Меню

Владимир Ильин: Куда приводят маркеры успеха?

Владимир Ильин, профессор факультета социологии СПбГУ, кандидат исторических наук и доктор социологических наук   Эпоха классического западного капиталиста породила явление, которое немецкий соци

Владимир Ильин,
профессор факультета социологии СПбГУ, кандидат исторических наук и доктор социологических наук
 
Эпоха классического западного капиталиста породила явление, которое немецкий социолог Макс Вебер назвал «духом капитализма». Его суть в этике служения своему делу. Человек сливается со своим бизнесом. Его жизненный успех измеряется масштабами его фирмы, ее прибылью. На уровне малого бизнеса это нередко жертвоприношение во имя делового успеха. Классические типы описаны в XIX веке Бальзаком. В то время эту этику называли мещанством. Мещанин – это человек долга. Предприниматель этого типа ограничивает свое потребление, инвестируя все, что можно, в развитие своего бизнеса или накопление. Для сокращения издержек он работает за многих (дешевле сделать самому, чем нанимать). В результате свободное время сводится к минимуму. Такой классический тип мелкого предпринимателя встречается и в наше время, так как единственный эффективный способ снизить риски, связанные с колебанием рыночной конъюнктуры, – накопление запаса прочности в виде масштабов, диверсификации и так далее.
 
В среднем и крупном бизнесе уже нет необходимости ограничивать свое потребление во имя инвестиций. Здесь обычно хватает и на то, и на другое, хотя крупные покупки (особняк, яхта и тому подобное) тоже могут ставить перед дилеммой: потреблять или инвестировать. Однако и крупный собственник сталкивается с проблемой: управлять самому или нанимать успешного менеджера, который запросит огромный оклад и бонусы без особых гарантий успеха. Поэтому и в большом бизнесе встречаются работоголики.
Оценивая эту стратегию, надо иметь в виду, что настоящий бизнесмен – это спортсмен. Он работает не для того, чтобы потреблять. Смысл его жизни, как и у профессионального спортсмена, в победе. Деньги – это всего лишь очки, а рейтинги – кубки, чемпионские звания. И такой бизнесмен отдается целиком своему делу, потому что дело и есть его жизнь. И главное удовольствие –победа в рыночном соревновании.
 
Но есть и совершенно иная этика бизнеса. В ее основе простой принцип: бизнес не цель, а средство. В малом бизнесе во всем мире распространена модель выживания. Люди, лишившись рабочего места, начинают заниматься мелким бизнесом от безысходности. Российские «челноки» – классический пример. Малый бизнес – самая привлекательная стратегия для иммигрантов. В бизнес идут, рассчитывая на более высокие доходы, чем при работе по найму при той же квалификации. В свое время, работая над книгой «Российский базар: социальная организация и маркетинг», я встречал большое количество таких людей. Заработав «приличную» сумму денег, они спешат насладиться жизнью, покупая одежду, машины, жилье.
 
В малом бизнесе такая модель чревата большим риском, так как на рынке, как на море, чем меньше корабль, тем страшнее буря. И нет ничего удивительного, что масса мелких бизнесменов начала 90‑х годов давно разорились, залезли в долги и так далее. Но есть люди, которые нашли стабильную нишу, отработали собственные технологии рыночного успеха и принципиально не хотят ограничивать себя ни в деньгах, ни во времени. Они сознательно ориентируются на скромные масштабы бизнеса, поддерживающего выбранный ими стиль жизни. Их жизненный успех измеряется не их делом, а впечатлениями, наслаждениями, успехом в иных сферах.
 
Гедонистическая модель широко распространена и в большом бизнесе. На Западе ей следуют в основном дети создателей состояний. Они выросли в богатстве и часто не имеют вкуса к борьбе за очки в рыночном соревновании. Они предпочитают нанимать менеджеров, а сами наслаждаются жизнью. В России такая модель привлекательна для части обладателей состояний, свалившихся с неба в ходе приватизации.
 
Спорить о том, что лучше, бессмысленно, поскольку для оценки могут использоваться разные шкалы. Первая группа шкал берет в качестве критерия успех фирмы. Это экономический подход: чем выше прибыль, тем больше успех. Но человек не вмещается в узкие рамки экономического анализа. Его успех измеряется ощущением удовлетворенности своей жизнью. И эта шкала пересекается с экономической только на самом низшем уровне, где стоит вопрос физического выживания.
 
Предприниматель сталкивается с философской дилеммой: бизнес – это жизнь или только средство ее обеспечения? Разумеется, здесь, как и в большинстве иных ситуаций, чаще всего люди сочетают крайние типы в тех или иных пропорциях. Один из распространенных вариантов сочетания – потребление как инвестиция (например, приобретение недвижимости). Замок на Лазурном берегу не только предмет наслаждения и показного потребления, но и залог при получении дешевого европейского кредита. Роскошный автомобиль не только предохраняет тело, измученное радикулитом и геморроем от болезненных толчков, но и служит таким же маркером успеха, как лампасы на генеральских штанах. И в этом случае он является составной частью брендинга бизнесмена: на рынке доверяют только успешным. И тогда потребительские побрякушки превращаются в бренд, приносящий дополнительную прибыль. Правда, многие живут чужую жизнь, гонясь за общепринятыми маркерами успеха. Поэтому буддисты советуют: прежде чем сделать шаг, подумай, станешь ли ты от этого счастливее?