Меню

Вкладываешь в них силы, а они уезжают в Тибет. Как сотрудники устраивают боссам «гостинг»

Иллюстрация: https://pixabay.com

Коучи и бизнес-тренеры хорошо зарабатывают на рассказах о том, почему работодатель должен создать для работника идеальные, почти тепличные, условия труда. На самом деле ничего такого делать не нужно.

О том, почему вкладывать в развитие сотрудников много сил, времени и энергии совершенно нецелесообразно, рассказывает Марина Вишнякова, управляющий партнер РМ ТЕАМ, на страницах Forbes.

Ее нашли в Тибете

Не так давно по социальным сетям разошлась новость, как одна из сотрудниц компании, блестящий менеджер, пропала из поля зрения работодателя. Она не отвечала на электронные письма, не брала трубку телефона. Директору пришлось срочно искать ей замену, что вылилось, конечно же, в дополнительную нагрузку на других сотрудников и дополнительные денежные траты. Менеджер нашлась через год в Тибете. Она просто бросила все и уехала на курсы по самопознанию. Этот случай не первый и не последний. Явление, когда человек внезапно исчезает из поля зрения работодателя, получил название «гостинг» (от английского ghost — призрак). Самое удивительно, что однажды исчезнувший сотрудник не может гарантировать, что не поступит так снова. Почему?

Акцент на себя

В последнее время наметилась глобальная тенденция: люди стали больше внимания уделять собственной личности, а не продаваемой на рынке труда функциональности.

Суть в том, что поиск смысла деятельности становится самоцелью. Поиск подменят собой смысл, сам становясь основным содержанием. И — перефразируя популярный мем про искусство — работники все больше и больше хотят любоваться собой в процессе выполнения неких задач, чем искать и развивать внутри себя способность эти задачи решить, — говорит Марина Вишнякова.

Работодателей в этой ситуации понять тоже можно: работники требуют от них не только оклада, бонусов, хороших офисных условий, но и какого-то смысла своего труда. Вдумайтесь: люди с высшим образованием (зачастую) требуют от начальника, чтобы он придумал для них какой-то особенный смысл их деятельности.

Работать, чтобы жить

Приоритетность личного самовыражения, приводит к тому, что люди больше не живут, чтобы работать, — как бы ни было это печально для работодателя. Они работают, чтобы жить, и параметры их представлений о хорошей жизни лежат далеко за пределами предприятия, где сейчас (и сугубо временно) есть возможность заработать.

Как только заработанного становится достаточно для того, чтобы купить себе тот или иной вид времяпровождения, так «мерцающий менеджер» и перестает работать. Нимало не заботясь о том, что будет происходить на брошенном им участке производственной деятельности. И тем более не волнуясь об инвестированных работодателем в него средствах, — продолжает Вишнякова.

Гостинг — как явление — будет только набирать обороты. Потому что с границей между свободой и безответственностью у людей всегда были проблемы, и способов быстро и ненасильственно ее определить нет. И чем больше выбор, тем сложнее с обязательствами.

Хватит вкладываться в вовлеченность

Что же делать с сотрудниками, которые в любой момент готовы устроить своему начальнику гостинг? Во-первых, надо перестать вкладываться в их вовлеченность. Если человек сам не может найти смысл своего труда, почему это должен делать начальник? Во-вторых, сотруднику необходимо предложить на выбор несколько задач. Пусть у него будет выбор, чем именно он будет зарабатывать на жизнь. В-третьих, держите при себе «основной состав» сотрудников и «запасной» — как в театре. В таком случае внезапный отъезд в Тибет одного из менеджеров не сильно ударит по компании в целом.

Заведите себе описание рутинных процессов, чтобы не зависеть от конкретного исполнителя. И широко вовлекайте в мозговые штурмы там, где требуется уникальность результата, даже не работающих в этом проекте людей. За чашкой чая с пряниками (за ваш счет) эксперты готовы делиться своим опытом. Умным людям вообще приятно делиться опытом, — дает еще один совет Марина Вишнякова.

Теги: управление персоналом, бизнес, карьера