«Самый жесткий сценарий: из-за деградации политического предложения электоральные способы выпуска пара будут полностью исчерпаны». Коммуникационная стратегия власти начала давать сбои. Чем это грозит?
Россия оказалась в условиях новой политической реальности: власть столкнулись с Брекзит-эффектом — ранее эффективно работавшая коммуникационная стратегия власти начала давать сбои. Об этом говорится в докладе «Новая политическая реальность и риски антиэлитной волны в России», подготовленном экспертами холдинга «Минченко Консалтинг».
Антиэлитные настроения в России — это часть глобального тренда: с аналогичной проблемой столкнулся истеблишмент в разных странах мира. Он усиливается из-за стагнации доходов среднего класса и приближающимся окончанием роста мировой торговли.
Левые и правые партии отрываются от своих традиционных избирателей: 42% граждан не смогли назвать партию, которая выражает их интересы, а 28% избирателей считают, что политические организации прежде всего выражают интересы олигархов, 17% — интересы руководства страны. Так, значительная часть россиян воспринимают ЛДПР и КПРФ как часть правящей элиты, и эти партии не могут претендовать на весь протестный электорат.
Источник: «Минченко Консалтинг»
В то же время усиливаются популистские движения. Популисты делают ставку на перераспределение, в мобилизации сторонников — на образ врага, а в идеологической повестке — на антиглобализм и выступление против существующих элит.
Борьба традиционных, системных, и новых, антисистемных политических сил происходит в новом информационном пространстве. У него есть четыре особенности. Первая — «информационный фастфуд», частое потребление которого снижает у избирателей критичность информации. Второй — постправда: для участников подтверждение своей правоты важнее объективной информации. Третий — fake news, а четвертый — «Большой брат»: глобальные платформы, как Facebook, фактически проводят цензуру, используя big data и микротаргетинг.
Впрочем, у мирового истеблишмента богатый опыт методов борьбы с популизмом. Однако это чревато тем, что накопившийся протест рискует перейти в неэлекторальную плоскость. Если в течение двух-трех лет не произойдет никаких перемен, парламентские партии будут медленно угасать. Возможно, на выборах в Госдуму в 2021 г. партия власти будет вынуждена вступить в формальную коалицию с кем-то из системных сил. Однако потеря голосов непредсказуема — получить их могут и проекты на базе малой партии, которые адаптируются к новой политической реальности.
Самый жесткий инерционный сценарий предполагает, что из-за деградации политического предложения электоральные способы выпуска пара будут полностью исчерпаны и, на фоне существования непопулярной и невлиятельной «транзитной Думы», произойдет переход к неэлекторальным формам политический борьбы, — резюмируют эксперты «Минченко Консалтинг».