Меню

Владимир Бусоргин: «Чтобы было «как на Западе», нужно изменить сознание потребителей»

Иллюстрация: пресс-служба филиала Свердловский ПАО «Т Плюс»

Диагностика труб с помощью роботов, автоматизированный сбор данных от потребителей и переход на систему теплоснабжения «как на Западе». Над чем сегодня работают специалисты компании «Т Плюс».

В этом году филиал Свердловский ПАО «Т Плюс» инвестировал в  ремонт сетей, автоматизацию, техпервооружение генерирующих мощностей и другие проекты больше четырех миллиардов рублей. В будущем году объем инвестиций планируют увеличить (точная цифра будет известна после того, как РЭК утвердит тариф на тепло). Правда, как отмечают специалисты компании, для того, чтобы отопительная система Екатеринбурга и других городов региона работала без сбоев и утечек тепла, одних инвестиций недостаточно. Нужны новые технологии, а еще  смена сознания у самих потребителей.  

Чемпионат и роботы

В этом году при подготовке к отопительному сезону специалисты свердловского филиала компании  отремонтировали четыре турбоагрегата, 18 котлоагрегатов и один гидрогенератор, а также больше 72 км теплосетей. Главный инженер филиала по тепловым сетям Андрей Шмельков признает: инциденты с прорывами теплосетей в этом году были, в том числе и в Екатеринбурге. 

Мы не скрываем этого. К сожалению, из-за Чемпионата мира по футболу в этом году мы не могли вести перекладку сетей в центре города, но даже с учетом этих инцидентов аварийность снижается. Мы регулярно выполняем реконструкцию тепловых сетей, но сегодня главная задача — предупреждать подобные инциденты с помощью мониторинга,  рассказывает он. 

Правда, как отмечает директор филиала «Свердловский» ПАО «Т Плюс» Владимир Бусоргин, систем диагностики позволяющих стопроцентно выявить повреждения сетей, не существует: гидравлика помогает частично спрогнозировать опасные места, но предсказать точно, как среагируют все участки сети на пуск тепла, изменение давления и других параметров, не позволяет. 

Ужасно обидно: тратится столько времени на диагностику, но мы знаем, что ошибок все-таки  не избежать. Правда, в этом году мы начали запускать в трубопроводы диагностирующих роботов, которые производит компания «Газпроект» из Санкт-Петербурга. Это на сегодняшний день  самое продвинутое средство диагностики. Конечно, и у него есть свои недостатки. Во-первых, длина участка, который диагностирует робот, ограничена 150-200 метрами – длиной кабеля. После этого необходимо делать новое загрузочное отверстие. Но самая большая проблема в том, что производители не продают их нам – только предоставляют как услугу. А нам нужно диагностировать огромное количество сетей  только магистральных трубопроводов у нас 412 км!  поясняет Владимир Бусоргин. 

Тем не менее, использование роботов позволяет не только точно диагностировать состояние инфраструктуры, но и уменьшает бюджет на ремонт. Затраты на эту услугу плюс локальную ликвидацию выявленных роботом недостатков составляет только 18-20% от затрат на капитальный ремонт. При этом локальный ремонт позволяет гарантировать бесперебойную работу этого участка в течение десяти лет. 

Но только диагностикой и заменой поврежденных труб проблему не решить, тем более, что специалисты компании далеко не всегда имеют право заниматься заменой изношенных теплосетей  значительная их часть находится на балансах муниципалитетов. 

Не являясь их собственником, мы не можем  заниматься модернизацией и переукладкой таких сетей. Эту проблему может решить концессия вкупе с определенным уровнем тарифа. На сетях «Т Плюс» сегодня устойчиво снижается количество инцидентов и аварий, а вот на муниципальных оно растет, и ими зачастую никто не занимается: муниципалитеты сами не выделяют денег на ремонт и не закладывают эту возможность в тарифе,  заявляет председатель правления, исполняющий обязанности генерального директора «Т Плюс» Денис Паслер

Переходим от качественной системы к количественной

Сегодня необходимо радикально менять принципы, саму технологию предоставления услуги, уверены в компании. В качестве примера руководитель филиала «Свердловский» ПАО «Т Плюс» приводит западную систему, где регулирование температуры в домах происходит не за счет качественного изменения параметра, а за счет количественного. Грубо говоря, у нас в отопительный сезон резко изменяют температуру, а на Западе – количество подаваемого тепла, сохраняя температуру на постоянном уровне. Именно на такую или хотя бы компромиссную систему  качественно-количественную  и собираются со временем перейти в Екатеринбурге и области. Это приведет к оптимизации теплопотребления и снизит аварийность. 

