Как получать существенные налоговые льготы, зачем региону 7 млрд палочек для эскимо и почему бизнес начал строить школы — в интервью министра инвестиций и развития Свердловской области.
В этом году, по предварительным подсчетам свердловского министерства инвестиций, регион смог привлечь больше 367 млрд руб. В будущем году этот показатель планируют увеличить, предложив бизнесу новые преференции — возможность получить инвестиционный налоговый вычет, заказ под гарантии региональных властей, налоговые каникулы.
Кто может претендовать на такие налоговые льготы, какие проекты и сферы экономики особенно остро нуждаются в инвесторах и как власти находят баланс между главной задачей бизнеса (получить прибыль и минимизировать расходы) и собственными задачами (наполнить бюджет и замотивировать инвестора), DK.RU рассказала министр инвестиций и развития Свердловской области Виктория Казакова.
Кто заплатит за «Уральские Альпы»
В начале года губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев поставил задачу создать туристический кластер «Гора Белая». За счет нового проекта в ближайшие годы турпоток на Гору Белую увеличится как минимум в 2,5 раза — до 600-700 тыс. человек. Планируется, что горнолыжной инфраструктурой и общим руководством проектом займутся региональные власти, а гостиницы, рестораны и центры развлечений на склонах построят предприниматели. Компании, решившие развивать туркластер и вкладывать в него деньги, получат налоговые льготы.
Какие именно льготы получат предприниматели, решившие стать резидентами туристического кластера «Гора Белая»?
— Будущие резиденты кластера смогут воспользоваться инвестиционным налоговым вычетом в размере до 90% от налога на прибыль, и в течение первых пяти лет не уплачивать налог на имущество. В последующие пять лет они будут уплачивать его по льготной ставке — 1,1% (то есть, половину от стандартной ставки). Для этого были внесены изменения в некоторые региональные законы. Так, изменениями в закон №51 «О туризме» было введено само понятие туристско-рекреационного кластера и его резидентов — раньше подобных проектов в регионе не было. А 4 декабря были законодательно закреплены налоговые льготы для резидентов.
Большое количество компаний, работающих именно в туристическом секторе, подпадают под льготный режим налогообложения, который у нас уже действует для субъектов малого и среднего бизнеса, работающих по упрощенной системе налогообложения. Поэтому для них, даже если они не станут резидентами кластера, будет действовать льготная ставка 5%, а первые два года после открытия компании будут безналоговым периодом.
Что для создания кластера сделает региональное правительство, а чего ждут от бизнеса?
— Простора для деятельности хватит и властям, и бизнесу. Туристско-рекреационный кластер занимает довольно большую территорию — почти 2,5 тыс. гектаров, в которую входят 15 небольших населенных пунктов и два муниципалитета — Нижний Тагил и Горноуральский заводской округ. Также на территории кластера расположен заповедник Висим и дом-музей писателя Мамина-Сибиряка, природный парк «Река Чусовая». Центром кластера станет горнолыжный курорт «Гора Белая». На него ежегодно приезжает около 270 тыс. гостей, но большая их часть — во время горнолыжного сезона. Развитие курорта должно сделать его всесезонным: туристы будут приезжать круглый год, и в ближайшее время «Белую» будет посещать в 2,5 раза больше гостей — до 600-700 тыс. человек в год. Для этого будут созданы недостающие для полноценного отдыха туристов элементы инфраструктуры, чтобы люди приезжали не на два-три часа в зимний сезон, а на несколько дней и круглый год.
Региональные власти при создании кластера отвечают за проектную и координационную работу, а также улучшение существующей спортивной инфраструктуры горнолыжного курорта: необходимо оборудовать еще один склон, проложить новые трассы, сделать современные подъемники. В течение следующего года будет подготовлена проектно-сметная документация, после чего начнется строительство. От инвесторов, для которых уже созданы благоприятные налоговые условия, мы ждем создания «гостевой» инфраструктуры и сервиса — гостиниц, ресторанов, досуговых и СПА-центров.
Сколько средств вложат в этот проект инвесторы, а сколько будет выделено из бюджета?
