Кондитерская фабрика в городе Раменское (Московская область) стала подразделением екатеринбургского хлебокомбината «СМАК». Управляющему Владилену Фуфарову теперь придется трудиться за двоих.
Макароны «СМАК» больше не выпускает — их производство сосредоточили на головном предприятии «Макфа» в Челябинске. Это выгоднее со всех точек зрения. На освободившихся площадях Владилен Фуфаров устанавливает новые хлебопекарные линии, призванные увеличить доходность бизнеса. По словам управляющего, хлебопеки начали внедрять новые технологии позже, чем мясники и молочники. Теперь им надо спешить — в регионе есть хлебозаводы с оборудованием 50-60 гг. прошлого века. «СМАК» вкладывает в модернизацию больше, чем остальные свердловские комбинаты вместе взятые. Г-н Фуфаров уверяет, что у него много амбициозных проектов, успех которых не вызывает сомнений. Три года назад он искал в окрестностях Екатеринбурга земельный участок под новый завод, но из-за кризиса планы остались на бумаге. Зато в 2016 г. руководство «Макфы» поручило управляющему екатеринбургским комбинатом кондитерское предприятие в Подмосковье. И вот площадка в Раменском стала частью «СМАКа». Однако планов расширить производство в Екатеринбурге Владилен Фуфаров не оставил.
— Резервы роста есть и на действующей площадке, — говорит он. — Все последние 15 лет продажи «СМАКа» росли, и мне принципиально важно продолжить эту традицию. Еще одна площадка тоже появится — в дополнение к существующей или вместо неё, без разницы. Я сам порой удивляюсь, как прихотливо сбываются планы. Три года назад я прописал в стратегической программе развития, что буду осваивать новое производство. И это свершилось, но не так как я подразумевал. Вселенная любит пошутить — надо быть осторожней с желаниями, конкретнее. Новое производство появилось не на Урале, а в Подмосковье. И не хлебопекарное, а кондитерское.
Что за предприятие досталось «СМАКу»?
— Речь идет о фабрике, которая раньше называлась «Рамкон». Производственных площадей там больше, чем на «СМАКе», а технологического оборудования меньше. Объемы тоже невелики. С 2012 г., когда фабрика вошла в состав «Макфы», накопились вопросы, которые надо было решать. Сначала меня назначили директором, и я руководил двумя предприятиями сразу, затем фабрику присоединили к «СМАКу». Теперь у нас две производственные площадки. В Раменском выпускают продукцию, которая продается во всех регионах — бисквиты, круассаны, штрудели, пирожные. Пока большинство продукции без логотипа «СМАК» — производитель указан только на обратной стороне упаковки. В ноябре мы запустили в производство кондитерские изделия под маркой Trolls — по лицензии, купленной холдингом. Благодаря новым изделиям, в конце 2016 г. предприятие вышло на рекордные для него объемы продаж, и это только старт для развития. Фабрика должна выпускать в несколько раз больше.
Вы уже знаете контрольную цифру?
— У нас нет цели, выраженной в тоннаже или доле рынка, и нет намерений стать одним из лидеров кондитерской отрасли. Задача — найти свое место на полках магазинов, загрузить производство интересным фирменным ассортиментом и вести успешный бизнес. По сути, это повторение стратегии, реализованной «СМАКом» на хлебном рынке.
Стратегия — работать в верхнем сегменте рынка?
— Делать продукт, который сам себя продает. Есть предприятия, которые стремятся минимизировать издержки, добиться низкой цены на свои изделия и заполнять ими рынок. А наш путь — это новые технологии, широкий ассортимент и высокое качество. Мы не боимся, что стоимость продукции окажется чуть выше, чем у конкурентов — если будет вкусной, ее все равно раскупят.
Когда покупатель на всем экономит, высокие цены его скорее отпугнут.
— Мы тоже так думали, когда в прошлом году сняли с производства хлеб «Восточный базар» — он выпекается с грецкими орехами и сухофруктами. Сырье «СМАК» закупал за валюту, и с ростом курса цена продукта стала высокой. Мы решили, что замена ингредиентов более дешевыми не имеет смысла, и просто отказались от этого продукта. Но мне до сих пор звонят граждане, требующие вернуть хлеб в магазины. Говорят, что согласны платить больше. И мы, наверное, снова начнем его производить.
Но это премиальный продукт, а конкуренция идет в массовом сегменте.
