Для бизнеса сокращение расходов — естественный путь. Поэтому спрос на аутсорсинговые услуги, в том числе бухгалтерское сопровождение, растет. Лучшие компании на рынке бухучета — в РЕЙТИНГЕ DK.RU.
Портал DK.RU составил рейтинг ведущих аутсорсинговых бухгалтерских компаний Екатеринбурга по обороту услуг в 2018 году.
В рейтинг вошли региональные классические аутсорсинговые бухгалтерские компании, действующие на территории Екатеринбурга и Свердловской области, специализирующиеся на услугах налогового и бухгалтерского учета. В рейтинг не включены сервисы и платформы, предлагающие услуги по налоговому учету и бухучету (представляют отдельный сегмент).
Тройка лидеров по обороту от аутсорсинга бухгалтерских учетных функций в 2018 г.
-
Аутсорсинговый центр «Основа Капитал» — 57,7 млн руб.
-
Аудиторская Бухгалтерская Компания «Счетовод» — 49,1 млн руб.
-
«ФинЭксперт-Екатеринбург» — 18,8 млн руб.
Как проводился отбор участников
На втором этапе специалисты DK.RU разослали компаниям анкеты, в которых запрашивались финансовые показатели деятельности. Информация, полученная аналитической группой, была перепроверена. Основной ранжирующий показатель — оборот от аутсорсинга налоговых и бухгалтерских учетных функций, расчета заработной платы, отчетности РСБУ и МСФО компаний в 2018 г., млн руб. (без кадрового учета).
***
В 2018 г. практически все участники рейтинга значительно увеличили обороты от аутсорсинга бухгалтерского учета. Наиболее динамичная по приросту оборота компания — «А-ФИНАНС» — увеличила выручку на 40%.
Годовой оборот по одному клиенту у большинства участников рейтинга варьируется от 50 до 145 тыс. руб. Самый высокий годовой оборот на одного клиента приходится у Бухгалтерской компании «Скрепка» — 646,1 тыс. руб. и АЦ «Основа Капитал» — 322,3 тыс. руб.
***
Прогнозы развития рынка
Ирина Екимовских, директор АЦ «Основа Капитал»
Предприниматели стали обращать внимание на то, кто и как им ведет учет. С одной стороны, это повышает спрос на профессиональные аутсорсинговые услуги. С другой, конкуренция на рынке бухучета сегодня лежит в плоскости недорогих сервисов по учету от банков или финтех-компаний и бухгалтерских компаний. Не у всех предпринимателей есть четкое понимание, почему банк предлагает ведение учета за 6 тыс. руб., а аутсорсинговые компании — за 30 тыс. Не все понимают, что «сервис по ведению учета» не несет ответственности за ошибки в декларациях или неправильный выбор системы налогообложения. Такая ценовая конкуренция сдерживает развитие рынка профессиональных услуг.
Разумеется, автоматизация процессов продолжится. Место мелких компаний займут платформы — «бухгалтерский uber». Такие сервисы ориентированы, в первую очередь, на сдачу налоговых деклараций.
В то же время изменение конъюнктуры рынка, снижение маржинальности, рост налоговых платежей приводят к тому, что предпринимателю от учета будет необходима не только сдача налоговых деклараций, но и точные оперативные цифры для управления бизнесом. Выживут те компании, которые смогут перейти на принятие решений на основании достоверных цифр. А это зависит от качества учета в бизнесе.
Таким образом, в случае, когда бизнесу нужна информация, а владелец стремится управлять через цифры и учится этому, востребованной будет экспертиза от профессиональной аутсорсинговой компании.
В дальнейшем ожидаем рост общей выручки и увеличение среднего чека, особенно в аутсорсинге расчета заработной платы и кадрового учета. Следует ждать и появления компаний-аутсорсеров, специализирующихся на предоставлении услуг в отдельных отраслях.
Юлия Мазеина, директор АБК «Счетовод»:
Кроме того, банки продолжают развитие сервисов автоматизации бухгалтерии для ИП и микробизнеса, что повлечет уменьшение спроса на услуги ведения бухучета у «надомных» бухгалтеров и микроаутсорсинговых компаний.
Еще одна тенденция — сегментирование рынка бухгалтерских услуг по величине обслуживаемого бизнеса. Некоторые компании работают исключительно с микробизнесом. Другие предпочитают заключать договоры с компаниями среднего и крупного сегмента, которым требуется штат бухгалтеров.
Одно из преимуществ консалтинговых компаний — широкая продуктовая линейка, т.к. клиенту удобно получать несколько услуг в одном месте. Этот тренд уловили юридические и аудиторские компании, которые добавили в число своих услуг бухгалтерский аутсорсинг.
