Меню

Виртуализация в действии: Счета-фактуры поместили в «облако»

Рынок электронного документооборота (ЭДО) вырастет в разы: вслед за сдачей бухгалтерской и налоговой отчетности через Интернет в России разрешили выставлять электронные счета-фактуры.

Сегодня на бумажный оборот бизнес тратит до 517 млрд руб. в год. Уральские разработчики систем электронного обмена рассчитывают на солидную долю «облачных» затрат.

«Деловой квартал» № 15 (825) от 23 апреля 2012 г., стр. 16-17, «Счета-фактуры поместили в «облако».

Министерство юстиции 11 апреля зарегистрировало приказ ФНС РФ, который утвердил форматы электронных счетов-фактур, журнала их учета, книг покупок и продаж. Формы и правила ведения этих документов были приняты правительством РФ в конце декабря 2011 г., а изменения в Налоговый кодекс РФ, регламентирующие обмен электронными счетами-фактурами, внесены еще летом 2010-го. В силу приказ ФНС вступит по истечении 10 дней с момента его официальной публикации. Произойти это может в начале мая, дата публикации пока не раскрывается.

Представители ИТ-компаний отмечают, что на Западе счета-фактуры давно переведены в «облако», в России этот процесс тормозило только отсутствие разрешений от контролирующих органов. «Все, что касается бухгалтерии и налоговой отчетности, в том числе и счета-фактуры, должно быть виртуализировано. Это позволит бизнесу производить различные операции быстрее и дешевле, используя при этом минимум ресурсов», — убежден Евгений Валентюк, заместитель генерального директора по автоматизации компании РЦ «Онлайн». В «СКБ Контур» называют конкретные цифры: в России в ежегодном обороте находится до 45 млрд бумажных первичных документов, на оформление и доставку которых частные предприятия тратят порядка 517 млрд руб.

Электронный счет-фактура, таким образом, признан полноценным документом. Если бумажный аналог получает легитимность при наличии печати организации, «облачная» версия подтверждается электронной цифровой подписью (ЭЦП). Наиболее заинтересованными в переходе на цифровые счета-фактуры эксперты называют предприятия розничной торговли. «У ритейлеров большой оборот и не очень высокая маржа. Перевод в электронный вид, во-первых, позволит им уменьшить налоговые риски (при неправильно оформленном счете-фактуре ФНС вправе доначислить НДС, а в электронном виде оформление стандартизировано). Во-вторых, отказаться от содержания складов с документами и существенно снизить издержки, а в-третьих, сократить расходы на курьеров», — комментирует Антон Сизов, руководитель проекта «Диадок» (система электронного обмена первичными документами) компании «СКБ Контур». Александр Оглоблин, президент сети супермаркетов «Елисей», это подтверждает: «В нашей сети ежедневно проводится порядка 300 платежных поручений. Оплата за товар производится по счету-фактуре, поэтому любая задержка документов отражается на сроках поставок. Перевод в электронный вид позволит избежать срыва поставок и сэкономить на хранении бумаг, для которых часто приходится арендовать отдельные помещения».

Впрочем, представители бизнеса нередко подвергают сомнению безопасность таких операций. Ранее Ирина Богданович, и. о. министра информационных технологий и связи Свердловской области, прогнозировала, что 50% юридических лиц в регионе будут использовать ЭЦП только к 2015 г. Николай Репин, руководитель отдела программного обеспечения компании «Айтекс»: «В безопасности электронных счетов-фактур сомневаться не приходится. ЭЦП — это обязательное условие, без которого ни один из документов не был бы официально, на уровне государства, переведен в электронный вид. В настоящее время в России используется несколько технологий криптографической защиты, которые обеспечивают безопасность передачи данных».

Эксперты полагают, что виртуализация счетов-фактур приведет к переделу на рынке ЭДО в пользу крупнейших ИТ-компаний. «Существует информация, что у таких компаний есть лоббисты в правительстве, — подчеркивает г-н Валентюк. — Скорее всего, рынок будет поделен между ними». Так, у истоков виртуализации счетов-фактур стоит компания «Такском», которая разработала и апробировала систему по обмену электронными счетами-фактурами еще в 2009 г., причем по поручению правительства РФ и совместно с Минфином и ФНС. На сайте компании указано, что результатом пилотного проекта стало изменение действующего законодательства. Представители «Такскома» оказались недоступны для комментариев. А г-н Сизов считает передел рынка логичным и естественным: сам «СКБ Контур» планирует занять не менее 35-40% российского рынка ЭДО.

Специалисты не исключают появления и новых игроков. «Уже сейчас есть организации, прежде всего малый бизнес, которым будут интересны только электронные счета-фактуры, — комплексные решения ЭДО они использовать не будут. Поэтому на рынке могут появиться узкоспециализированные решения, в том числе и от новых ИТ-компаний», — поясняет г-н Репин. Конкурировать с лидерами рынка ЭДО смогут и организации, предоставляющие «облачный» расчет квартплаты и услуг ЖКХ и также имеющие большую клиентскую базу. «Отдельный программный продукт мы разрабатывать точно не будем, но в рамках существующего сервиса подумаем о предоставлении возможности передачи электронных счетов-фактур», — резюмирует Евгений Валентюк.