«В стране, где запрещающим знаком является только «кирпич» (точнее, бетонный блок на дороге), физическое разделение транспортных потоков — единственное решение для снижения смертности».
На прошлой неделе DK.RU опубликовал колонку Евгения Енина, в которой тот резко высказался против велосипедистов на дорогах. По мнению телеведущего, двухколесный транспорт никак не может быть альтернативой общественному — потому что владельцы велосипедов не желают соблюдать ПДД и ни во что не ставят других участников дорожного движения.
Наш читатель Владимир Бабицкий с мнением г-на Енина категорически не согласен, но свой велосипед, скорее всего, будет продавать.
Владимир Бабицкий, владелец центра «Фотдог»:
— Велосипедная тема уже не первый год становится «поляризатором» мнений разных слоев общества. Равнодушных почти не осталось: одни фанатично защищают двухколесный способ передвижения, не расставаясь с любимым транспортным средством круглый год, другие катаются только в теплый сезон, нежно протирая тряпочкой железо зимой в кладовках и гаражах. Третьи эпизодически присаживаются на свой или прокатный велосипед. Четвертые — ненавидят первые три категории в разной степени, вплоть до приписывания велосипедистам диагнозов и обвинений в нестандартной сексуальной ориентации.
Примерив на себя шкурки пешехода, автолюбителя и велосипедиста (самокат выпущу из этого списка), я давно стал философски относиться к взаимным обвинениям людей, зная, что «если на Земле вдруг настанет такой день, когда все станут одного цвета кожи, забудут о религиях, сравняют доходы, а сексуальное удовлетворение станет нормой жизни, то уже через сутки хомо-сапиенсы придумают новый критерий для ненависти и снова будут убивать друг друга».
Поэтому попавшаяся ссылка на статью Евгения Енина поначалу не вызвала особенного всплеска эмоций.
Повод для статьи грустный — ДТП на тротуаре у 9-й гимназии, в котором велосипездун, травмировав ребенка, скрылся. Однако автор делает забавные выводы из изложенных фактов, основываясь лишь на «я сам иногда катаюсь с дочерью в Сокольниках, поэтому я тоже велосипедист».
Сразу скажу, мой велосипедный опыт ограничивается четырьмя теплыми сезонами с апреля по ноябрь. Последний год не езжу, ниже напишу почему.
Пойду по пунктам:
«1 | Велосипедисты — злостные нарушители закона. 99% из них нарушают ПДД, хотя там про них там всего страница. Велосипедисты не спешиваются при пересечении перекрестков и на переходах, и мне, уже как водителю, не раз приходилось экстренно тормозить, чтобы не сбить одного из них».
Да. 99% велосипедистов нарушают ПДД. Что ж, это на 1% меньше, чем пешеходов. НЕ нарушающих ПДД пешеходов попросту не существует.
Как автолюбителю мне приходится тормозить перед выкатившейся на дорогу детской коляской под управлением «яжематери» в 20-ти метрах от зебры.
Ежедневно наблюдаю, как взрослые на глазах у детей либо вместе с собственными детьми, не считая нужным дожидаться разрешающего сигнала светофора, пересекают проезжую часть, а при появлении вблизи машины делают морду кирпичом: «не трамвай — объедешь». Даже в компании знакомых попытка дождаться зеленого при отсутствии транспорта воспринимается с удивлением: «зачем??»
Идиотия велосипедистов, хвастающихся в соцсетях реально опасными деяниями типа проездов на красный свет, безнаказанностью поездок в состоянии алкогольного опьянения — бесспорна.
«2 | Велосипедисты — трусы. Они прямо говорят: мы не ездим по дорогам, потому что нам страшно. Видишь велосипедиста на тротуаре — знай, едет ссыкло».
Если опустить риторику автора, перефразирую на свой лад: «Я ездил по дорогам потому, что это удобнее в ряде случаев, нет необходимости прыгать на бортики, терять скорость, объезжая пешеходов и деревья, но, получив кучу в том числе негативного опыта, я не советую однозначно всем велосипедистам ездить по проезжей части».
И вот почему:
Велосипедист в России — самое бесправное существо! Автовладелец условно защищен железной коробкой с кучей устройств активной и пассивной безопасности. Пешеход на своем тротуаре — тоже «священная корова».
Что есть у велосипедиста, кроме шлема (опционально) и неоднозначно прописанного в ПДД права двигаться в метре от придорожной помойки... ой, простите, края проезжей части, и иногда разрешенного тротуара?
