Меню

Вениамин Голубицкий

Один из немногих российских девелоперов, по которым кризис фактически не ударил, — «Ренова-СтройГруп» (РСГ). Этот застройщик не давал поводов СМИ писать ни о замороженных проектах, ни о просроченн

Государство всерьез и надолго пришло на рынок жилищного строительства, убежден президент «Ренова-СтройГруп» Вениамин Голубицкий. Любому здравомыслящему девелоперу, считает он, сейчас стоит искать возможности партнерства с властью.

Обеспечить госзаказ

Один из немногих российских девелоперов, по которым кризис фактически не ударил, — «Ренова-СтройГруп» (РСГ). Этот застройщик не давал поводов СМИ писать ни о замороженных проектах, ни о просроченных кредитах. Одна из причин — в масштабе бизнеса. В Екатеринбурге компания ведет крупнейший для России проект комплексной застройки Академического микрорайона. «О кризисе мы думали заранее. Не потому, что такие прозорливые, а потому, что на девелоперском рынке кризисы происходят циклично, примерно раз в пять лет», — рассказывает Вениамин Голубицкий.

Масштаб как козырь
В Академический с 2006 по 2011 г. государство вложило около 3,06 млрд руб. (частные инвестиции составили 27,5 млрд руб.). Г-н Голубицкий: «Почему наш проект в Екатеринбурге оказался успешным? Потому что нам удалось собрать всю конструкцию, всех участников: и муниципалитет, и регион в лице губернатора Свердловской области, и федеральную власть в виде нескольких министерств».
Это поддержка государства сыграла ключевую роль в преодолении кризиса?
— Мы изначально планировали проект в рамках частно-государственного партнерства, и, конечно же, поддержка государства сыграла свою роль. Другие компании к идеям тесного сотрудничества с государством подошли только в кризис. Для них — это кризисная стратегия. Для нас — нормальная.
Какие уроки рынок извлек из кризиса?
— Во-первых, девелоперы, особенно мелкие, пострадали из-за неправильного формирования кредитного портфеля. Они считали, что нужно любым способом любые деньги затаскивать в проект, а он все окупит. Но как только цены упали, а банки стали требовать дополнительного обеспечения, такие девелоперы рухнули. Многие кредитовались на Западе, не хеджируя валютные риски, и это их подвело. Дальше, преимущество имеют проекты с длинным циклом. Третье — устойчивости добавляет сотрудничество с государством. Государство стало значительным игроком на рынке и не скоро с него уйдет. У него есть социальные проекты, инфраструктурные задачи, задачи освоения территорий, которые в той или иной мере будут выполняться, невзирая ни на какие кризисы.
Проект Академического предусматривает строительство жилья разных классов. Но пока строится только эконом. Почему?
— Мы не изменили стратегию реализации проекта, но подправили тактику. Изначально размышляли, в каком сегменте рынка начинать застройку: может быть, сразу возводить жилье разного класса? Но в кризис мы сосредоточились на экономичном сегменте, поскольку спрос был именно тут.
А жилье бизнес-класса вовсе из проекта убрано?
— Вы меня неправильно поняли. Мы проект не переделывали. В самой урбанистической модели Академического заложены площадки под разные сегменты, и мы просто сосредоточили усилия там, где было спроектировано жилье экономкласса. Уже с этого года начнется строительство жилья бизнес-класса, поскольку рынок оживает. И это как раз показывает, почему такие проекты устойчивы во время кризиса. Если бы мы строили только элитное жилье, то были бы обречены ждать, пока сегмент начнет расти. Если бы только офисы — то же самое. А в проекте комплексного освоения территорий (КОТ) есть все виды недвижимости, и мы можем заниматься тем сегментом, который «наиболее жив» сегодня. Еще одно преимущество: когда мы создаем задел в виде жилья, людей, которые будут клиентами магазинов, нам уже ритейлеров в район зазывать не надо — они сами к нам приходят. Продать первые этажи не было проблемой. Наоборот, конкуренция была за площади.
Как партнерство с государством повлияло на кредиторов? Взять длинные деньги, десятилетние кредиты, строителям непросто. А вам удалось.
— Сама логика заимствования должна быть привязана к проекту. Если у нас цикл проекта 20 лет, мы можем разговаривать о десятилетнем кредите (такие кредиты под инфраструктуру нам дает Сбербанк). А если вы строите один дом, то кредит на десять лет вам никто не даст, потому что срок стройки — полтора года. Поскольку наши проекты реализуются при поддержке государства, мы, с одной стороны, можем рассчитывать на бюджетные вложения, а с другой — продаем значительную часть жилья опять же государству. Тем самым мы создаем очень понятную ситуацию для кредиторов: банк видит, что рисков продаж у нас нет, соответственно нет сомнений в возврате средств.
РСГ планировала связать Академический с центром Екатеринбурга скоростным трамваем. Когда он появится?
— Сам трамвай появится в 2014 г. Мы им занимаемся. Идею поддерживает губернатор Свердловской области, у нас заложены расходы на проектирование. Сейчас активно ведем переговоры с компаниями, которые специализируются на подобном транспорте, в частности с Alstom. Хотя этот проект уже достаточно условно можно называть скоростным трамваем. Есть, например, машина на резиновом ходу — совершенно особый вид транспорта, который не нуждается в специально выделенной трассе и обладает фантастическими по сравнению с обычным трамвайным парком энергосберегающими характеристиками.
Я надеялся, что мы первыми в России реализуем эту идею. Не знаю, будет ли это так, но в число пионеров войдем точно. Проект состоится, я в этом убежден. Строительство будет очень быстрым. Те, с кем мы ведем переговоры о трамвайной трассе, выкладывают километр путей в течение трех дней, технология позволяет. То есть строительство займет от силы сезон. Очень важно сейчас определиться с бизнес-моделью. И кроме того, скоростной трамвай не только в Академическом будет курсировать: в центре тоже нужно определить место для трассы.
Кто осуществляет финансирование?
— Проектное — мы, строительство — федеральный и региональный бюджеты с привлечением банковского капитала.
В Академическом будут увеличиваться годовые объемы ввода?