— Тут все взаимосвязано. Обычно хлебопеки меряются тоннажем — чем больше хлеба выпекает комбинат, тем он круче. А мы в свое время отошли от погони за количеством — сконцентрировались на рецептуре, упаковке и продвижении. Цены были выше средних по рынку, но хлеб пользовался спросом. И потерянные тонны вернулись к нам как вознаграждение за труды. Значит, по соотношению цена-качество мы выигрываем.
Что сейчас определяет конкуренцию на рынке?
— Все годы, что я работаю на «СМАКе», потребление хлеба снижается — до 2-3% в год. В кризис падение меньше, в сытые годы — больше. Если весь рынок сужается в натуральном выражении, то конкуренция резко возрастает. При этом сокращается доля небольших предприятий — торговым сетям удобнее работать с крупными поставщиками. И сейчас свердловским хлебопекам приходится буквально отбирать кусок хлеба друг у друга. Но есть и сегменты, где спрос растет — вопрос в том, кто их освоит первым.
Другие хлебокомбинаты пытались копировать продукцию «СМАКа» — и сами изделия, и упаковку. Но у них ничего не вышло. Почему?
— Коллеги видят, что «СМАК» успешно развивается в некоторых направлениях, и пытаются нас догнать. Но там, где мы прошли первыми и заняли плацдарм, позиций уже не сдаем. Быть вторым всегда труднее. И есть еще один момент. Для успеха важно, чтобы предприятие придерживалось единой стратегии. Это может быть ориентация на элитный хлеб, на хлеб для здорового питания, на массовые сорта. Любой вариант имеет право на жизнь. Но у того, кто пытается делать все сразу, ничего не выходит. Мы в свое время отказались от основной части так называемой «массовой» продукции — самого популярного формового «кирпичика». И хотя мы производим значительные объемы и батонов, и круглого подового хлеба, они у нас отличаются от стандартных простых рецептур. В каждом есть свой технологический секрет.
— У вас ведь были эксперименты, которые закончились неудачно. В частности, вы сняли с производства «Смакетки» — песочные корзинки с вареньем. С чем это было связано?
— Нельзя сказать, что проект был совсем неудачным, потому что о нем многие вспоминают. Примерно год мы продавали «Смакетки», но выйти на плановые объемы не сумели. Были ошибки и с названием продукта, и с оформлением, и с рекламной стратегией. Можно было просто подождать, пока ситуация выправится. А мы решили остановить производство, и через год запустить его снова — уже по-другому. Но за это время выстрелили другие продукты, оборудование мы загрузили, и возможностей делать «Смакетки» не осталось. Сейчас нам выпал новый шанс проявить себя на кондитерском рынке. Надеюсь, в Раменском мы применим с пользой весь наш накопленный опыт.
И вот сложилась ситуация, когда застройщик, которому нужна земля «СМАКа», предлагает съехать. Вы можете найти другую площадку.
— Да, началась застройка площадки Уралтрансмаша. Позиция города, области и самого застройщика — в том, чтобы привести в порядок и весь квартал. Один из вариантов проекта — расширить зону строительства за счет нашей территории. Мы же готовы рассматривать варианты переезда, только если это экономически целесообразно для «СМАКа», и мы сможем сохранить и развивать производство.
Какую сумму вы считаете справедливой?
— Сумма сделки — вопрос переговоров. Поскольку разрыв между стоимостью земли, на которой стоит комбинат, и стоимостью бизнеса велик, переговоры не простые. Должны сойтись интересы собственников предприятия и застройщика. Нельзя забывать об интересах трудового коллектива: 550 чел. работает у нас, и еще 150 — в транспортных компаниях, обслуживающих комбинат. Интересы области и Екатеринбурга тоже затрагиваются, поэтому региональные и городские власти контролируют ситуацию. Все понимают, что решение находится в правовом поле, в пределах здравого смысла и экономических расчетов. Если застройщик посчитает, что вариант с выкупом нашей площадки слишком дорог, он может поменять свои планы, а «СМАК» останется работать рядом с территорией застройки.
Ваш прогноз — чем все закончится?
— Я позитивист. И тот, и другой вариант для меня рабочий. Хотя нам проще остаться здесь, а вторую очередь комбината построить отдельно. Но и сложности не пугают. Сейчас ближайшая задача — поднять фабрику в Раменском. А потом будет видно.