«Как человек взрослеет и мудреет, так и наша госсистема доросла до того, чтобы меняться. Люди во власти готовы тратить время не на «набивание карманов», а на то, чтобы сделать жизнь общества лучше».
Владимир Городенкер, глава ГК «Атлас Девелопмент»:
— Я ждал смены правительства в стране очень давно. Этот вопрос оставался актуальным, и в конце концов назрел. Кабинет министров Дмитрия Медведева стал неэффективным — многие программы реализовать им так и не удалось. И в целом запрос на смену правительства шел уже со стороны всего общества. Когда я размышлял о том, кто бы мог возглавить кабмин, в моем личном топе было несколько кандидатур. Так вот, Михаил Мишустин был вторым — после главы Сбербанка Германа Грефа.
Мишустина считаю одним из лучших управленцев в стране, причем я знаю, о чем говорю, потому что постоянно сталкиваюсь с результатами его работы — когда плачу налоги.
Мы видим, как он реформировал налоговый орган: объем сборов стал в разы больше. Сегодня весь бизнес в России работает в одной системе координат, честно платит налоги, и в мире таких прецедентов единицы — когда за короткий срок удалось перенастроить налоговую систему, сделать ее настолько эффективной. Конечно, некоторые предприниматели недовольны: жизнь, по их ощущениям, осложнилась. Но с точки зрения государства все правильно: все должны работать и платить налоги — это наши новые реалии.
Я возлагаю на премьера Мишустина огромные надежды. Он новатор, реформатор, он понимает, что такое цифровизация и какую пользу это приносит. Надеюсь, что состав правительства изменится, по крайней мере, на 30-50%. И, безусловно, новый глава кабмина и его команда будут работать с такими же высокими результатами, что Михаил Мишустин показывал на посту главы ФНС. В целом, у меня только позитивные впечатления от произошедшего на прошлой неделе. И положительные ожидания. Не жду прорыва — у меня нет иллюзий, что завтра произойдет чудо и в нашей стране наступит экономический рай. Но правильный тренд очевиден. Даже то, что пост премьера отдали не силовику, а пригласили эффективного менеджера, на деле доказавшего, что он умеет работать, уже говорит о многом.
Кроме того, президент заявил, что парламент и Госдума теперь будут наделяться большими полномочиями. То есть мы видим, что Владимир Путин готовит трансферт власти к 2024 г., когда его президентский срок подойдет к концу. К этому моменту глава государства намерен разделить полномочия президента с другими органами власти. Есть примеры, в развитых странах эта модель работает: когда не один человек в стране решает абсолютно все, а разные центры влияния формируют судьбу государства. И здорово, что таких центров влияния в России станет больше.
Да, слышны мнения, что Путин готовит все новации для себя. Уверен, что он окажется на одной из ключевых позиций, но точно не в президентском кресле. Он — однозначно эффективный управленец, и его потенциал даже после работы главой государства должен быть использован на благо России. Да, сегодня многих не устраивает, как живет страна. Что сказать, Россия не идеальна. А кто может сделать так, чтобы стало идеально?
Объективно: это наша действительность, наш путь, и хорошо, что Владимир Путин готов продолжать работу в условиях диверсификации центров влияния.
Сама страна для этого созрела. Многие люди, находящиеся во власти, готовы тратить свое время не на «набивание карманов», а на то, чтобы сделать жизнь в России лучше. Они находятся на том уровне пирамиды Маслоу, когда ты дорос до того, чтобы работать не только для себя, а на благо всех. Да и «набить карманы» сегодня чиновникам уже не так просто: система очень прозрачная. У всех есть смартфоны, всюду видеокамеры, соцсети и средства массовой информации работают, журналисты очень быстро вытаскивают то, что кто-то хочет скрыть и что не соответствует стандартам социальной справедливости. Это общемировой тренд, и мы здесь не отстаем. В общем, я убежден: как любой человек со временем взрослеет и мудреет, так и наша госсистема доросла до того, чтобы трансформироваться к лучшему. Это очень хороший тренд на диверсификацию власти. Так будущее страны будет зависеть не только от президента, но при условии, что роль главы государства останется главной.
Само послание президента Федеральному собранию мне показалось более позитивным, чем предыдущее. Важно, что глава государства начал его с проблемы демографии: несмотря на то, что продолжительность жизни в России выросла на восемь лет, идет падение численности населения. А прирост, если и был, то во многом за счет миграции. И здорово, что президент осознает глубину этой проблемы: если ничего не менять, через 30-50 лет Россия может стать совсем другой.
Ясно, что нужны серьезные шаги для увеличения численности россиян — наши люди должны рожать детей. Недавно я анализировал цифры: в большинстве развитых стран коэффициент рождаемости на женщину гораздо выше, чем у нас.
Люди в России не имеют уровня доходов, необходимого для воспитания ребенка. У многих в принципе не хватает денег, и они не видят должной поддержки государства. Не понимают, как им прокормить семью. Кому-то кажется, что это мелкие меры, но в действительности для многих ежемесячные пособия и бесплатные обеды в школах — это серьезное подспорье. Люди за счет этого сбрасывают огромный пласт психоэмоционального напряжения, они получают возможность заниматься детьми, могут почувствовать себя более уверенно в завтрашнем дне.
