рейтинг За деловой сезон — 2009-2010 тройка наиболее влиятельных бизнесменов не изменилась. Согласно интегральному показателю, а проще говоря, по очкам первым стал генеральный директор «УГМК-Холдин
рейтинг
За деловой сезон — 2009-2010 тройка наиболее влиятельных бизнесменов не изменилась. Согласно интегральному показателю, а проще говоря, по очкам первым стал генеральный директор «УГМК-Холдинга» Андрей Козицын, на строчку ниже спустился глава «Реновы» Виктор Вексельберг, а Дмитрий Пумпянский, председатель совета директоров Группы Синара и ТМК, сохранил позиции. Но расстановку эту можно назвать чисто математической. По ощущениям все три фигуры сегодня равны. Просто внимание г-на Вексельберга сейчас отвлечено от Свердловской области, и он больше занят проектом «Сколково», чем своими алюминиевыми, строительными и энергетическими активами. Их работу обеспечивают эмиссары Вениамин Голубицкий, Евгений Ольховик, Борис Смоляницкий. К слову, все они были в шорт-листе рейтинга, но в ТОП-15 не попали — эксперты, как и раньше, переложили их влияние на шефа. А он предпочитает в последнее время не светиться на Урале. Нет свежих заявлений Виктора Вексельберга о новых проектах в области, нет новых ЧГП, с губернатором Александром Мишариным он встречается гораздо реже, чем в свое время с Эдуардом Росселем. Последний раз глава «Реновы» приезжал на «ИННОПРОМ». Но провести экскурсию по стенду компании для вице-премьера РФ Игоря Сечина, губернатора и премьера Свердловской области он поручил г-ну Голубицкому.
Андрей Козицын, наоборот, показал все сам. Причем визитеров заинтересовала отнюдь не медь — с ней все в порядке: мировые цены отрастают, укрепляя влияние УГМК в регионе. Г-н Сечин взглянул на проект ракеты-носителя «Зенит-3SLБ» компании «Международные космические услуги» (50% владеет УГМК). И внимательно рассмотрел макет ледовой арены в Сочи, строительство которой федеральные власти поручили финансировать медному холдингу. Крепнущая связь как с федеральным центром, так и с обладминистрацией плюс относительная публичность г-на Козицына — вот основные факторы роста его влияния. Впрочем, ключевым оказывается все же публичность: если взглянуть на субрейтинги (см. с. 72) Андрей Козицын «тяжелее» Виктора Вексельберга по общественному мнению. По влиянию на экономику региона и лобби-параметрам глава «Реновы» на первых строчках. В минувшем деловом сезоне г-н Козицын как бы подчеркнул, что кризис для его холдинга закончился и он готов к разного рода сотрудничеству. В Екатеринбурге он сдал и разморозил большинство строек, пообещал поддержать активно лоббируемый Александром Мишариным проект объединения городов-спутников в единый муниципалитет и получил от Аркадия Чернецкого знак почетного гражданина Екатеринбурга (подробнее см. на с. 46).
Со сменой власти в Свердловской области Андрей Козицын и Виктор Вексельберг ничего не потеряли и ничего не приобрели, оставшись при своем интересе. Просто раньше они были равноприближенные к губернатору, теперь — равноудаленные. Чего не скажешь о Дмитрии Пумпянском, который при Эдуарде Росселе предпочитал оставаться в тени. По общему мнению, он имел прямое отношение к назначению на пост Александра Мишарина, как минимум высказался за его кандидатуру. Его слово было немаловажным для транспортного лобби. Теперь г-н Пумпянский усиливает свое влияние в регионе. Пока это незаметно, но наблюдатели сравнивают его со сжатой пружиной. Сегодня он возглавляет самую влиятельную лоббистскую структуру региона — Союз промышленников и предпринимателей. Причем за год возродил ее из пепла и привлек в правление самых уважаемых влиятелей. Подавляющее большинство этих бизнесменов представлены в нынешнем рейтинге «ДК» (полный список президиума СОСПП см. в «ДК» № 16 от 4 мая 2010 г.). Сегодня самый интересный проект, в котором Дмитрий Пумпянский, кстати, конкурирует с г-ном Вексельбергом, — это Уральский федеральный университет. Точнее, бюджет на его развитие. Пока ничья.