— Мы рассчитываем, что внешние инвесторы вложат в развитие кластера почти 8 млрд руб. за десять лет, объем налоговых отчислений за этот же период составит около 1,5 млрд руб. Точную сумму, которую придется выделить из бюджета, мы просчитаем по результатам проектно-сметных работ, которые специалисты проведут в будущем году. На 2019 год запланировано выделить 200 млн руб. для развития проекта. Эти средства будут направлены, в первую очередь, на проектирование объектов спортивной инфраструктуры кластера.
Интересуются ли потенциальные инвесторы возможностью принять участие в этом проекте?
— Да, бизнес проявляет свой интерес: кто-то хочет открыть небольшой отель, кто-то готов заниматься общепитом. Мы установили для потенциальных резидентов инвестиционный минимум: предприниматель должен вложить в проект на менее 5 млн руб. и/или создать не менее пяти новых рабочих мест. В остальном ограничений нет, и мы готовы рассматривать любые идеи, которые предложит нам бизнес.
Бюджет и палочки для мороженого
Инвестиционный вычет в обозримом будущем смогут получить не только резиденты туристического кластера. Сейчас готовятся изменения в закон «О ставке налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков в Свердловской области», которые позволят получить вычет из объема налога на прибыль также инвесторам, вкладывающим деньги в высокотехнологичные отрасли: химическую промышленность, производство лекарств и медоборудования, высокотехнологичный бизнес, ИТ, производство транспортных средств и летательных аппаратов. Правда, представители промышленных предприятий предлагают пойти еще дальше: в частности, предприниматели хотели бы расширить перечень отраслей для применения вычета, чтобы льготой могли воспользоваться представители базовых сфер свердловской экономики — металлургии, машиностроения, лесопереработки и т.д.
Как в регионе с дорабатываются параметры налогового вычета?
— Право введения подобной льготы у российских регионов появилось 1 января этого года. Данная норма пока начала действовать только в четырех субъектах РФ: Удмуртии, Ямало-Ненецком автономном округе, Карелии и Ханты-Мансийском автономном округе. Вычеты применяются либо в отношении предприятий, работающих в отдельных отраслях, либо в отношении проектов, которые регион наделяет определенным статусом.
Что происходит с введением налогового вычета в Свердловской области? Уже готов рамочный законопроект, он сейчас проходит обсуждение. Важно, что с самого начала работу над законопроектом мы ведем в диалоге с бизнес-сообществом. Активно в обсуждение включился Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей, уполномоченный по правам предпринимателей. Мы идем в числе первых регионов, внедряющих инвествычет, поэтому важно принять взвешенное, максимально проработанное решение и при этом учесть интересы бизнес-сообщества. Так, предприниматели всегда стремятся оптимизировать расходы и получить максимальную прибыль при ведении бизнеса — это естественно. А мы должны наполнить бюджет, формирующийся в том числе за счет налога на прибыль, из которого бизнес будет получать инвестиционный вычет. Кроме того, наша цель — простимулировать развитие высокотехнологичных отраслей экономики, такую задачу поставил президент России.
В этих вопросах мы должны найти баланс и, с одной стороны, создать эффективный инструмент для стимулирования бизнеса, а с другой — сформировать бюджет, который будет работать в интересах жителей области.
Привлечение инвестиций в экономику региона — не менее важная задача, чем наполнение бюджета. Какие планы на ближайшие несколько лет поставлены перед региональным правительством и министерством инвестиций?
— К 2021 году объем инвестиций в регион должен составить не менее 560 млрд руб. – это инвестиции во все проекты — бизнес, инфраструктурные и социальные. Такую задачу поставил перед нами губернатор Евгений Куйвашев в программе «Пятилетка развития».
Масштабность задачи требует от нас качественных изменений, сильных решений и ответов, открытия резервов и консолидации ресурсов. Задача амбициозная и вполне выполнимая, если каждый будет вкладываться в ее достижение, создавать условия, необходимые для развития области. Для сравнения: в прошлом году объем инвестиций составил 337 млрд руб., в этом году ожидается прирост на 30 млрд руб.
Кто вкладывает средства в регион: государство, бизнес?
