Работать, процветать и при этом не пересекаться с представителями власти в Роси может только малый и средний бизнес. Крупные предприятия интересны властям сразу в нескольких плоскостях.
Крупные компании существовать в отрыве от власти не могут, убежден Павел Неверов, исполнительный директор МК ЮНИКС: они в силу масштаба перестают быть бизнесом, а становятся элементом инфраструктуры развития региона или страны, т. е. частью социального ландшафта. Властям крупные предприятия интересны сразу в нескольких плоскостях. «Цель государства — не упустить такие компании из региона, они должны платить налоги именно здесь», — говорит г-н Неверов.
Кроме того, для власти крупный бизнес интересен и как источник высококвалифицированных прогрессивных кадров. «Когда в регионе сменился губернатор, его администрация очень скоро обратилась к бизнесу с предложением поделиться управленческим ресурсом. И предприятия готовы пойти на этот шаг, потому что понимают: лучше прислать специалистов во власть, чем она возьмет непонятно кого неизвестно где. Это усложнит взаимоотношения», — рассказывает Андрей Станкевич, вице-президент по корпоративному развитию ГК AVS Group.
Однако, когда в правительстве появляется человек из крупной компании, возникает опасность, что общественность примет его настороженно, как «засланного казачка», который будет лоббировать интересы своего бывшего предприятия. Эксперты поясняют, что между неэффективной работой исполнительных органов и домыслами власть выбирает последнее. «Потому что лучше разбираться с подозрениями при помощи закона, прокуратуры, Счетной палаты, чем объяснять потом президенту причины недоразвитости какой-то из отраслей тем, что мы испугались привлекать высококвалифицированные кадры из бизнеса», — дополняет г-н Станкевич.
Павел Неверов соглашается: «Многие думают, что на госслужбу людей отправляют как в разведку, но это не так. Один из госслужащих объяснял мне, зачем он пришел из бизнеса во власть. У него была возможность потратить год на получение MBA или поработать в госструктуре. Он выбрал второе, чтобы изучить эту систему и понять, как с ней взаимодействовать. По деньгам получилось примерно то же самое: на МВА он бы их потратил, здесь он их не заработал». Как добавляет первый вице-президент Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей Михаил Черепанов, госслужащие, пришедшие во власть из бизнеса для лоббирования интересов своей компании, действительно есть, но их работа — под контролем общественного мнения. «Таких людей видно, они быстро прогорают и теряют свое место, а это неэффективно с точки зрения лоббизма», — говорит он.
Бизнес интересен власти и как адресат для выполнения различных социальных поручений — от строительства детских садов, содержания спортивных команд до возведения крупных объектов: выставочных центров, стадионов. «Все понимают, что завтра твоя компания будет работать без трудностей, но за это ты должен взять на себя определенные социальные функции. Бизнес и власть играют в одной команде», — объясняет депутат областной думы Лев Ковпак. Но для того чтобы эта нагрузка не была излишней, предприятия выстраивают GR-структуры. Г-н Черепанов: «И от квалификации джиарщика зависит, как ограничить поток бесконечных поручений и уложить его в здравое русло».