Впрочем, вряд ли кто-то из региональных бизнесменов может сравниться во властном лобби с главой госкорпорации «Ростехнологии» Сергеем Чемезовым. Ближайший друг Владимира Путина способен влиять на влиятелей. Причем не вниз по вертикали власти, а напрямую. Наиболее показательный пример — патовая ситуация, в которую он поставил г-на Вексельберга и его команду накануне продажи 13,4% акций корпорации ВСМПО-АВИСМА. К слову, титановая компания — ключевой уральский актив в списке предприятий «Ростехнологий», а список действительно впечатляющий (подробнее см. с. 49). Из последних событий: именно г-н Чемезов первым сказал «да» Александру Мишарину на тему выставки «ИННОПРОМ». Предприятия «Ростехнологий» должны были составить ее костяк. Потом уже ее куратором стал Игорь Сечин и его имя стало главным маяком для промышленников.
К слову, единственным из металлургов, кто не выставил свои предприятия на «ИННОПРОМе», был владелец НЛМК Владимир Лисин. Между тем его влияние на экономику региона резко усилилось с покупкой «Макси-Групп» у Николая Максимова. Споры о сумме сделки, правда, они ведут до сих пор, но уже сам факт «разрешения покупки» ряда градообразующих предприятий говорит за то, что г-ну Лисину благоволят как в Москве, так и на Урале. И видимо, не зря: его метзаводы считаются самыми технологичными в стране. Он обещал модернизировать и свои свердловские предприятия.
Десятое место в рейтинге у Игоря Алтушкина, владельца Русской медной компании (РМК), и это закономерно, по мнению наблюдателей. Его интересы сегодня практически не связаны со Свердловской областью. Скорее с Челябинской, где расположен ключевой актив РМК — «Карабашмедь».
В этом году в рейтинг самых влиятельных бизнесменов региона попало аж пять представителей естественных монополий. Их роль закономерно усиливается особенно в кризис, когда они начинают повышать тарифы. Казалось бы, Владимир Супрун, начальник СвЖД, Валерий Родин, гендиректор «МРСК Урала», и Давид Гайдт, глава «Газпром трансгаз Екатеринбург», — люди-функции, и на их месте любой был бы влиятельным. Любой, да не каждый, возражали эксперты: это люди-глыбы, очевидно нужные на своем месте, и роль их личности в экономическом процессе региона вряд ли кто-то сможет отменить в ближайшее время. Заменить некем, да и незачем.
Председателя Уральского банка Сбербанка России Владимира Черкашина и основателя корпорации «ЯВА», председателя Российского газового общества Валерия Язева назвать представителями госмонополий можно с натяжкой. Главный банкир региона все равно конкурирует с другими банками и, безусловно, доминирует в сегменте крупных корпоративных кредитов — любой бизнесмен сегодня хочет быть его другом. Ну а имя главного газового лоббиста связывают со строительством электростанций, в том числе и атомных. Предприятие «Уралэнергострой», входящее в холдинг «ЯВА», сейчас активно занимает эту нишу в России, и его деятельность подкреплена многолетними контрактами. Кроме того, группа вкладывается в энергетическое машиностороение и совместные проекты с ГК «РОСНАНО», в частности в нанофабрикацию асферических оптических элементов.
К бизнесменам успешно и удачно пережившим кризис, можно смело отнести Валерия Савельева, главу AVS Group, Игоря Ковпака, президента ГК «Супермаркет «Кировский», и Валерия Ананьева, гендиректора «Атомстройкомплекса». Г-н Савельев завершал и начинал девелоперские проекты, покупал и продавал активы. Деятельность компании поддерживали основные бизнесы — объем перевозок «Авиакон Цитотранс» сохранил и даже увеличил, алкогольная дистрибуция тоже развивалась в основном благодаря финансовым проблемам других алкодилеров региона. Г-н Ковпак дополнил свою розничную сеть за счет аптек, помог избрать своего сына Льва в облдуму и родил четвертого ребенка. Г-н Ананьев разморозил все стройки «Атомстройкомплекса» за счет кредитов Сбербанка и теперь является связующим звеном между застройщиками города и прокуратурой в вопросах возврата арестованных землеотводов.
Знаковые инвестпроекты региональной бизнес-элиты в Свердловской области
Источник: Министерство экономики Свердловской области, данные компаний, «ДК».