Меню

«Владеть бизнесом — это страшно»: Антон Гиренко-Коцуба — о роли собственника в компании

«Управляющий благополучно устроился на новую работу, продолжил успешную карьеру и забыл об этом кошмаре. А крайним оказался я. Для меня кошмар только начинался». Колонка Антона Гиренко-Коцубы.

Рубрика: Особое мнение
 
Антон Гиренко-Коцуба, владелец сети фитнес-центров Powerhouse Gym:
 
Владеть бизнесом — это здорово и, в какой-то мере, престижно. Я для себя так решил, что быть собственником приятнее, чем наемным менеджером.
 

Но те, кто хотят стать владельцами компаний, должны четко осознавать: у этой роли есть неоспоримые минусы. Владеть бизнесом — это еще и страшно. Особенно сейчас.

 
Владеть — значит отвечать за все целиком. Надо еще на берегу понимать, что собственник берет на себя максимум рисков, и в случае фиаско крайним останется именно он. Я это прочувствовал на себе, и не один раз. Например, в 2006 г. мы купили в Челябинске объект — фитнес-центр на 3 тыс. квадратов, с бассейном. Я планировал сделать проект на аналогии с клубом, который мы в 2004 г. открыли в Екатеринбурге на ул. Родонитовой. Думал, народ будет в очередь стоять. Ведь от нашего города до Челябинска всего 180 км, это тоже миллионник, достаток у жителей там схожий, да и люди примерно такие же. Но свои возможности я переоценил — город оказался к такому объекту не готов. Местные не понимали, что такое клубная система продаж, зачем вообще покупать полугодовые и годовые клубные карты. Мы так и сяк меняли подход к продажам, но ничего не помогло. И через восемь месяцев после открытия мы были вынуждены свернуть проект, потому что бизнес не пошел.  
 
По сути, причиной закрытия стало, в том числе, и то, что управляющий фитнес-центром в какой-то степени не справился. Но он благополучно вернулся в Екатеринбург, устроился на новую работу, продолжил успешную карьеру и забыл об этом кошмаре. А крайним оказался я. Для меня кошмар только начинался. Дело в том, что в подвале здания работало небольшое кафе, где находились все инженерные системы. А я, когда покупал объект, внимание на этом аспекте не заострил — наивно думал, что проблем здесь не будет.
 

Однако собственник этого кафе начал нам так вредить! В -20 нам отключали отопление, нас шантажировали.

 
В итоге мы начали судиться, пришлось проводить свою ветку электроснабжения. Все предыдущие восемь месяцев показались мне легкой прогулкой! К счастью, через два года мне удалось продать это здание и выскочить из проекта. 
 
Вообще у многих в голове нарисована идиллическая картинка: собственник бизнеса ничего не делает, попивает мохито на Карибах и изредка заезжает на работу. Это заблуждение. Я в управление не лезу, но четко определил для себя свою роль в компании: по сути, я менеджер по развитию. Занимаюсь поиском новых объектов, запускаю бизнес и отдаю его в управление своей УК. Плюс регулярно езжу в свои клубы заниматься — только так можно оценить услугу, которую мы предлагаем, проверить, как она работает. Причем это не экспресс-выезды в потемкинские деревни — я провожу в клубах по несколько часов и замечаю недочеты. Сотрудникам ведь сложно долгое время вести себя идеально.    
Плюс я понимаю, что очень важно владеть ситуацией целиком. Собственник — это тот человек, который знает, что происходит во внешней структуре его компании. А руководители направлений все-таки больше варятся в своей внутренней кухне. Такой пример:
 

я как собственник понимаю, что сейчас времена непростые, и для гигантомании не время. Сам ей не страдаю и никому не советую.

 
Потому что делаю выводы из предыдущих ситуаций. Так, в 2013 г. я купил в Екатеринбурге землеотвод и планировал строительство фитнес-центра на 4 тыс. квадратов, с бассейном. Вложился в разработку проекта: сначала он стоил 100 млн руб., потом — уже 200 млн. И вот тогда я понял: нужно остановиться. Пока я не начал помимо собственных средств вкладывать в проект еще и заемные. И я остановил себя, как бы ни было грустно. И слава богу. Потому что в 2014 г. наступил кризис, а если бы я начал строить фитнес-центр, то прилип бы по самые уши. Сейчас у меня в собственности находится только один клуб, самый крупный, все остальные — в аренде. Это намного разумнее. И такого рода вопросы — дело владельца бизнеса.
 
При этом я убежден: собственник должен доверять управляющему. Если уж ты решил, что у тебя есть менеджер, то и не лезь в процесс. В 2004 г., когда я начинал бизнес, то думал, что я и сам умный, справлюсь без управляющего — начал разрабатывать для себя план действий, но очень скоро понял: я ничего не понимаю в фитнес-услугах. И пригласил управляющего из Москвы, благодаря которому мы на 70% перелопатили проект на этапе строительства и открыли действительно хороший фитнес-центр. Уверен: управляющий должен знать специфику своей работы намного лучше владельца бизнеса. И не надо этого стесняться.
 

У нас очень многие собственники боятся показаться неквалифицированными, а я это в себе переборол и спокойно говорю: по каждому направлению сотрудники железобетонно умнее меня.

 
И если вы все-таки хотите стать владельцем бизнеса, никогда не подбирайте сотрудников, которые будут глупее.   
 
Управляющий должен понимать, что его ценят — не надо жалеть денег на его зарплату, это ведь одна из оценок эффективности специалиста. А вот дружить с менеджером не стоит, я вообще никогда не понимал такого подхода, когда владелец компании со всеми в приятельских отношениях. В какой-то момент это начнет мешать конструктивной работе — собственник не сможет настоять на своем, поставить управляющего на место. Все-таки когда ты дружишь с человеком, он порой считает, что может позволить себе лишнего. А из панибратства никогда не получалось хорошей работы.
 
Я больше скажу: мы бизнес-тренинги у себя в компании никогда не проводим. Я в принципе этого не понимаю: приходит человек и начинает навязывать свое видение извне. Компания — это ведь организм, и когда в него вживляют что-то инородное, он начинает сопротивляться. А если начнется отторжение, бизнес может умереть. Поэтому я убежден: главное — верить своей команде, понимать, куда она должна идти, и что ты требуешь от сотрудников. Если становишься владельцем бизнеса, к этому нужно быть готовым.
 
Колонка написана на основе выступления на Eurasian Business Week