«Мы думали, стоит привлечь самого крупного девелопера региона, и VR-инструменты пойдут в рост. Но мы ошиблись». Кто из застройщиков использует 3D-очки для продажи квартир, и почему это делают не все.
Рынок недвижимости — сам по себе один из самых консервативных, а застройщики из регионов и вовсе боятся предлагать клиентам инновационные подходы, считает директор по решениям для бизнеса компании Planoplan Алексей Ежиков. Как екатеринбургский рынок реагирует на инновации, в колонке на DK.RU.
Справка DK.RU
На рынке digital с 2006 г., эксперт по отраслям digital-маркетинга и разработки, венчурных инвестиций в ИТ, виртуальной и дополненной реальности, экс-директор по развитию группы проектов Ruward.
Постоянный спикер и организатор отраслевых мероприятий в недвижимости и в digital.
В 2016 г. занял 12-ю строчку в рейтинге ключевых персон российского рынка digital-маркетинга по версии независимого аналитического агентства «Тэглайн».
C 2017 г. по настоящее время — отвечает за бизнес-направление сервиса Planoplan для застройщиков жилья.
— Сегодня рынок недвижимости не в самом лучшем состоянии. После бурного роста на фоне кризиса 2014 г., когда квартиры разлетались, как горячие пирожки, наступил закономерный спад. Сейчас, чтобы привлечь клиента и выиграть в конкурентной борьбе, застройщикам приходится быть изобретательными.
Один из инструментов для этого — технологии виртуальной реальности. Компания может предложить человеку «примерить» на себя 3D-модель его потенциальной квартиры, посмотреть планировку и варианты дизайна, попробовать расставить мебель и даже выйти во двор.
Может ли такой инструмент увеличить конверсию с просмотра сайта в покупки? Вряд ли. И все дело в потребительском цикле — то есть в том, как человек принимает решение о покупке квартиры. В первую очередь его интересует расположение дома, внутренняя и внешняя инфраструктура, цена, и уже потом — планировка квартиры. Если предлагать виртуальный тур при первом просмотре сайта застройщика, такая инициатива обречена на провал — вы только потратите лишние деньги. Зато можно эффективно использовать VR-инструменты на этапе принятия решения и заключения сделки.
Регионы vs Москва
В консервативной индустрии недвижимости очень сложно приходить к застройщику со своим новым технологичным решением. Если ты делаешь это в Москве, тебя спрашивают: «А кто из застройщиков в Москве это уже реализовал?»
Если же приходишь к девелоперу в Екатеринбурге и рассказываешь, что несколько компаний в Москве уже используют эту технологию, то тебе ответят: «Так это в Москве! У нас тут все по-другому».
Многие региональные застройщики полагают, что их потребители отличаются от столичных: что у них нет смартфонов, что они не знают о виртуальной реальности, что они не поймут, как пользоваться шлемом для VR, и что они в принципе более консервативны. На самом деле это не так: мы живем в эпоху глобализации, региональные потребители покупают те же телефоны и смотрят те же 3D-фильмы в кинотеатрах, читают новости в интернете и готовы к новым технологиям. Нужно только немного подтолкнуть их — и это уже задача девелопера.
Как зайти в регионы с новой технологией?
Главное в этом деле — найти первого смелого застройщика, который согласится попробовать. Если все пройдет успешно, остальные подтянутся следом за ним.
Мы в Planoplan думали, что нужно привлечь к VR самого крупного девелопера региона. Но мы ошиблись. Дело в том, что крупнейшие застройщики очень тяжелы на подъем — они и так популярны среди покупателей, у них много земли, много квартир, репутация, и им очень не хочется что-то менять. А вот девелоперы среднего масштаба бывают вполне готовы к экспериментам.
В каждом регионе есть такие активные и инициативные компании. В Москве, к примеру, такой оказалась «Самолет Девелопмент», а в Сибири и на Урале — тюменская «Брусника».
Одним из первых регионов, где застройщики стали активно использовать VR в продажах, стал Пермский край. Наш генеральный директор Олег Кельник несколько лет подряд ездил на «Камский форум» — рассказывал про маркетинговые инструменты на рынке недвижимости, про смартфоны и 3D. Наконец, на третий год его заметили застройщики из «Орсо Групп» — они заинтересовались разработкой 3D-планировок. За «Орсо Групп» подтянулись и другие девелоперы региона.
После Перми мы таким же образом распространили VR-технологии в Краснодаре. Сейчас и Екатеринбург подтягивается. Надо понимать, что от первого контакта с заинтересованной компанией до распространения технологии в регионе проходит два-три года, а то и больше.
Зачем застройщику VR
Раньше создать 3D-планировку и провести виртуальный тур по квартире было настолько дорого, что дешевле и проще было обставить демонстрационную квартиру. Но в этом есть несколько минусов.
Во-первых, нельзя показать квартиру на этапе фундамента — нужно ждать, пока построится хотя бы первая очередь. Во-вторых, можно показать клиенту только один вариант дизайна. Даже если застройщик делает целый демо-этаж, то там вряд ли есть все уникальные планировки — то есть человек не увидит свою квартиру, в лучшем случае — что-то аналогичное. В-третьих, чтобы посмотреть квартиру, покупателю нужно потратить много времени, а застройщику — организовывать просмотр на стройплощадке, что расходует лишние ресурсы.
Сегодня виртуальная реальность может решить эти проблемы. Благодаря конструктору для создания VR-планировок этот процесс стал быстрее и дешевле, к тому же, его можно отдать на аутсорс. Подготовка 3D-моделей для десяти вариантов квартир обойдется в 175 тыс. руб. — на выходе застройщик получает изображения для сайта, панорамные туры, просмотр планировок на смартфоне и в режиме 3D-очков.
В виртуальной реальности можно менять варианты дизайна: московская «Группа ПСН» предлагает клиентам выбрать цвет пола и стен, плитку, «установить» разные модели дверей. Наконец, в виртуальный тур человек может возвращаться снова и снова, не выходя из дома — пока наконец не примет решение о покупке.
Застройщики часто переживают о том, что у обычного покупателя квартиры нет специальных приспособлений для VR. Они в чем-то правы — проникновение очков и шлемов виртуальной реальности пока очень низкое, тем более в регионах. Но есть решение — это мобильный VR и дешевые очки для виртуальной реальности, кардборды.
Дело происходит так: человек приходит в офис продаж, и там менеджер предлагает отправиться в виртуальный тур по квартире. Он дает клиенту кардборд и помогает установить мобильное приложение, через которое можно просматривать 3D-планировки. После консультации очки и приложение остаются у потенциального покупателя — дома он сможет вернуться к виртуальному туру или пригласить в него своих близких.
Даже в Москве и Подмосковье только примерно 10% застройщиков используют 3D-планировки и виртуальные туры. Регионам не стоит ждать, пока технология распространится в столице — приступать к ее внедрению можно уже сейчас. Тем более, региональные застройщики в этом вопросе зачастую более гибкие, нежели московские и питерские девелоперы-гиганты. И не стоит недооценивать своих потенциальных покупателей — они вас еще удивят.