Эммануэль Макрон признал ответственность за ситуацию в стране и пошел на уступки протестующих уже несколько недель граждан. Во Франции повысят минимальный оклад на 100 евро и введут налоговые льготы.
Президент Франции Эммануэль Макрон 10 декабря объявил о введении в стране чрезвычайного экономического положения. Он пошел на такой шаг из-за протестов т.н. «желтых жилетов», которые продолжаются в стране уже несколько недель: изначально несогласные французы требовали отменить повышение цен на топливо (по закону во Франции у каждого автомобилиста должен быть желтый жилет), но затем выдвигали все более широкие требования.
Как пишет Associated Press, Макрон признал, что он частично ответственен за происходящее в стране: «Вероятно, за полтора года мы не смогли найти достаточно быстрые и убедительные ответы». Он также признал: создается впечатление, что он, возможно, не заботится об обычных гражданах и мог задеть некоторых людей своими комментариями. Многие граждане во Франции считают Макрона высокомерным из-за упреков безработным, что те могут найти работу, если перекрывают улицы.
Президент Франции пообещал повысить минимальный оклад на 100 евро с 1 января 2019 г. и отменить повышение налогов для пенсионеров с доходом менее 2000 евро в месяц, уточняет Reuters. Эти меры обойдутся Франции в 8–10 млрд евро, уточнил Оливье Дюссо, младший министр общественных счетов. При этом Макрон отказался вернуть налог на дорогое имущество ценой свыше €1,3 млн.
Макрон отметил также, что никакой гнев не оправдывает нападения на полицию и грабежи магазинов — и то, и другое угрожает свободе Франции.
По словам министра финансов Бруно ле Майра, протесты могут стоить Франции 0,1% ВВП. В выступлениях против правительства участвовало около 125 тыс. человек.
* - выполняет функции иностранного агентаУже довольно давно было понятно, что падение рейтинга Макрона и недовольство его политикой так или иначе приведут к большим уличным протестам. Макрон сталкивается с классическим проклятием президента-реформатора и одновременно президента-центриста: его политика предсказуемо не нравится ни левым, ни правым. Левым не нравится дерегулирование и снижение налогов на богатых, правым — усиление прессинга на бизнес из-за борьбы за климат и т.п. После избрания Макрона была иллюзия, что французское общество сдвинется в сторону центристского консенсуса, но этого не произошло: крайне правые и крайне левые продолжают растаскивать страну на куски, каждый тянет одеяло в свою сторону, — пишет политик и экономист Владимир Милов*.