Как провести востребованное бизнес-мероприятие на 500-1000 человек и не вылететь в трубу — в интервью с организатором «Евразийской недели бизнеса» на DK.RU.
Любому предпринимателю ежемесячно приходит не один десяток приглашений на бизнес-мероприятия. Их организаторы обещают научить продавать, продвигать, собирать и мотивировать команду и уверяют, что все эти секреты раскроют самые именитые и компетентные эксперты. Как сделать так, чтобы ваше мероприятие не потерялось в вале этих приглашений и стало действительно значимым и полезным для бизнес-сообщества, DK.RU рассказал глава компании Z&G Владимир Жолобов, руководитель проекта Eurasian Business Week.
Кризис должен был уменьшить количество бизнес-мероприятий в Екатеринбурге, однако меньше их не стало. Что сейчас происходит на этом рынке?
— Сейчас рынок растет, в том числе за счет сегмента онлайн-мероприятий. В офлайне проводится довольно много локальных конференций и семинаров на 100-150 человек, а вот крупные екатеринбургские бизнес-ивенты с аудиторией от 500 человек можно пересчитать по пальцам. Есть ИННОПРОМ или Forum 100+: безусловно, они собирают большую аудиторию, но это — другая история.
У Екатеринбурга есть потенциал для того, чтобы стать российской площадкой для бизнес-ивентов. Это активный мегаполис, с хорошей логистикой, аэропортом, соответствующим международным стандартам, хорошими гостиницами. Но отчасти развитие рынка крупных деловых мероприятий сдерживает отсутствие площадок для их проведения. ЭКСПО находится далеко от центра и «заточен» на данный момент все-таки под выставки, если будет введен конгресс-холл на несколько тысяч человек, то это улучшит ситуацию. В центре залы с вместимостью от 500 до 1000 человек могут предложить разве что «Хайятт» и «Космос». «Хайятт», в котором мы будем в этом году проводить «Евразийскую неделю бизнеса», всем хорош, но его надо бронировать заранее, не позже, чем за полгода, а лучше за год и аренда бального зала на день обойдется недешево. На данный момент площадки на 2000-3000 чел. под бизнес-мероприятие нет.
На фото: президент ГК «Пенетрон» Игорь Черноголов, основатель проектов «Соль», «Огонь.Бургер.Бар» и «Огонь.Пляж» Андрей Фролов, генеральный директор хлебокомбината «Смак» Владилен Фуфаров
Есть ли необходимость в таких масштабных мероприятиях?
— Да. Когда мы запускали «Евразийскую неделю бизнеса», нам самим было интересно, сможем ли мы организовать такой масштабный ивент, будет ли он востребован. Оказалось — можем. Надо понимать, что чем крупнее мероприятие, тем больший эффект синергии для участников оно дает, и тем больше привлекает участников, в том числе из других регионов. Конференция на 100-200 человек воспринимается как региональное мероприятие, а форум, собирающий 500-1000 человек, приобретает федеральное значение. В прошлом году на «Евразийскую неделю бизнеса» приезжали люди не только со всей территории Большого Урала, но и из Санкт-Петербурга, Калининграда и даже Владивостока. И, безусловно, под крупное мероприятие проще находить партнеров, спонсоров.
А без спонсоров провести окупаемый бизнес-ивент не получится?
— Если хорошо просчитать экономику и грамотно заниматься продвижением, то заработать можно и без спонсоров. Рентабельность первой конференции по маркетингу составила 45%, сейчас она ниже. А вот развлекательные проекты для специалистов рекламы и маркетинга, которые мы делали раньше, пришлось поставить на паузу: стоимость билетов на них невысока, а значит зависимость от спонсоров очень сильная. Но для того, чтобы мероприятие окупилось — со спонсорами или без них — нужно прежде всего грамотно его продвигать. В Екатеринбург за последнее время пару раз пытались заходить москвичи и челябинцы с бизнес-конференциями, и у них собрать аудиторию не получилось, несмотря на то, что они включили в программу спикеров федерального и даже международного масштаба, в том числе — представителя Zappos.
Почему у них ничего не вышло?
— Я думаю, это связано с незнанием местного рынка и плохим продвижением. Об их событии просто никто не знал. Вот смотрите, в среднем билет на подобное мероприятие покупают 1-3% от общего количества посетивших сайт мероприятия. То есть, если сайт посетила тысяча человек — купят 10-30 билетов. Нам продвигаться проще: есть лояльная аудитория предыдущих мероприятий, кроме того, мы продвигаем мероприятие через рекламу, информационных партнеров, бизнес-объединения и фонды.
То есть, удачных примеров экспансии нет?
— Есть, хотя и немного. Например, второй год питерские организаторы проводят мероприятие в Екатеринбурге по интернет-маркетингу, соцсетям, собирая на него по 400-450 человек. Причем, они совершенно не боятся заявлять малоизвестных спикеров. Но — они очень грамотно продвигают событие на свою целевую аудиторию, хорошо составляют программу и запрашивают за билет адекватно-приятную цену.
