Интерес иностранцев к Екатеринбургу сильно преувеличен, считают уральские эмигранты, разъехавшиеся по другим странам. Подогреть его может уникальное предложение, которого сегодня нет. БЛИЦ-ОПРОС
ИННОПРОМ считают репетицией всемирной выставки ЭКСПО-2025. Заявку на участие врио губернатора Евгений Куйвашев подал в июне на генассамблее Международного бюро выставок в Париже. Если победит Екатеринбург, региону придется потратиться на большие инфраструктурные проекты — дорожные развязки, линии метро, реконструкцию городских районов, где построят выставочные павильоны. По опыту других стран, счет пойдет на миллиарды долларов. Президент Владимир Путин, открывший ИННОПРОМ-2017, пообещал содействие федерального центра. По общему мнению, главным плюсом ЭКСПО-2025, помимо развития территории, станет мировая известность региона, которую можно конвертировать в инвестиции. Сейчас о Екатеринбурге и Свердловской области за границей знают не все. Многие по-прежнему считают ее terra incognita. Чтобы выяснить, так ли это, DK.RU поинтересовался у российских эмигрантов и у иностранцев, которые нашли себе дело в Екатеринбурге, как выглядит наш город издалека.
Григорий Потемкин, руководитель RealchinaTEA.ru (Китай)
Но когда китайцы оказываются в России, воображаемый образ рушится. Они не понимают, как может преуспевать страна, где на больших пространствах нет ни приличных дорог, ни современной инфраструктуры — все в полузачаточном состоянии. Несколько моих знакомых из Китая, приезжавших в Екатеринбург и в Верхнюю Пышму туристами или по делам, просто офигели от того, что увидели. Они задали мне множество недоуменных вопросов, на которые я не знал, что ответить.
Алексей Чернышев, владелец доходных домов (Канада)
Когда я приезжаю к родным в Екатеринбург, политика прет изо всех щелей и реально капает на мозги. Тут, в Канаде, я ее не замечаю совсем. Ноль. На работе посторонние темы обсуждать не принято. Даже если речь идет о выборах премьер-министра. О победе Жюстина Трюдо я узнал только вечером, когда вернулся домой, хотя все мы за него голосовали.
Андрей Ушатинский, актер в «Clown Town» (Испания)
— В Испании Россией интересуются только те, кому нужен выход на международный рынок, да и то, есть много других стран с меньшими проблемами для инвесторов. А простым людям без разницы, что там делается. Например, один знакомый работает в компании по рыбозаготовкам — других русских там нет. Так вот, если в России случится что-то экстраординарное, и новость пройдет по всем СМИ, испанцы могут обратиться к нему за подробностями. Но обычно они говорят только о работе. Их директор пашет наравне с остальными. Тому, кто приходит по бумажным вопросам, приходится искать его в цехе. Для этих людей Россия очень далека, а близко то, что нужно семье. Другой знакомый трудится в электросетях. Там тоже много работают и вечером бегут домой.
Есть другие люди? Конечно. Они сидят в кафе, выглядят небогато, смотрят футбол, болтают обо всем, что придет в голову. Наверняка и про Россию разговор заходит.
Олег Дозморов, поэт и переводчик (Англия)
Какие-либо достоверные сведения об Урале и Екатеринбурге в сознании среднего британца отсутствуют. Обычно приходится объяснять, что это такое и где находится. И это тоже нормально, по-моему.
СМИ обычно освещают только те новости о России, которые так или иначе связаны с интересами Великобритании, в том числе международными. Обычно, чтобы попасть в новостную повестку, нашей стране требуется что-нибудь отчебучить на международной арене, а с этим в последние годы, как мы видим, проблем нет. Так, недавний адмиральский обмен колкостями по поводу качеств авианосцев широко освещался в СМИ (скорее, как казус). Но, в общем, наше извечное желание, чтобы нас любили во всем мире, не найдет здесь пищи для успокоения. Великобритания и Россия — внешнеполитические противники, и это сказывается на подаче и выборе новостей о России здесь и о Британии в российских СМИ. И это, опять же, нормально.
Иностранцы, работающие в Екатеринбурге, соглашаются, что в других странах не следят за событиями на Урале и не всегда знают, где он находится. Но особой беды в этом нет, считают они. Главное — решить, что вы скажете миру. Слушать плохого оратора никто не станет.
Игорь Йовович, генеральный менеджер Hyatt Regency Екатеринбург (родная страна — Сербия):
Франческо Спампинато, ресторатор (родная страна — Италия):
Фокус именно в этом. В России много ура-патриотов, доказывающих, что их страна — лучшая в мире, и много людей, которые говорят: здесь все плохо. Это две крайности. А нужен конструктивный подход. Для меня преимущества жизни в Екатеринбурге перевешивают недостатки, которые я тоже замечаю. Почему бы Екатеринбургу не приглашать в регион известных людей или, как сейчас говорят, опинион-лидеров, оплачивать им поездку, рассказывать о жизни на Урале, показывать все самое интересное. Это может сработать.
Мнения опинион-лидеров, собравшихся на ИННОПРОМе, услышат участники выставки. В этом году самая многочисленная делегация прибыла из Японии — она включает 168 компаний и бизнес-ассоциаций. Японские менеджеры, представившие в «Екатеринбург-ЭКСПО» продукцию своих компаний — вино, конструкционные материалы и промышленных роботов, рассказали DK.RU, чего они ждали от Екатеринбурга.
Синдзи Инаба, компания CHOYA, менеджер департамента внешней торговли:
— Рядовые японцы не представляют себе, где находится Москва, а где — Екатеринбург. Раньше я думал, что Екатеринбург — промышленный город, где на каждом шагу дымят заводы, а оказалось, это современный мегаполис с компактным историческим центром. Но если специально не искать информацию о России, то получить ее особенно негде. Японские СМИ нечасто пишут о вашей стране. Только в последнее время, когда активизировались переговоры о спорных территориях между президентом Владимиром Путиным и премьер-министром Японии Синдзо Абэ, жители страны начали внимательнее следить за новостями из России.
Масашико Кашива, компания Kobe Steel, генеральный менеджер департамента оборудования для переработки пластика:
— Я первый раз в Екатеринбурге. Он оказался крупнее, чем я ожидал. Когда мы решили, что поедем на ИННОПРОМ, то начали искать информацию о вашем городе. И выяснили, что во время Второй мировой войны из европейской части страны на Урал эвакуировали разные производства, потому что Москва и Ленинград были захвачены немцами [ответ цитируется без фактических правок — прим.ред.]. Все это определило дальнейшее развитие Екатеринбурга как индустриального центра. Если говорить об инфраструктуре, то крупные российские города — и Екатеринбург, и Москва — на уровень ниже, чем Токио или Осака. Но у японцев более популярен Санкт-Петербург, где есть большой музей «Эрмитаж». Я тоже там был. Культурные проекты сближают людей. Новости из российской культурной сферы, о которых рассказывают японские СМИ, обычно позитивные, а сообщения об экономике и политике страны не оставляют хорошего впечатления. Возможно, из-за того, что спор о Курильских островах еще не окончен.
Юки Хиякава, компания Kawasaki, помощник менеджера:
— Россия — это страна, где в основном говорят по-русски. Это я могу сказать определенно. В Екатеринбург я попал случайно, и прежде ничего об этом городе не слышал.
Японцы считают Россию далекой страной, не совсем удобной для туристических поездок — есть много других мест, куда проще добраться. Но вот я здесь, и очень этому рад.