— Все вкладывают. Например, объем средств федерального бюджета, уже учтенный и расписанный в бюджете Свердловской области на 2019 год, составил 23,9 млрд руб. Это достаточно серьезная цифра.В том числе 3 млрд руб. субсидий пойдут на развитие строительной сферы, 1,8 млрд руб. — сферы ЖКХ и городского благоустройства, 1,7 млрд руб. — сферы здравоохранения, порядка 1 млрд руб. — на развитие агропромышленного комплекса. При этом на реализацию нацпроекта по развитию малого и среднего предпринимательства в регионе будет направлено более 1 млрд руб. За последние четыре года — с уверенностью могу сказать — это максимальный объем федеральных средств в развитие МСП.
Доля бизнеса в объеме инвестиций у нас традиционно превышает другие источники финансирования. По итогам 2017 года собственные средства организаций составили почти 60% инвестиций в регион. Сейчас в перечень инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение для социально-экономического развития Свердловской области, включены 63 проекта, в том числе такие, как микрорайоны Солнечный и Академический, с общим объемом инвестиций 1,2 трлн руб.
Готовы ли инвестировать в развитие бизнеса на Урале иностранцы?
— Да, и не только готовы, но уже активно реализуют целый ряд проектов. Свердловская область обладает существенным потенциалом для привлечения зарубежных инвестиций, организации бизнеса с иностранным участием. В 2017 году объем инвестиций в основной капитал организаций иностранной или совместной собственности составил 44,5 млрд руб. За девять месяцев текущего года на территории региона зарегистрировано 77 новых компаний с участием зарубежного бизнеса.
В последние годы большой интерес, например, проявляет Китай. В качестве примера можно назвать совместную российско-китайскую компанию «ЛесКом Развитие», развивающую проект в Краснотурьинске. Там, на территории опережающего развития, развернули нестандартное производство — выпуск палочек для мороженого. Мощность предприятия — 7 млрд штук в год, это 8% от мировой потребности.
Кроме того, новыми площадками интересуются японцы. С ними, в силу особенностей национального менталитета, непросто налаживать бизнес-контакты, но тем не менее у нас есть успешный опыт реализации российско-японских проектов: взять хотя бы производство станков «ОКУМА», введенное в эксплуатацию в 2016 г. Набирает оборот сотрудничество с Республикой Корея. Например, в этом году на площадке «Титановой долины» резидент «Миникат», соинвестором которого выступает корейская корпорация YG-1, завершил строительство здания для своего предприятия. До конца 2018 г. он планирует запустить производство режущего инструмента для титановых сплавов, нержавеющих сталей. Также ведутся переговоры об участии корейских партнеров в реализации производственных и инфраструктурных проектов в регионе.
Один из факторов, который влияет на расширение сотрудничества с другими странами, является их участие в ИННОПРОМе в качестве стран-партнеров. Например, после проведения Российско-Китайского ЭКСПО и ИННОПРОМа в партнерстве с Китаем оборот между Свердловской областью и КНР вырос на 83%.
Но ряд иностранных инвесторов отказывается от реализации инвестпроектов в регионе. Недавно бельгийская компания LhoistGroup решила не запускать в области завод по производству извести и потеряла на этом большие деньги. И это — не единственный пример. Почему так происходит?
— Как я уже говорила, бизнес в любой ситуации старается минимизировать свои расходы и увеличить прибыль, и у каждого такого инвестора на момент принятия решения были определенные причины — чаще всего связанные с не зависящими ни от нас, ни от компании внешнеполитическими или внешнеэкономическими факторами. Практика показывает, что проходит немного времени, меняется глобальная ситуация или международный бизнес просто к ней адаптируется и возвращается к приостановленным ранее проектам. Мы прилагаем все усилия, чтобы при готовности работать и вкладывать в региональную экономику любой инвестор находил адекватный отклик, прежде всего, со стороны власти.
Обеспечивается ли иностранному инвестору или предпринимателю из другого региона индивидуальное сопровождение проектов со стороны представителей профильных областных структур? Ведь сегодня существует несколько точек входа для инвестора и не всегда бывает понятно, куда бежать.
— Мы вообще ко всем инвесторам — и иностранным, и российским — ищем индивидуальный подход. Сейчас мы работаем над максимальным сокращением срока от момента принятия решения о готовности инвестировать в проект на территории Свердловской области до непосредственного запуска предприятия и генерации прибыли. Чаще всего внешние инвесторы не знают специфики региона, особенности законодательства, не имеют пула постоянных и надежных поставщиков и партнеров. Поэтому им оказывают комплексную консультационную поддержку, знакомят с общественными и отраслевыми объединениями, представителями вузов (если есть такая потребность), региональным законодательством.
