Меню

Вкладывать в будущие таланты: смогут ли россияне конкурировать на мировом рынке труда

У России есть многообещающий технологический потенциал, но стране необходимо инвестировать в компетенции в сфере бизнеса и больших данных. В целом население страны сокращается и стареет.

Россия заняла 18-е место по конкурентоспособности в сфере технологий, 25-е место в сфере больших данных и 28-е место в сфере бизнеса, следует из рейтинга образовательной платформы Coursera, пишет «Коммерсантъ». Такой результат — скорее наследие советской системы образования, когда математике и другим точным наукам уделяли особое внимание, чем заслуга современного российского образования. 

Технологический потенциал России выглядит многообещающим, но для страны сейчас критически важно инвестировать в будущие таланты. Население страны сокращается и стареет, к тому же большая часть заняты на низкотехнологичных рабочих местах, которые легко можно автоматизировать в ближайшем будущем.

В целом лидирующие позиции в рейтинге Coursera заняли специалисты из Евросоюза: они показали высокий уровень владения навыками, необходимыми для успешной карьеры в сферах бизнеса, новых технологий и больших данных.  Финляндия, Швейцария, Австрия, Швеция, Германия, Бельгия, Норвегия, Нидерланды попали в топ-10 рейтинга. США заняли 18-е место в сфере бизнеса, 22-е — по технологиям и 16-е — в больших данных. Позиции стран оценили по распространенности шести ключевых компетенций для каждой из трех сфер.

Качественное образование и высокая оплата труда — наиболее дефицитные ресурсы для российских граждан, говорится в ежемесячном мониторинге экономической ситуации, подготовленном РАНХиГС. Так, образование высокого качества имеют лишь 11% респондентов. Еще 34% имеют образование, качество которого можно оценить «выше среднего». Таким образом более 40% населения вполне конкурентны на рынке труда, но более половины респондентов имеют образование среднего или низкого качества, из-за чего их продвижение гораздо более проблематично.

По специальности или функционально приближающимся к ней профессиям работает 56,8% опрошенных. Невозможность по разным причинам использовать образование в работе объективно снижает стимулы к повышению его качества, отмечают авторы обзора. При этом образование низкого или среднего качества вынуждает их обладателей выбирать на рынке труда такие специальности, которые не требуют особых компетенций.