креативное направление — разработку логотипов, рекламных кампаний, фирменного стиля и т. д. «ТитанСофт» намерен предлагать услуги PR в Интернете, продвижение в блогах и на форумах. «Это интересное и перспективное направление. Спроса как такового пока нет, но его интересно развивать. Отдача от этого канала продвижения может быть существенной», — считает Денис Сергеев, директор компании «ТитанСофт».
«МедиаСайт» помимо продвижения собственных проектов обратился к направлению аутсорсинговой техподдержки. Техподдержкой приходится заниматься всем студиям, но обычно сервис распространяется исключительно на сайты собственного изготовления. Крупные студии, такие как «ТитанСофт», с этой целью берут в штат специалиста. «МедиаСайт» пошел дальше. Г-н Пролубщиков: «Все больше людей готовы платить за круглосуточное обслуживание своего сайта, поскольку простой в несколько часов для них уже критичен: Интернет — это составная часть бизнеса, значит, необходимо, чтобы сайт работал 24 часа в сутки. Мы не занимаемся хостингом, но отслеживаем корректность работы самого сайта. По большому счету, это целый рынок, которым никто до сих пор серьезно не занимался. Сюда же мы относим вопросы контент-сопровождения, безопасности, обновления».
Бизнес веб-разработчиков растет не только за счет повышения спроса на сайты и продвижение, но и за счет развития собственных проектов. Признанный лидер в данном сегменте — «МедиаСайт» («Работа 66», «Банки 66», «Клуб 66», «Строим 66» и т. д. — проекты получают доход за счет рекламы). В 2007 г. в эту нишу вошла компания Ample с проектом «Автоквартал», а уже в нынешнем году компания ControlStyle запустила портал «Транспорт66». Олег Пролубщиков: «Немало клиентов приходят не только за сайтом, но и за консалтингом в тех же областях, где у нас уже есть собственные проекты. Люди хотят уже не представительство в Сети, а новый интернет-бизнес. И таких клиентов все больше». Успешное завершение проекта может сказать о студии намного больше, чем любое портфолио. Собственные проекты — это отличный полигон для оттачивания новых технологий, которые затем будут продаваться клиентам.
Кроме проектов, многие студии развивают направление мультимедиапрезентаций. В этом компания «КСК» сумела добиться почти монопольного положения. В прошлом году КСК заявила о реорганизации своего бизнеса в мультимедиагруппу, объединив под одной крышей весь цикл создания презентаций — от записи звука до объемного моделирования. «Создание презентаций — это специфичный рынок. Основные заказчики — крупные предприятия, с которыми важно уметь работать. Всегда стоят жесткие сроки, так как работа должна быть сдана к выставке или ко дню рождения компании. Используются немного другие технологии, но и средний чек выше — около 300 тыс. руб.», — уточняет Василий Рогоза, директор компании «СофтМажор». Эксперты прогнозируют, что спрос на презентации будет только расти, а значит, увеличится и число студий, прайс которых пополнится этим предложением.
SEO (Search Engine Optimization) — оптимизация HTML-кода, текста, структуры и внешних факторов сайта с целью поднять его на несколько строк в списке результатов поисковой системы.