Сейчас этой работой занимается в основном КРСУ. Мы планируем, что с будущего года единой точкой входа для всех проектных инициатив станет министерство инвестиций. Специалисты министерства будут проводить первичную диагностику проектов, а дальше к их сопровождению будут подключаться другие органы исполнительной власти, институты развития: КРСУ, фонды. Естественно, каждый проект получит сопровождение проектным менеджером, который обеспечит оперативное реагирование на любые изменения, будет подсказывать, какие возможности для конкретного проекта инвестора может предоставить регион.
Такой менеджер был бы не лишним и местным предпринимателям: многие свердловские бизнесмены, которые воспользовались инструментами господдержки, говорят, что узнали о них случайно, а до этого были не в курсе таких возможностей…
— Да, такую задачу мы перед собой ставим, ищем пути ее решения, действуем самым активным образом. Например, мы ежегодно расширяем перечень мероприятий, популяризирующих предпринимательство и существующие меры господдержки. Именно популяризация, развитие акселерационных программ и расширение инструментов финансовой поддержки станут основными направлениями, на которые в 2019 г. будет выделена эта беспрецедентная сумма в 1 млрд руб., о которой я говорила раньше.
В будущем году первым шагом в популяризации предпринимательства станет исследование, которое СОФПП проведет среди экономически активных свердловчан, чтобы оценить процент желающих начать свой бизнес. Далее планируется развернуть масштабную рекламную и PR-кампанию с участием местных успешных предпринимателей, проводить с ними встречи и создать бизнес-блог с мотивирующими историями успеха и экспертными комментариями. Будет организована масштабная работа с молодежью, предпринимательство будет включаться в вузовские программы. Уже сейчас мы плотно сотрудничаем с общественными организациями, например, «Опора России», «Деловая Россия», «Женщины бизнеса». Инициативы общественников мы интегрируем в наши региональные программы — так, у нас успешно реализуется программа «Ты — предприниматель». Также взаимодействуем с появляющимися постоянно бизнес-клубами, рассказываем их участникам о возможностях поддержки, ищем среди них менторов и наставников, вовлекаем в совместные проекты.
Для лучшей кооперации уральского бизнес-сообщества 14 декабря на площадке «Ельцин Центра» мы открыли новое дискуссионное пространство — «Точка кипения». Здесь представители бизнеса, власти, СМИ, общественных организаций, фондов, науки смогут обмениваться новыми идеями, генерировать их, обсуждать. Кроме того, с малым бизнесом в регионе работают муниципальные фонды поддержки предпринимательства — их сеть охватывает больше половины наших муниципалитетов. Их специалисты консультируют, помогают в юридических и финансовых вопросах предпринимателям и тем, кто только хочет ими стать. За девять месяцев этого года услугами фондов воспользовались 11 тыс. человек — и это не считая тех, кто обращается в СОФПП в Екатеринбурге.
Какие сферы сегодня остро нуждаются в инвестициях? В какие проекты вы бы посоветовали инвесторам вкладывать средства?
— Прежде всего, мы советуем вкладывать свои средства в Свердловскую область. Здесь мы рады самым разным инвесторам — и тем, кто развивает инфраструктуру, туризм, кто вкладывается в высокотехнологичный бизнес, промышленность, и тем, кто готов заниматься производством товаров народного потребления.
Школы сейчас, деньги — потом
О механизме государственно-частного партнерства говорят давно, однако реальные примеры его применения появились только в последние годы. Сейчас, отмечают в министерстве инвестиций и развития Свердловской области, механизм ГЧП — в первую очередь, концессии, успешно работает. Причем, его применяют при создании не только коммерческих, но и социальных объектов.
— Механизмы государственно-частного партнерства находят сейчас все большее применение при реализации различного рода инвестиционных проектов. Сегодня большая часть концессий реализуется в сфере ЖКХ, но в этом году объектом концессии стал даже памятник культурного наследия. По усадьбе Железнова в Екатеринбурге (памятник архитектуры регионального значения) было подписано концессионное соглашение сроком на тридцать лет. Инвестор отреставрирует это здание и откроет в нем бутик-отель. Таким образом, нам удастся сохранить уникальный архитектурный памятник Екатеринбурга, дать ему вторую жизнь, а деньги в это вкладывает бизнес, который будет затем извлекать доход из эксплуатации отеля, при этом право собственности на объект остается у Свердловской области.