Планируете проводить ваши мероприятия в других городах?
— Мы сейчас сосредоточились на Екатеринбурге, отказавшись от организации мероприятий в других городах. Но готовы рассказывать желающим о том, как правильно продвигать подобные события, как выстроить ценообразование, как подобрать спикеров. Это позволит избежать значительных потерь на методе «проб и ошибок». Сейчас готовим франчайзинговый пакет.
Насколько узнаваемость спикера влияет на привлекательность и востребованность мероприятия?
— Известного спикера проще продавать. Если вы привезли Олега Тинькова* или Ричарда Брэнсона, то вам даже не надо рассказывать, кто они: аудитория и так про них все знает. Мы, безусловно, стараемся звать узнаваемых спикеров или представителей узнаваемого бренда. Например, в прошлом году мы позвали управляющего Додо-пиццы в Екатеринбурге. Имя этого предпринимателя — а сам он из Ульяновска — мало знакомо большинству участников форума, хотя он очень интересный человек с огромным опытом в бизнесе. Но вообще для нас основными критериями выбора являются наличие у человека полезного контента и умение донести его до аудитории. Первое время мы выбирали спикеров для наших мероприятий, ориентируясь на собственный опыт и чутье, теперь — советуемся с участниками наших прошлых форумов. Высылаем им списки потенциальных экспертов, собираем мнения, и в первую очередь договариваемся с теми, за кого отдали большее количество голосов. Плюс — обязательно зовем лучших спикеров предыдущего мероприятия — это, например, глава ГК «Пенетрон» Игорь Черноголов.
Спикерами «Евразийской Недели Бизнеса» в этом году станут:
Игорь Черноголов, президент ГК «Пенетрон-Россия»
Алексей Романов, генеральный директор сети фитнес-клубов Brightfit
Иван Зайченко, основатель и владелец сети ресторанов «Сушкоф» и «Дель Песто»
Андрей Овешков, директор сервиса правильного питания Smart Food
Иван Зубарев, директор компании «Труба-Дело»
Виктор Долженко, директор представительства банка «БКС Ультима»
Евгений Непомелуев, директор Plov project, «Cчастье»
Ирина Екимовских, директор АГ «Капитал» и АЦ «Основа Капитал», эксперт в области налогов и финансов
Также продолжаются переговоры с еще несколькими интересными и успешными предпринимателями.
Приглашаете ли вы на ваши мероприятия бизнес-тренеров? Сейчас к ним относятся крайне неоднозначно, хотя одно время они были очень популярны…
— Мы приглашаем бизнес-тренеров: есть эксперты, которые действительно обладают ценными знаниями, но следим, чтобы пропорции бизнесменов и тренеров составляли 10 к 1. А недоверие к бизнес-тренерам связано с тем, что на сцену стали выходить люди с малым практическим опытом. Тренер, консультант или эксперт должен наработать 10 тыс. часов практики, после этого может учить других. Кроме того, на сложившуюся ситуацию с бизнес-тренерами повлияли и сами слушатели, которые ожидали, что тренинги станут для них волшебной пилюлей: они придут, послушают — и за день-два научатся быть успешными или разбираться в чем-то, даже не применяя знания на практике. А ведь есть правило: если вы в течение 72 часов не начали применять новые знания в реальности, то маловероятно, что вы их примените в будущем.
А что сегодня интересует посетителей бизнес-мероприятий? Чего они ждут — шоу, кейсов, мотивации?
— Современному слушателю необходима практика и конкретика. Несколько лет назад на бизнес-конференции приходили за мотивацией, потом пришло время кейсов, а сейчас даже кейсов уже недостаточно: слушатели хотят увидеть изнанку бизнеса, получить конкретные алгоритмы решения той или иной задачи. Далеко не все спикеры готовы настолько подробно рассказывать о своем бизнесе, но нам удается находить открытых предпринимателей, которые делятся своими секретами. Еще одна из целей «Евразийской Недели Бизнеса» это нетворкинг, задача которого обеспечить коммуникации между представителями малого, среднего и крупного бизнеса. В прошлом году один из спикеров на мероприятии познакомился с потенциальным клиентом, в итоге был подписан договор на несколько миллионов рублей.
Каких бизнес-форматов не хватает Екатеринбургу?
— Довольно мало развлекательно-интеллектуальных мероприятий для бизнеса. Например, очень успешно каждый год проходит церемония вручения премии «Человек года». Это мероприятие хорошо организовано, у него легкая и непринужденная атмосфера, и это привлекает к нему гостей. Сами мы проводим для наших клиентов и партнеров интеллектуальную игру «Брейнрум» в стиле «Что? Где? Когда» и «Брейн-ринг». Кроме того, в ближайшее время будет развиваться направление бизнес-квестов: сейчас это только начинает заходить на рынок, но такой формат может стать очень востребованным.
Фотографии предоставлены компанией Z&G, инфографика — Игорь Черепанов
* - выполняет функции иностранного агента