— Будут, но точные цифры назвать сложно. Проект рассчитан на 25 лет, и сказать, что будет с рынком, нелегко, а мы, конечно, за покупательной способностью будем следить. Заложены объемы ввода в пределах 500 тыс. кв. м в год. Сейчас это выглядит реалистичным. Помимо жилья мы начинаем строительство ТРЦ, медицинской академии, коттеджей. Это многообразие и приведет к тем объемам строительства, о которых я говорю.
Покупатель номер один
Одним из основных покупателей квартир, построенных «Ренова-СтройГруп», является Минобороны. Если в 2009-м, в год старта специализированной программы, холдинг передал министерству 836 квартир, то в 2010 г. государство обязалось купить у РСГ уже в четыре раза больше — 3313 (из них 2383 — в Академическом). Общая стоимость госконтрактов составила более 10 млрд руб. (2009 г. — 1,88, 2010 г. — 8,23 млрд руб.).
Почему Министерство обороны стало вашим главным заказчиком?
— Просто Минобороны главный покупатель на этом рынке. Таких объемов никто в России больше не закупает. Почему? Вопрос не ко мне, а к Путину и Медведеву. Так определены приоритеты государства — обеспечить жильем военнослужащих. Но мы также принимаем участие в обеспечении жильем ветеранов, сотрудников МВД, переселенцев из районов Севера, молодых семей. Везде, где у государства появляется финансовый ресурс для приобретения социального жилья, мы ведем диалог об участии. Причем, говоря «государство», я имею в виду и федеральную власть, и региональную.
То, что РСГ — крупная компания, помогает в диалоге?
— Конечно, это наше конкурентное преимущество. Региональные власти нуждаются в том же самом, что и банки, — в четко сформулированной и финансово прозрачной стратегии. Но чтобы это не прозвучало как противопоставление крупных игроков другим участникам рынка, подчеркну: такого рода проект открывает возможности для всех. Только в Академическом работает 8 тыс. человек, а если считать тех, кто поставляет стройматериалы и обеспечивает другие потребности стройки, будет под 20 тыс.
Мы — глобальный fee-девелопер — игрок, который участвует в создании недвижимости на уровне общей организации, проектирования, финансирования, но не имеет собственных строительных мощностей. Строительные работы отдаются на подряд. Не секрет, что на площадке Академического мы собрали значительную долю строительных компаний Екатеринбурга. Таким образом, проект не устраняет конкуренцию, а выводит ее на новый уровень. За право работать у нас на площадке подрядчики достаточно серьезно соревнуются. Это же касается проектных организаций и производителей стройматериалов.
Закрепиться в Подмосковье помогли дольщики
В прошлом году «Ренова-СтройГруп» закончила проект, согласованный с правительством Московской области, по обеспечению жильем обманутых дольщиков. Она завершила брошенные объекты в Ивантеевке, Сергиевом Посаде, Щелково, Щербинке и других городах, на площадках, принадлежавших компании «Интер-Урал». Социальный проект помог дать старт идеям комплексного освоения территории в Подмосковье. Сейчас РСГ разрабатывает новый формат застройки — соты. Сотовая концепция — это все признаки КОТ при меньших размерах проекта (минимум для КОТ — 1 млн кв. м), что позволяет применять накопленный в Екатеринбурге опыт в небольших городах.
Сложно было реанимировать брошенные проекты?
— Это очень неблагодарное дело. Когда мы обсуждали с правительством Московской области условия, то говорили, что приоритетом для нас будут права физических лиц. Но как только вошли в проект, тут же возникли юрлица, перед которыми бросившая объекты структура несла обязательства. Пришли семеро с ложкой Приходили бы с деньгами, достраивали. Но они появились уже на финальной стадии с какими-то странными документами. К сожалению, работа по спасению обманутых дольщиков несет в себе большую составляющую, связанную с арбитражными производствами, с очисткой проектов от всяческих обязательств перед юрлицами.
А зачем вообще вы с этим связались? Ради имиджа?
— В значительной мере. Но, кроме того, это был шанс выйти на строительный рынок Московской области. Поскольку в этих проектах были большие участки земли, мы получили возможность реализовать КОТ. Наконец, речь идет о социальной ответственности бизнеса, ведь правительство области обратилось к нам с просьбой решить проблему. Конечно, мы рисковали. На начальном этапе проект был достаточно далек от экономики, но, учитывая, что мы наращивали объем, докупали площади, развили свою службу заказчика в регионе, сейчас на этом рынке мы уверенно себя чувствуем.
Как работал механизм дофинансирования этих объектов? Дольщики что-то доплачивали?
— Только в том случае, если изменялись в лучшую сторону характеристики жилья, например увеличивалась площадь. Те, кто не хотел доплачивать, получали компенсацию. Судов с физическими лицами у нас нет, что доказывает: обязательства перед ними мы выполнили.
Тогда откуда появились деньги на достройку?
— Это самый сложный момент, преодолеть который может только компания со значительными финансовыми возможностями. Внешние ресурсы в такой проект не привлечешь, поскольку все уже и так заложено и перезаложено. Везде, где находили возможности сэкономить и оптимизировать затраты (за счет увеличения плотности застройки, числа квартир, этажности и т. д.), мы это делали. Таких возможностей было много, прежние хозяева к площадкам отнеслись безалаберно. Могу сказать, что против затрат, которые изначально планировались в этих проектах, мы очень много денег сэкономили.
Вы говорите, что запускаете крупные проекты в Подмосковье. О каких городах идет речь?
— Это Щербинка, Подольск, другие города. Суммарно объемы строительства в Подмосковье доведем до 450 тыс. кв. м в год. Кроме того, с правительством Ярославской области мы уже подписали соглашение, строим «Яблоневый посад». Конечно, там масштаб меньше, чем в Академическом, но он соотносится с масштабом региона. 1,5 млн кв. м жилья для Ярославля значат примерно то же, что 9 млн — для Екатеринбурга. Очень большой, небывалый объем.
С чем связан выбор перечисленных территорий Подмосковья?
— Мы вступили в диалог с правительством Москвы. В столице трудно найти большие площадки, а в промышленных зонах, в области можно. Вопрос крупного строительного проекта здесь не то что назрел — он перезрел. Ведь точечная застройка, это уже признано всеми, по сути, задушила город. Надо как-то сосуды раскупоривать за счет проекта КОТ, потому что, как только такая площадка появляется, она разгружает инфраструктуру, люди переезжают — появляются возможности для реновации территорий.