Пешеходы, как и автор статьи, относятся к велосипедистам как к вселенскому злу, автомобилисты делают вид, что велосипедного движения не существует, а есть досадное недоразумение, мешающее четырехколесным повозкам.
Ехать прямо через перекрестки, боковые съезды и выезды с прилегающей территории просто страшно — моя акция годовой давности лишь подтвердила, что о п.13.1 большинство водителей не слышало.
Последствия столкновений автотранспорта и велосипеда — тяжелейшие травмы, нередко со смертельным исходом. Синяки, царапины и выбитые зубы при неаккуратном велодвижении на тротуаре — сущая чепуха. Тому ребенку у гимназии — пожелания выздоровления, но, согласитесь, такие травмы можно получить на любой детской площадке. Меня самого из пятого класса школы увозили в травмпункт после "кучи мала" затылок зашивать.
«3 | Велосипедисты — эээ, ну, скажем так, нехорошие люди... Я вешу 80 кг, и когда меня из-за спины, внезапно, потому что бесшумно, вплотную обгоняет чувак на 120-130 кг вместе с велосипедом на скорости 20-30 км/ч, мне как-то не по себе становится. А если бы я в сторону шагнул, потому что лужа?»
Почему для меня никогда не было сложностью рассчитать такие моменты и начать опережение пешехода, лишь поравнявшись с ним и убедившись, что он, его собака или ребенок меня видят? Почему, двигаясь на автомобиле, я оставляю достаточную дистанцию до впереди идущего транспортного средства и ВСЕГДА успеваю плавно снизить скорость при необходимости? Опять «разруха в клозетах»?
«4 | Велосипедисты склонны, скажем так, к альтернативному мышлению. Невероятное количество представителей этого племени уверено в том, что желтая линия на Плотинке — это велодорожка».
Желтая линия — это ПОПЫТКА цивилизованно разделить потоки пешеход/колесные. Воспринимать ее так или нет — ваше право.
В Хельсинки и Стокгольме гид предупреждает экскурсантов, показывая на примыкающую к тротуару на одном уровне дорожку: «Будьте внимательны! Пешеход, шарахающийся по велодорожке — нарушитель и сам себе злобный Буратино, его запросто могут сбить. Здесь уже давно установилось разделение пространства, которое игнорируют только иностранцы».
Кстати, если уж говорить о настоящих изначально запроектированных и построенных велодорожках, то стоит съездить в Академический и посмотреть, что выбирают для движения пешеходы: разбитый говнобехатон или ровный «велоасфальт».
«5 | То, что велосипедисты скрываются, сбив ребенка, это, слава богу, не массово, потому что сбивают пока мало, но понятно почему — кто же захочет остановиться и понести наказание, если можно скрыться безнаказанно?»
Совершить правонарушение и избежать ответственности — российский национальный спорт. Наличие колес под жопой или их отсутствие вообще не играет роли.
«...И вот эти замечательные люди требуют велодорожки — за наш с вами счет, из муниципального бюджета. Типа, вот были бы велодорожки, мы бы не ездили по тротуарам. С той же логикой наркоманы могут требовать бесплатных наркотиков...
Надо, наконец, понять, что велосипед не является альтернативой общественному транспорту, по крайней мере, в таком городе, как Екатеринбург. Велосипед — прекрасная штука для катания ради удовольствия в парках, на набережных и прочих специально отведенных местах...»
Чудное резюме.
Мое звучит иначе:
1 | Велосипед — реальная альтернатива общественному и личному автотранспорту в настоящем и будущем.
2 | Обвинять в нарушениях ПДД велосипедистов — однобоко. Сие есть следствие общего правового нигилизма граждан России и бездействия ГИБДД.
3 | В стране, где единственным реально запрещающим знаком является «кирпич» (точнее, бетонный блок на дороге), физическое разделение потоков автомобиль/трамвай/пешеход/велосипед является единственным, хоть и достаточно дорогим решением, для уменьшения травматизма и смертности.
Поэтому вероятно, что следующей весной своего «оловянча» я таки продам. Сейчас я чувствую себя на нем как пешеход в Арабских Эмиратах. Вроде бы и есть дорожки для прогулок, но, черт побери, местами, чтобы перейти 30 метров через дорогу, надо сделать крюк 4+4 км до перпендикулярной развязки.