«Можно приехать на спектакль Коляды или пострелять на челябинском полигоне. Но главное — с появлением ВСМ города смогут создать общий элитный вуз по типу МФТИ, расположив его на равном удалении».
Александр Давыдов, председатель совета директоров компании NAUMEN:
— Случилось! Премьер Медведев подписал указ о скоростной магистрали Екатеринбург — Челябинск.
Поговорил со знакомыми, они оценивают это событие как ключевое для региона. Наша компания тоже получит свой выигрыш от магистрали, она сможет расширить офис в Челябинске, в разы увеличить там численность разработчиков. Выиграют все высокоуровневые компании и специалисты. При тесной связи мощных промышленных городов усилится специализация машиностроения, инструментального производства, обработки. Например, испытать за день готовую пресс-форму у подрядчика в другом городе, — то, что нужно для промышленности.
Повторю то, что писал о будущей магистрали Екатеринбург-Челябинск много лет назад на DK.RU. Выиграют культура, театры, концерты, рестораны, стрелковые полигоны, спортивные соревнования, учебные курсы. Их аудитория даже не удвоится, как удвоится доступное население, а утроится.
По известному эффекту «в гостях еда вкуснее», местные жители меньше ходят на свои достопримечательности, чем приезжие. Жители Питера не ходят в Эрмитаж, а жители Москвы — в Третьяковку. Приехать из Челябинска на вечер в знаменитый театр Коляды — это прикольно. Или потратить полдня на посещение уникального стрелкового полигона Челябинска, где, говорят, можно стрелять из любого вида оружия, — тоже интересно. День не выберешь, а вот полдня — в самый раз. И можно ездить часто, потому что не за рулем, оборачиваешься за день, а домой приезжаешь не уставшим, а отдохнувшим. Вышесказанное — довольно очевидно, и радость понятна, но пишу не для ее выражения.
Магистраль принципиально меняет региональную среду, и то, что ранее было невозможным, становится и возможным, и необходимым. Я про совместный элитный вуз для регионов.
Его надо создавать. У нас беда с элитным образованием в ИТ, но, думаю, не только в ИТ. Элитного образования просто нет, и талантливые школьники уезжают в Москву и Питер, где есть МГУ, МФТИ, ИТМО. Ни УрФУ, ни ЮУрГУ не стали элитными вузами в ИТ-образовании. И не могут стать на малой региональной базе школьников.
С появлением скоростной связи Екатеринбург и Челябинск могут получить общий небольшой вуз, который имеет шанс стать элитным, по типу МФТИ. То есть вуз, готовящий инженерно-научные кадры для научно-технических проектов. В первую очередь — для проектов цифровой экономики, для ИТ. Два региона — это в два раза вероятнее запустить такой вуз, это 8 млн населения.
Понятно, что скоростная магистраль не ограничится Екатеринбургом и немедленно продолжится в сторону Перми. «Немедленно», потому что иначе будет убыточна. На 200 км пути невыгодно держать дорогие обслуживающие мощности на подвижные составы и пути, на обучение и подготовку персонала. И строительные мощности, созданные на 200 км магистрали, тоже надо применять, иначе они исчезнут. Поэтому Пермь соединится с Екатеринбургом года через два после Челябинска. В результате база населения для элитного вуза составит уже 10,5 млн.
Мне кажется, что возможность съездить домой к родителям на выходные — очень важна для студентов. Возвращение Семьи, семейных ценностей — не менее важная задача для страны, потому что иначе не обеспечить рост населения, не восстановить желание иметь детей. А сохранение связи детей с родителями, а внуков — с бабушками-дедушками — это обязательная часть восстановления Семьи и рождаемости. Без скоростной магистрали не получить ни расширения зоны хозяйствования, ни роста рождаемости.
Что такое небольшой элитный вуз? Это кампус за городом в пределах 30-45 минут езды. Во время учебы студенты и преподаватели там живут и работают. Почему кампус за городом? Чтобы образованию посвящать 24 часа в сутки.
Первые полтора-два года учеба идет в режиме жесткого интенсива с полным погружением. За это время студенты проходят все базовые курсы, проводится постановка системного мышления, и студенты выводятся на высокий энергетический уровень.
Затем студент переводится на проектный режим, прикрепляется к исследовательскому центру, к компании и появляется в вузе на пару дней в неделю. Этот режим обучения давно изобретен МФТИ и хорошо себя зарекомендовал.
Где разместить кампус? Место должно быть легко доступно из Екатеринбурга и Челябинска для дневной миграции. Поэтому кампус элитного университета должен быть расположен между Екатеринбургом и Челябинском вблизи остановки скоростного поезда.
Второе важнейшее условие — место должно быть привлекательным. С изюминкой, с красивой природой, с зонами пеших, велосипедных маршрутов, рядом с горнолыжным склоном и озером.
Подойдет, например, место около Снежинска. Рядом озера, горнолыжная трасса. Рядом городская инфраструктура Снежинска и Каслей с медициной и торговлей. Снежинск — закрытый город, но если захочет получить элитный вуз, то может и допустить резидентов кампуса. Но возможно любое место с хорошей экологией, например, около Сысерти.
Для кампуса надо зарезервировать большие площади и рядом оставить заказник под парк на пару тысяч гектаров, чтобы их не застроили курятниками, чтобы место было просторным, элитным, привлекательным и безопасным. Компании смогут открыть там же свои исследовательские подразделения с приглашением специалистов со всего мира.
Проще говоря — для элитного образования нужно роскошное по природе и чистоте место, куда легко пригласить лучшие умы для работы и жизни. Поэтому обращаюсь к властям с просьбой позаботиться о выделении такого земельного участка и зарезервировать его заранее под учебное заведение.
Когда я много лет назад писал о том, что нужна скоростная пассажирская дорога от Екатеринбурга до Челябинска и приставал ко всем чиновникам, то лишь надеялся быть услышанным. Надеюсь и сейчас.