По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам 2010 г. продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России составили 1910,573 тыс. машин — на 30% больше, чем годом
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам 2010 г. продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России составили 1910,573 тыс. машин — на 30% больше, чем годом ранее. В декабре отечественный авторынок и вовсе вырос на 60% — до 204586 автомобилей. Эксперты объясняют это тем, что на фоне высоких цен на нефть и общего укрепления экономики к россиянам вернулась уверенность в завтрашнем дне — покупательская активность начала заметно расти.
Авторынок Свердловской области в 2008-2009 гг. пережил падение. «Продажи автомобилей на Урале снизились в два раза», — уточняет Анатолий Бартенев, генеральный директор ГК «Автобан». Однако со второй половины 2010 г. начался процесс уверенного восстановления. По словам генерального директора ГК «Авто Плюс» Павла Шестопалова, озвученная АЕБ динамика продаж на уровне 44% в прошлом году по сравнению с 2009-м актуальна и для Екатеринбурга, и в целом уральский рынок легковых иномарок кризис преодолел. К тому же, как показывает отчет «АВТОСТАТа», город уверенно вошел в десятку «самых емких» городов РФ по продажам легковых авто, заняв третье место: 3,5% автомобилей от общего числа по стране продаются именно в Екатеринбурге.
Возвращение авторынком города утраченных в кризис позиций подтверждает и тот факт, что в 2010 г. в Екатеринбурге открылось сразу несколько новых автоцентров: KIA Motors на ул. Щербакова и «Восточный Ветер» на Маневровой. Кроме того, компания «УралФрансАвто» презентовала салон «Британия» на ул. Машинной, нарушив монополию автоцентра «Краснолесье» на продажу и обслуживание автомобилей Land Rover. Также дилеры продолжали повышать эффективность уже существующих площадок: «Автобан-Запад» реконструировал центр на ул. Металлургов и открыл там салон Volkswagen.
Не портит общую картину даже тот факт, что в 2010 г. в Екатеринбурге закрылось четыре автоцентра: «МС» на ул. Машинной, «Лада-Екатеринбург» на Черняховского, «Уральские автомобили» на пр. Космонавтов и «Автосан» на Гурзуфской — его приобрела петербургская компания «Автопродикс» — дилер Nissan, Infinity и Renault. По словам Галины Костаревой, специалиста администрации города, с 2011 г. начал работу новый салон СТО «Уральские автомобили», а во втором квартале в Екатеринбурге откроется долгожданный салон BMW на Металлургов. Также в этом году чиновники ожидают открытия автоцентра Infiniti на Новокольцовской дороге.
По словам экспертов, главным локомотивом роста авторынка Екатеринбурга стал отложенный спрос — если в 2008-2009 гг. многие не спешили покупать машину, ожидая, что цены на новые авто упадут в 2010-м, то во второй половине прошлого года ситуация поменялась. «Как оказалось, стоимость автомобилей только выросла — на 10-15%, поэтому люди ринулись покупать авто по тем ценам, которые есть», — комментирует Сергей Мишкин, генеральный директор «АвтоАудиоЦентр». Причем спросом пользовались не только недорогие модели, но и премиальные автомобили. «В 2010 г. спрос на авто стоимостью до 1 млн руб. возрос на 13% по отношению к 2009 г. В сегменте 1-2,5 млн — на 20%, а спрос на автомобили стоимостью более 2,5 млн руб. вырос практически вдвое, — говорит г-н Шестопалов. — Аналитики объясняют это появлением в линейке премиальных авто новых конфигураций популярных моделей».
По словам Дмитрия Усачева, исполнительного директора «АСМОТО Славия», росту спроса к тому же способствовали вывод на рынок бюджетных моделей, программы утилизации и государственного субсидирования кредитования, специальные предложения ряда производителей, предоставлявших дополнительные скидки на автомобили, а также сниженные ставки по кредитам. Чтобы привлечь клиентов, в течение 2010 г. банки
Впрочем, удовлетворить резко выросший спрос автодилерам Екатеринбурга в полной мере не удалось. Сказался дефицит новых иномарок, вызванный в первую очередь сокращением производства у автоконцернов в 2009 г. «В кризис спрос на машины снизился, соответственно объемы выпуска автомобилей тоже сократились. Быстро скорректировать эти процессы невозможно, — отмечает г-н Мишкин. — Поэтому в прошлом году дилерские центры ощутили нехватку авто». В первую очередь, дополняет г-н Усачев, дефицит отразился на классе автомобилей бюджетных моделей и моделей среднего ценового уровня, сроки ожидания которых выросли на период больше года.
Сыграла свою роль и система долгосрочного планирования продаж, существующая у мировых автопроизводителей. В своей практике автоконцерны квотируют количество выделяемых на страну авто, ориентируясь на ее долю в общей структуре продаж. Впоследствии машины распределяются по городам и дилерам тоже в зависимости от доли рынка. Так как в кризис российский авторынок серьезно упал, в 2010 г. производители выделили отечественным дилерам значительно меньшее количество авто для продажи. Спрогнозировать, что во второй половине прошлого года россияне ринутся покупать машины, было невозможно — отсюда и дефицит, и образовавшиеся очереди. «На данный момент мало что изменилось — вновь возросший спрос не удалось полностью компенсировать из-за ограниченных квот, — объясняет Павел Шестопалов. — Срок ожидания автомобилей составляет в среднем от трех до шести месяцев».
Не спасла ситуацию в Екатеринбурге и программа утилизации, которая в целом стала для российского рынка оздоравливающей. По словам г-жи Костаревой, к 25 января 2011 г. от населения принято 9445 заявок на сертификат, на утилизацию ушло 2538 автомобилей, выдано 4838 сертификатов, а количество проданных авто составляет только 3524. Эксперты объясняют это все тем же дефицитом — сертификаты у граждан есть, но получить машину невозможно, так как заводы не справляются с таким ажиотажем.
Дилеры осторожничают с прогнозами
Аналитики Ассоциации европейского бизнеса ожидают, что в следующем году рост рынка продолжится — продажи могут достичь 2,24 млн машин. Планируемый рост составляет 15-17%. Участники уральского рынка в своих прогнозах более оптимистичны. «В 2011 г. мы ожидаем рост рынка иномарок в Екатеринбурге на 20-25%, — рассказывает г-н Шестопалов. — При увеличении квот от автопроизводителей во втором полугодии можно будет говорить о росте рынка на 25-30%. Но на возвращение к докризисным показателям надеяться рано». Ситуация с нехваткой новых автомобилей также должна постепенно выправиться. Эксперты отмечают, что по итогам 2010 г. автопроизводители внесли корректировки в свои планы, поэтому в 2011-м машин в салонах будет в 1,5-2 раза больше. Благодаря этому бренды с ходовыми моделями в линейке смогут увеличить объем продаж также в 1,5-2 раза.
Кроме того, дилеры возлагают большие надежды на постепенно восстанавливающееся автокредитование. «В 2010 г. автокредитованием воспользовались более трети покупателей. В 2011-м ожидается рост на уровне 40%», — прогнозирует Дмитрий Усачев. Впрочем, Павел Шестопалов считает, что доля продаваемых в кредит авто изменится незначительно: «Количество автомобилей, продаваемых в кредит, в 2011 г. увеличится пропорционально росту рынка продаж автомобилей, т. е. ориентировочно на 25-30%».