Вениамин Голубицкий
Родился 28 апреля 1957 г. в Перми.
Образование: 1979 г. — МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет правоведения; 1982 г. — степень кандидата юридических наук; 1989 г. — доцент кафедры государственного и административного права.
Карьера: 1983-1988 гг. — Свердловский государственный педагогический институт, старший преподаватель, доцент кафедры; 1988-1986 гг. — Институт философии и права УрО РАН, старший научный сотрудник, заведующий отделом права; 1986-2000 гг. — депутат Свердловской облдумы, председатель комитета по экономической политике, бюджету, финансам и налогам; 2000-2003 гг. — вице-премьер правительства Свердловской области, министр по управлению государственным имуществом; 2003-2005 гг. — руководитель администрации губернатора Свердловской области, член правительства Свердловской области; с 2005 г. — президент «Ренова-СтройГруп».

Пять крупнейших проектов «Ренова-СтройГруп»
Проект
Общая жилая площадь
Общая нежилая площадь
Статус проекта
Срок реализации проекта
Академический
(Екатеринбург)
9 млн кв. м
4 млн кв. м
Построено более 100 тыс. кв. м жилья в 2009 г. и около 350 тыс. кв. м в 2010-м
2026 г.
«Солнечная Долина»
(Челябинск)
3 млн кв. м
1,8 млн кв. м
Временно приостановлен, ведутся переговоры с властями о реконцепции
н/д
«Потапово-3»
(Щелково, Московская обл.)
308 тыс. кв. м
29 тыс. кв. м
Завершаются строительные работы объектов первой очереди
2013 г.
«Яблоневый сад»
(Ярославль)
187,8 тыс. кв. м
(малоэтажная застройка — 15,9 тыс. кв. м)
7 тыс. кв. м
Завершается строительство объектов второй очереди
2015 г.
«Щербинка»
(Щербинка, Московская обл.)
171 тыс. кв. м
9,5 тыс. кв. м
Утвержден проект планировки территории, осуществляется проектирование жилых и инженерных объектов первой очереди
н/д

Источник: «Ренова-СтройГруп».

Сколько весит «Ренова-СтройГруп»
700 тыс. кв. м
введено в 2008-2010 гг.
1,5 млн кв. м
портфель проектов с вводом в 2011-2013 гг.
12 млн кв. м
общий портфель проектов жилой и коммерческой недвижимости

Источник: «Ренова-СтройГруп».