Только в теории думающий подчиненный — это манна небесная для управляющего. Проблема в том, что способность думать не отключить кнопкой пульта, и в этом кроется серьезная проблема для руководителей.
Руководители часто просят сотрудников «думать своей головой». То есть, по сути, призывают к мыслительной инициативности и самостоятельности. Однако, как только подчиненные начинают так себя вести, директора это настораживает и даже злит. Виталий Антощенко, президент «Объединенной Консалтинговой Группы», бизнес-тренер, рассказал «Деловому миру», почему на самом деле руководители не любят работать с думающими подчиненными.
— Вы, без сомнения, были свидетелями того, как руководители, возмущенные неуклюжими действиями сотрудников, с негодованием восклицали: «Головой думать надо!» или «А головой сложно было подумать?». У подобных высказываний, судя по всему, две задачи: продемонстрировать свое возмущение и «вбить» в память сотруднику то, что он должен, прежде чем предпринять действие или сохранить бездействие, проанализировать всю доступную ему информацию о ситуации, сопоставить ее с целью своего подразделения, учесть явные и неявные ограничения, взять на себя ответственность за результат.
Предсказуемо, что задача показать свое раздражение реализуется успешно, а вот со второй частью – «вбить», результат буксует. Именно по этой причине, стоит руководителям оказаться в кругу коллег, они хватаются за шанс почувствовать сострадание понимающего человека. Директора наперебой жалуются на свою тяжелую долю, где на первом месте стоят работники, упорно отказывающиеся думать.
Если не знать всей правды о том, как и за счет чего эти руководители управляют, то у неискушенного наблюдателя может сложиться впечатление, что они действительно хотят, чтобы их подчиненные начали думать. К сожалению, это неправда.
На самом деле большая часть тех, кто возглавляет компании и подразделения любых уровней, скорее больше выигрывают от того, что окружают себя малодумающими или вообще неразмышляющими людьми. Объективности ради надо признать факт, что так проще жить самому и проще управлять.
Только в теории и на первый взгляд кажется, что думающий подчиненный — это манна небесная для управляющего. Наверно, так бы и было, если можно было бы по воле руководителя в нужные моменты активировать самостоятельное мышление, а в иные — отключать. Проблема в том, что наша способность думать, размышлять, анализировать, сопоставлять разные варианты развития событий и выбирать наиболее благоприятные — это постоянная функция мозга и ее нельзя отключить, если она работает у человека. В этом и кроется значительная проблема для большинства руководителей.
Что означает требование к сотрудникам думать? Если отбросить нюансы и детали, сконцентрировавшись на самой сути, то речь, в значительной степени, идет о мыслительной инициативности и самостоятельности.
Как правило, думающий сотрудник представляется спасением тогда, когда нужно закрыть собой разного рода бреши в технологии или в организации работы, а также в момент, когда становится очевидным провал стратегии компании. В эти периоды возникает острая необходимость увидеть происходящее под широким углом, понять логику ее развития и в случае необходимости предотвратить негативные последствия, проявив при этом инициативу. Однако мыслящий сотрудник превращается в проблему, когда возникает рассогласование между декларациями руководителя и его действиями, или в моменты, когда руководителю не интересно ничье мнение, кроме своего единственного и «правильного», или когда успех должен быть только его.
Две главные причины, из-за которых в большинстве случаев руководители сознательно или бессознательно, но избегают работать с думающими сотрудниками:
1. Легче доминировать. В настоящее время превалирующая модель управления в бизнесе — «я тут начальник». Люди, занявшие любую управленческую позицию, начинают искренне верить в свою исключительность. Как следствие, заигрываются ею и не столько занимаются бизнесом, сколько самоутверждаются и красуются. К сожалению, у мыслящего сотрудника такой класс руководителей не вызывает требуемого руководством слепого почитания и уважения. В результате способные думать или уходят, или бездельничают, или тонко издеваются над своим начальником.
2. Дорогая среда. Вторая причина нежелания руководителя работать с думающими сотрудниками — это сложность и дороговизна создания «думающей» корпоративной среды. Даже если вам повезло и в компанию пришел человек с уже сформированной привычкой самостоятельно думать, анализировать, сопоставлять факты, он долго не задержится, если в компании нет объективных условий для проявления самостоятельности. Под объективными условиями подразумевается корпоративная среда признания важности и самоценности каждого сотрудника компании.
Таким образом, если на одной чаше весов в корпоративной культуре мы хотим увидеть самостоятельность, то на другую должны положить готовность терять время и деньги вследствие совершения ошибок.
В этом же ряду должны встать инвестиции в систему профессионального корпоративного обучения, ориентированного на формирование привычки самостоятельно принимать решения, которая должна заменить привычку всячески избегать личной ответственности за свои действия. Последняя только усиливается в работе с доминирующим и верящим в свою исключительность руководителем.
Теги: управление коллективом, карьера