Сейчас мы прорабатываем возможность заключения концессионных соглашений по объектам транспортной инфраструктуры. Кроме того, от бизнеса поступила инициатива строить в рамках соглашения о ГЧП школы в областных городах. Мы выбрали для этого три пилотных муниципалитета — Первоуральск, Березовский и Верхняя Тура. Там школы будут строить с нуля, плюс к этому, предусмотрен проект полномасштабной реконструкции школы в Краснотурьинске. И пока в России примеров реализации подобных проектов нет.
Всего в области реализуется 56 проектов государственно-частного партнерства с общим объемом инвестиций более 36 млрд. руб. Большая часть из них – это концессионные соглашения, 12 из которых было заключено в 2018 г.
Когда инвестор вкладывает деньги в создание бутик-отеля в историческом объекте, понятно, на чем он будет зарабатывать. А на чем заработает бизнес, инвестировавший в школу?
— Во-первых, инвестор может заработать на технической эксплуатации здания. Во-вторых, механизмом компенсации является плата за доступность — это бюджетные инвестиции за пользование объектом соглашения. Если объяснять совсем упрощенно, предприниматель получает заказ и гарантии по выплатам, а государство — новые объекты «прямо сейчас» с возможностью расплатиться за них позже.
Еще один механизм государственно-частного партнерства — это создание особых экономических зон, территорий опережающего развития. Однако в их адрес— и прежде всего, в адрес ОЭЗ «Титановая долина» — звучит много критики, как от бизнеса, так и от представителей законодательной власти. Насколько эта критика обоснованна?
— Возможно, они развиваются не слишком быстро, но дорогу осилит идущий. Если говорить о «Титановой долине», то в ней мы уже перешли в эксплуатационную фазу. Для этого на площадке в Верхней Салде была проделана колоссальная работа — создано и введено в эксплуатацию 28 объектов инфраструктуры, для чего понадобилось протянуть более 224 км инженерных сетей. На это потребовались и время, и финансы. Хочу подчеркнуть: в особую экономическую зону из бюджета вложили 3,7 млрд руб., а резиденты в нее инвестировали почти вдвое больше — 6,8 млрд руб. По итогам 2018 г. «Титановая долина» существенно улучшила свои показатели и в рейтинге российских особых экономических зон поднялась с 12 места на 6-е.
Сейчас у «Титановой долины» 13 резидентов, создано более 130 новых рабочих мест.В этом году начало работу одно из крупнейших металлообрабатывающих производств, работающих в сфере обработки титана, — UralBoeingManufacturing. 19 декабря была открыта вторая очередь ОЭЗ на Уктусе, где якорным резидентом стал Уральский завод гражданской авиации.Также на прошлой неделе экспертный совет ОЭЗ одобрил заявки трех потенциальных резидентов и расширение проекта уже существующего резидента — компании «Русмед». Соглашения с новыми резидентами, которые суммарно инвестируют в создание новых производств более 1,1 млрд руб., уже подписаны.
А что происходит с зоной опережающего развития в Краснотурьинске?
— Там тоже работа перешла в эксплуатационную фазу. В ТОСЭР работают три резидента — Богословский кабельный завод, «ЛесКом Развитие», «УтильМастер», а буквально в декабре к ним присоединилась компания «Полиметалл», которая также получила статус резидента и будет строить в Краснотурьинске фабрику для переработки полиметаллических руд. Только по этому проекту объем инвестиций превысит 3 млрд руб., будет создано 150 рабочих мест.
В Краснотурьинске на территории индустриального парка была создана производственная инфраструктура для представителей малого и среднего бизнеса — технопарк, бизнес-инкубатор, производственные площади с инженерными сетями, офисные помещения. Сегодня все площади технопарка заполнены. Это оказалось настолько востребовано, что мы собираемся в будущем году запустить еще один бизнес-инкубатор в Краснотурьинске, и потенциальные резиденты для него уже есть. Поэтому вопреки критике все территориальные проекты, созданные для поддержки бизнеса в Свердловской области, можно назвать успешными и востребованными.