У нас тарифы в два-три раза меньше, чем на Западе, при этом потребляется огромное количество тепла  все иностранные специалисты утверждают, что у нас слишком тепло в квартирах. А если добавить еще и то, что потребитель требует качества «как у них», но не платит даже по нашим низким тарифам  получается то, что мы сегодня и видим. Мы знаем, как изменить эту систему, но для этого нужно время,  отмечает Владимир Бусоргин. 

В «Т Плюс» подсчитали: если все должники погасят свою задолженность перед поставщиком тепла, денег хватит на несколько годовых инвестиционных программ. Сейчас свердловские потребители должны компании за тепловую энергию 6 млрд руб., причем, по сравнению с прошлым годом даже прослеживается положительная динамика. Основную просрочку формируют не конечные потребители, а управляющие компании и ТСЖ. С этими должниками ведется работа, помогает переход на прямые договоры с жителями, после которого платежная дисциплина зачастую возрастает до 90-96%.

В отношении совсем отъявленных должников, которые демонстрируют 20, 30, 50% просрочки, мы проводим процедуру по переходу физлиц на прямые договоры с начислением и тут же, практически сразу видим эффект в собираемости,  говорит директор Свердловского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» Георгий Козлов

Впрочем, над автоматизацией системы теплоснабжения и повышением ее качества специалисты компании работают уже сейчас, не дожидаясь качественного изменения самосознания потребителей. В первую очередь речь идет об установке систем дистанционного съема показаний по потреблению тепловой энергии. 

Это своего рода модем, который ставится на существующие приборы учета, интегрируется с существующими интерфейсами и отправляет все данные «в центр». С помощью таких данных мы можем более оперативно реагировать на инциденты, предотвращать их, учитывая разницу между объемом отправленного и полученного тепла обнаруживать утечки, и, соответственно, повышать качество предоставляемых услуг,  отмечает Георгий Козлов. 

Такая автоматизация проводится за счет внутренних резервов компаний. Оснастить один дом необходимым оборудованием обойдется в 7-10 тыс. руб. В Екатеринбурге такие приборы надо установить примерно на 10 тыс. объектах. 

Кроме того, в Екатеринбурге практически завершили процесс автоматизации Центральных тепловых пунктов, это значит, что все ЦТП работают в автоматическом режиме, без постоянного присутствия персонала. Все данные с них поступают в единый диспетчерский центр, где диспетчеры контролируют и отслеживают состояние теплопунктов, видят параметры теплоснабжения в их границах. Вторая очередь такой автоматизации предусматривает установку узлов учета на ЦТП и установку устройств плавного пуска, что позволит поддерживать постоянное давление у потребителя, а значит, повышая качество предоставляемой услуги. 

Справка DK.RU

 
Филиал «Свердловский», работающий в составе Группы «Т Плюс», объединяет генерирующие и теплосетевые активы в семи городах Свердловской области: Екатеринбурге, Березовском, Верхней Пышме, Первоуральске, Нижней Туре, Лесном. В состав филиала входит 6 станций: Нижнетуринская ГРЭС, ТЭЦ Академическая, Верхотурская ГЭС, Ново-Свердловская ТЭЦ, Свердловская ТЭЦ, Первоуральская ТЭЦ. Также в контур управления Свердловского филиала входят АО «Екатеринбургская теплосетевая компания» (АО «ЕТК») и ООО «Свердловская теплоснабжающая компания» (ООО «СТК»), Инженерно-технический центр Свердловской области (ИТЦСО).