Меню

Владелец «АСК» хочет заработать на архитектуре и человеческих страстях

Компанию «АСК», которая входит в тройку крупнейших системных интеграторов Свердловской области1, по решению совета директоров возглавила Алена Фролова2: до апреля 2006 г. она руководила тюменским ф

Евгений Шароварин, владелец группы IT-компаний «АСК», уволил себя с поста генерального директора, передав оперативное управление наемному менеджеру. Версии о предпродажной подготовке фирмы он отвергает, заявляя, что собирается заняться двумя новыми проектами: созданием архитектурного бюро и раскруткой интернет-ресурсов.

Компанию «АСК», которая входит в тройку крупнейших системных интеграторов Свердловской области1, по решению совета директоров возглавила Алена Фролова2: до апреля 2006 г. она руководила тюменским филиалом фирмы. Как сообщил Евгений Шароварин, назначению предшествовал почти годичный период передачи полномочий линейному менеджменту компании: «Процесс выбора преемника выглядел так: мы выписали кандидатуры со стороны в один столбик, внутренние резервы — в другой, оценили их профессиональные качества, плюсы, минусы, риски для компании и огласили результат». Появление наемного гендиректора г-н Шароварин объясняет желанием сконцентрироваться на стратегии «АСК»: «Условно говоря, цена тактических решений — копейка, а стратегических — рубль, поэтому, сосредоточившись на стратегии развития фирмы, я просто эффективнее использую свой личный ресурс». Александр Сибиряков, директор компании «ДиджиТек», полагает, что в IT-структурах федерального уровня передача оперативного управления — весьма успешная и распространенная практика. На локальных же рынках встречается скорее обратная ситуация. Г-н Сибиряков: «Владелец и готов бы передать управление, да некому: не берет никто — ответственность слишком велика. У топ-менеджера и собственника разные задачи, и на каком-то этапе бизнеса они входят в противоречие друг с другом, да так хорошо входят, что один человек бывает не в силах это противоречие разрешить. Суть в том, что владелец должен зарабатывать больше на вложенный капитал, а топ-менеджер должен заботиться о росте как таковом. А рост предполагает затраты, а не прибыль. Если эти взгляды удастся увязать, компания только выиграет».

По мнению экспертов IT-рынка, на фоне активной интервенции федеральных и международных игроков в регионы передачу управления и формализацию внутрифирменных отношений в «АСК» можно расценивать как подготовку бизнеса к продаже. Евгений Шароварин отрицает это предположение, но без категоричности: «Я хочу, чтобы мой бизнес был продаваемым, а если компания справляется со своими задачами без постоянного участия собственника, она существенно повышается в цене. Нет, я не бегаю по рынку в поисках того, кто бы купил «АСК», но если мне предложат хорошую цену… почему бы не согласиться».

Первый проект, который собственник «АСК» запустил вне рамок своей компании, — «Архитектурное бюро Шароварина». Оно создано в результате слияния архбюро «Тритон». Структуру фирмы3 и состав проектировщиков сформировали с нуля, сегодня у бюро пока два заказа: проекты школ на 450 человек в северных городах — Муравленко и Горноправдинске. В дальнейшем компания также намерена заниматься административными и общественными зданиями. Евгений Шароварин отметил, что идея нового бизнеса родилась, когда он участвовал в проектировании своего загородного дома: «По сути, архитектурный проект ничем не отличается от айтишного: конструктивные элементы — это компьютерное железо, функционал — софт, инженерия — сети, интерфейс — тот же дизайн. По моим расчетам, эта ниша практически свободна. Сам я, конечно, ничего рисовать не буду, а управление бюро мало чем отличается от управления фирмой — системным интегратором».

Эдуард Кубенский, директор и главный редактор архитектурного издательства «Татлин», уверен: независимых бюро с грамотным менеджментом и маркетингом не то что в уральской столице — в России можно пересчитать по пальцам. В то же время такие коммерческие структуры сегодня очень востребованы на мировом рынке. Типичный пример подобного бюро — Valode & Pistre, которое проектировало в нашем городе отель «Хайатт», башни «Стражи Урала» и жилой район Академический. Эдуард Кубенский: «В Екатеринбурге успешно действуют два типа архбюро: одни работают на базе советских проектных институтов и завалены заказами на 20 лет вперед, другие — при компаниях-застройщиках и обслуживают их интересы. Остальные, независимые, до сих пор не относятся к архитектурному проекту как к продукту, который нужно делать по потребностям рынка и уметь продать, — там нет управленцев. А спрос на продукт есть, он велик. Если г-н Шароварин сможет собрать команду хороших архитекторов, унять их амбиции, которые сейчас, по правде говоря, у многих необоснованно высоки, и заключить их в здравую бизнес-схему, успех не заставит себя ждать». Кроме того, г-н Кубенский заметил, что сегодня в городе крайне мало инженерных бюро, которые смогли бы качественно и в срок выполнять рабочее проектирование и архнадзор.

Что же касается второго проекта г-на Шароварина — пары интернет-ресурсов, то, опасаясь за сохранность идеи, он не намерен разглашать ее еще минимум полгода. Предприниматель лишь обмолвился, что собирается «сыграть на страстях человеческих» и прочит проектам «глобальный размах». Корреспондент «ДК», пытаясь получить хотя бы намек на идею проекта, перечислил страсти: страх, секс, любознательность, гурманство, адреналин, богатство, власть, игра, но г-н Шароварин подчеркнул, что ни на одну из них он не собирается ставить.

1По данным ТОП-листа «ДК» (№ 23 от 19 июня 2006 г .), ГК «АСК» лидирует по совокупному объему оборота услуг сетевой и системной интеграции и поставке оборудования (в 2005 г . — 474 млн руб.).

2До работы в «АСК» Алена Фролова возглавляла отдел АСУ управления юстиции Тюменской области.

3Структура «Архитектурного бюро Шароварина»: директор, главный архитектор, главный инженер, три проектные группы, отдел маркетинга и отдел продаж.

ПОДПИСЬ:

Евгений Шароварин: «Когда бизнес находится «между ушей» его собственника, он ничего не стоит. Если компания решает тактические задачи без участия владельца, она существенно растет в цене, потому что это система. Я хочу, чтобы мой бизнес был продаваемым, но это не значит, что, передав управление, я бегаю по рынку в поисках того, кто бы его купил».