В целом, если аутсорсинговая компания стремится увеличить долю рынка, то помимо бухгалтерских услуг она будет развивать и другие направления помощи бизнесу.
Безусловно, востребованы клиентоориентированность и опыт работы бухгалтера-аутсорсера с бизнесами разных направлений. В наше время важно разговаривать с клиентом на одном языке, поэтому бухгалтер занимается не только учетом, но также является эрудированным собеседником, умеющим видеть финансовую ситуацию компании клиента со всех сторон.
Ужесточение налогового законодательства и введение новых стандартов бухучета создает нехватку квалифицированных специалистов, что будет подогревать спрос на услуги сильных аутсорсинговых компаний, которые располагают ресурсами для регулярного обучения своих сотрудников.
В целом, сегодня клиенты все больше полагаются на аутсорсеров, позволяя им осуществлять перестроение своих учетных процессов.
Евгений Столбовский, партнер, управляющий «ФинЭксперт-Екатеринбург»:
На практике это ведет к тому, что если бухгалтерская компания готовит платежные поручения в системе интернет-банк клиента (даже без права подписи документов), то она автоматически должна проинформировать Росфинмониторинг, если операция кажется ей сомнительной. Но кто будет принимать решение о сомнительности операции? Скорее всего, отвечающий за участок расчетов специалист, в лучшем случае — главный бухгалтер или руководитель аутсорсинговой компании. Между тем, заключение о сомнительности сделки должен принимать квалифицированный специалист, работающий с 115-ФЗ, но далеко не все аутсорсинговые компании, даже крупные, могут себе позволить содержание такого сотрудника.
Так что новая схема вызывает серьезные опасения. Достаточно вспомнить недавнее прошлое, когда банки массово блокировали счета, ссылаясь на 115-ФЗ. Банки всегда перестраховываются. Но можем ли мы, представители аутсорсинговых организаций, не имеющие и тысячной доли финансовой устойчивости, какой обладают банки, позволить себе роскошь устраивать своим клиентам проверки Росфинмониторинга, опираясь лишь на свое субъективное мнение о «чистоте» операции или о добросовестности контрагента? На мой взгляд, эта норма закона существенно усложнит жизнь аутсорсинговым компаниям, смещая рынок аутсорсинга бухгалтерских услуг в сторону фриланса или даже в «серую зону».
Сегодня на рынке аутсорсинга бухгалтерских услуг прослеживаются две крайности. С одной стороны, часть рынка занята крупными федеральными компаниями (в том числе работающими по франшизе), с другой, массово появляются микро- или даже нанокомпании. По моему мнению, в конечном счете останутся средние региональные игроки — стабильные и финансово-устойчивые, имеющие лучшую маневренность и возможность уделять больше внимания задачам клиента. При этом, считаю, будет развиваться некое «перекрестное обслуживание» — компании из Екатеринбурга будут обслуживать клиентов из других городов, а компании из других городов вполне могут получить клиента из Екатеринбурга.
Высокая конкуренция подталкивает аутсорсинговые организации расширять спектр услуг и развивать технологии. Если говорить о будущем, то бухгалтерский аутсорсинг будет переходить в плоскость ИТ. Компании будут снижать долю ручного труда в обработке и анализе документации, в формировании отчетности. Со временем такой подход позволит снизить себестоимость оказываемых услуг, а, как следствие, и цену услуги для клиентов. IT-технологии также дают возможность вести бухгалтерский учет клиентов, находящихся в других городах и регионах.
Екатерина Куркина, директор бухгалтерской компании «ПРОФЕССИОНАЛЫ. Бухгалтерское обслуживание. Юридические услуги»:
Зарегистрировать ООО, ИП стало проще. Многие предприниматели осуществляют регистрацию самостоятельно. Соответственно, часть аутсорсинговых компаний перестали предоставлять данные услуги.
В целом бизнес переживает сложное время. Ключевой приоритет для многих компаний — сокращение затрат. Переход на бухгалтерское и юридическое сопровождение — реальный выход. Исходя из этого, объем рынка аутсорсинговых услуг в целом растет.
Предприниматели стали больше внимания обращать на качество предоставляемых услуг и соразмерную стоимость. Привлекает бизнес и дополнительная ценность, которую создают юридические и бухгалтерские компании. В частности, налоговое планирование и правильная организация учета дают возможность предпринимателям оптимизировать налоговую нагрузку с соблюдением действующего законодательства. Аутсорсинговые компании обладают большим объемом информации и имеют больше опыта в решении различных вопросов.