Надеюсь, что шаги, которые сделаны, — это только начало. Уверен, они дадут плоды, и рождаемость в страны вырастет. Серьезного прорыва, к сожалению, не случится, но у людей появится хороший стимул увидеть, что государство стало уделять проблеме больше внимания и завтра тоже продолжит эту работу — предпримет дополнительные шаги, чтобы люди могли рожать детей и быть уверенными, что их не бросят. Уверен, что в течение года-двух правительство проанализирует эффективность принятых мер соцподдержки, сделает выводы, что работает более успешно, что менее, докрутит и доработает программу и продолжит ее развивать более высокими темпами.
Единственное, чего я ждал от послания президента, но не увидел — внимания к размеру ипотечной ставки. На мой взгляд, глава государства недооценивает значение стоимости жилищных кредитов для экономики страны.
Сегодня ставка по ипотеке чуть ниже 10%, и для многих она неподъемна. При этом ключевая ставка ЦБ РФ снижена до 6,25%, инфляция составляет всего 3,05%. Так почему ипотека должна стоить под 10% годовых?! Если сделать ставку на уровне 6%, это даст колоссальный рывок.
Государство может субсидировать размер ставки коммерческим банкам — это не такие огромные деньги, но какой эффект для экономики можно получить! Люди смогли бы покупать квартиры, а девелоперы — наращивать объемы строительства жилья. Не секрет, что строительная отрасль — это локомотив, она дает работу массе других секторов экономики, ведь все участники в итоге платят налоги в госказну.
Несколько лет назад прецедент уже был: государство компенсировало ставку по ипотеке в 2015 г., и это было очень серьезным подспорьем для отрасли. Жаль, что сегодня госполитика в части ипотечной ставки носит рыночный характер, хотя в современных условиях — это глубоко социальный проект. Если сделать стоимость жилищных займов ниже 6%, а для особых категорий граждан — например, многодетных семей — и для некоторых регионов под 2%, в экономике бы случился прорыв. Объем продаж квартир в стране увеличился бы как минимум на 10-20% за счет реальной ставки. Это та точка роста, которую государство пока не видит и пытается отрегулировать процесс рыночным путем. Но именно она окупится за счет налоговых поступлений и уверенности россиян в своем будущем: когда людям будет где жить — они станут рожать детей.
Безусловно, для оплаты любых ипотечных кредитов нужны деньги. Поэтому ключевая задача — и Владимир Путин назвал эту проблему острейшей — рост доходов населения. Уверен, что чиновники правильно поняли задачу, которую поставил президент, и им придется заниматься ее решением гораздо более ответственно и добросовестно.
Слышал, что у ряда экспертов появились опасения в связи с новациями, которые касаются материнского капитала. Есть мнения, что выплаты за первого и второго ребенка заставят выйти на рынок недвижимости новую категорию покупателей, и для них девелоперы понастроят микроквартир за миллион рублей. А я считаю так: и хорошо! И правильно! Такие объекты появятся в тех территориях, где для этого есть экономика. В Екатеринбурге, например, невозможно сделать даже студии за такие деньги — себестоимость строительства, стоимость земли и подключения к сетям не позволят. Минимальная планка в уральском мегаполисе — от 1,5 до 2 млн руб.
А в городах-спутниках такое строительство уже возможно, так почему бы не развиваться, к примеру, Арамили? Пусть там строят такое стартовое жилье за миллион! Что в этом плохого?! Почему-то считается, что там поселятся какие-то неадекватные люди. Но ведь это могут быть молодые семьи или просто молодежь, которая хочет иметь свое жилье! Эксперты, проживающие в удобных, комфортных и больших квартирах, надеюсь, когда-нибудь поймут наконец-то одну простую вещь: молодежь должна иметь возможность строить свою жизнь, им нужно с чего-то начинать.
Если молодой человек покупает для себя маленькую студию, он обретает определенный уровень самостоятельности и это не зависит от количества квадратных метров. Он становится собственником, владельцем! Он начинает нести личную ответственность за свои решения, у него появляются объект инвестиций, причины качественнее и усерднее работать, стараться стратегически планировать свою жизнь на годы вперед.
Жилье необходимо разное: кто-то покупает квартиру за 100 млн руб., другой — за 1,5 млн. И сколько строить объектов какого класса — решает рынок. Если кто-то из девелоперов посчитает целесообразным реализацию проекта с квартирами за миллион — я это только приветствую. К нему пойдут покупатели, которые смогут использовать средства материнского капитала.
Кроме того, подобные опасения высказывают люди, не имеющие представления о ситуации на рынке жилой недвижимости. Требования к жилью в Екатеринбурге серьезно выросли, девелоперы постоянно развивают и улучшают свои проекты. Дом пятилетней давности «бизнес»-класса сопоставим с сегодняшним проектом «комфорт» по своим характеристикам. Я не вижу, чтобы появлялись депрессивные ЖК с ужасными фасадами и без инфраструктуры: их просто никто не купит, вот их и нет. Каждый девелопер сегодня стремится сделать наилучший жилой комплекс, потому что конкуренция очень высокая, и наибольший спрос именно у проектов с лучшими продуктовыми решениями.
Так что сегодня я с большой надеждой смотрю в будущее. Ведь наш позитивный настрой позволяет нам добиваться результатов и делать нашу жизнь лучше.