Многие компаний Екатеринбурга и Свердловской области стремятся к сокращению затрат. Поэтому рынок аутсорсинга бухгалтерских и юридических услуг будет расти. С рынка уйдут непрофессиональные игроки. Качество предоставляемых юридических и бухгалтерских услуг будет повышаться.
Юрий Трикачев, генеральный директор ФК «Уралфинанс»:
В ближайшем будущем бухгалтерия в том виде, в каком она в наше время есть, отойдет в прошлое. Цифровая индустрия и системы роботизации сделают все процессы дешевле и проще, а количество ошибок будет минимально. Сама же специальность бухгалтера изменит свою суть — из учетчика данных он превратится в контролера процессов.
Маргарита Завьялова, руководитель Департамента бухгалтерского обслуживания компании «СКРЕПКА»:
Поэтому отчасти развитие аутсорсинга тормозит недоверие российских предпринимателей к этому виду услуги, поскольку оно заложено в их менталитете, а так как бухгалтерия на большинстве наших предприятий имеет полулегальный характер, то передача всей информации «чужаку» для предпринимателей равносильна катастрофе.
По-нашему мнению, такая тенденция сохранится недолго, потому что, во-первых, рынок труда не может на сегодняшний день из-за все усложняющегося законодательства обеспечить предприятия квалифицированными кадрами, во-вторых, на смену советскому поколению руководителей идут молодые амбициозные менеджеры, воспитанные на западных моделях ведения бизнеса, где аутсорсинг давно стал привычной формой сотрудничества. Все это, на наш взгляд, предоставляет аутсорсинговым компаниям большие возможности, а значит, у нас есть большое будущее.
Алексей Башков, директор компании «А-ФИНАНС»:
Значимый тренд последних двух лет — рост развития онлайн-сервисов по расчету налогов и ведения бухгалтерии для МСБ, таких как интернет-бухгалтерия «МоеДело», «Контур.Эльба» и п.р., а также активное продвижение банками данной услуги в рамках РКО. Большее распространение приобретают компании, использующие в своем арсенале интернет-технологии, позволяющие отслеживать финансовые показатели в режиме онлайн, а также CRM-системы.
Таким образом, в будущем функции бухгалтера-операциониста (ввод первичной бухгалтерской документации в учетную систему) будут постепенно замещать машины и специальные программы (модули). От главных бухгалтеров будет требоваться не только отличное знание правил ведения бухучета и налогообложения, но и основы финансового анализа и планирования, т.е. фактически — совмещение с функционалом финансового менеджера.
Соответственно, с рынка будут уходить небольшие бухгалтерские компании, ориентированные на микробизнес и ИП, с оборотами до 1-3 млн руб./год, так как таким клиентам проще и дешевле будет использовать распространенные онлайн-сервисы по расчету налогов и подготовке деклараций, а также сервисы, предоставляемые банками в рамках РКО.
Ирина Богомолова, директор «Аудиторской фирмы «Аудит и финансы»:
Меняется спрос по сегментам — растет число запросов на аутсорсинг со стороны микробизнеса.
Предполагаем, что в 2019 г. обойдется без крупных потрясений. Сохранится дальнейшее несущественное снижение рентабельности бухгалтерских услуг.
Игорь Казаков, коммерческий директор «Аутсорс-Бюро «Лефтеровой»:
Ужесточение администрирования привлекает клиентов к аутсорсерам — в онлайн-системах разбираться могут и хотят не все, иметь штатного бухгалтера для ИП — дорого. Но все то же жесткое администрирование ведет к тому, что предприниматели ищут замену своему бухгалтеру — аутсорсинговой компании или бухгалтеру-фрилансеру, если те не успевают следить за всеми изменениями.
Автоматизация процессов позволяет аутсорсинговой компании сильно сократить штат и при этом повысить безопасность данных. Сегодня ПО и ИТ-аутсорсинг — насущная необходимость.
Начало 2019 года охарактеризовалось значительным снижением деловой активности части клиентов, что привело к падению объема и стоимости услуг.
Во второй половине 2019-го и в 2020 году будут действовать два противоположных тренда: продолжение снижения деловой активности, которое будет влиять на количество и качество клиентов аутсорсинга и снижение стоимости потребляемых услуг; усиление администрирования налогов подтолкнет предпринимателей, кто еще не обзавелся бухгалтером, заключить с аутсорсерами договор на обслуживание.
Кроме того, онлайн-сервисы в условиях растущей интернет-грамотности уже сейчас вымывают микробизнес из числа клиентов аутсорсеров, переводя их в разряд пользователей онлайн-сервисов. Сами аутсорсеры тоже стремятся к снижению количества клиентов из микробизнеса, освобождая ресурсы под более перспективных партнеров.
Рейтинг подготовила Ольга Еремеева