Уровень заболеваемости коронавирусом в Африке необычайно мал, несмотря на тесные связи с Китаем. Ученые объясняют это климатом и чрезвычайной молодостью населения. ВОЗ готовится к катастрофе.
Во всех странах Африки пока обнаружено меньше заразившихся COVID-19, чем в одной Португалии. Никто пока не может сказать, почему на континенте так мало заболевших, но ВОЗ призывает готовиться к худшему, пишет ВВС.
По состоянию на понедельник, 30 марта, в Африке было зарегистрировано 4847 случаев заражения коронавирусом и 155 смертей. Более половины носителей вируса — жители стран на крайнем юге и крайнем севере континента: ЮАР, Египет, Алжир и Марокко.
Почему в Африке, где у многих тесные связи с Китаем, так мало заболевших, специалисты пока не знают. Многие считают, что дело не в медленном распространении эпидемии, а в том, что на континенте делают слишком мало тестов.
До пандемии в Африке было только две лаборатории, в которых могли выявить вирус, в Сенегале и ЮАР. Сейчас ВОЗ сообщает, что тесты срочно завезены в 47 из 54 стран континента. Однако в большинстве стран тестов все равно мало. Например, нигерийский Центр контроля за распространением заболеваний к 22 марта проверил на COVID-19 только 152 человека. В стране живет более 200 миллионов человек.
18 мата генеральный директор Всемирной организации здравоохранения Тедрос Адханом Гебрейесус заявил, что в Африке на самом деле куда больше заболевших, так что странам континента пора «готовиться к худшему».
Одновременно медики и ученые полагают, что, так как в Африке уже есть инфраструктура для борьбы с другими инфекционными болезнями, серьезная вспышка коронавируса не могла остаться незамеченной.
Если бы где-либо в Африке были крупные вспышки, такого масштаба, как в Италии или Иране, то, думаю, эти смерти уже попали бы в поле зрения, — сказал еще в начале марта британскому научному журналу New Scientist эпидемиолог, профессор Эдинбургского университета Марк Вулхауз.
В чем дело?
Некоторые считают, что теплая погода замедляет развитие вируса. Другие уверены, что на африканскую статистику влияет и то, что в странах очень молодое население. Например, в Нигерии больше половины из 206 миллионов населения — младше 18 лет. Медики не в первый раз отмечают, что молодежь и дети переносят Сovid-19 очень легко, а большинство и вовсе не заболевает.
Но уверенно сказать, что происходит с коронавирусом в Африке, пока рано, слишком мало данных. При этом достаточно сведений о системе здравоохранения и общей обстановке в большинстве стран континента, чтобы опасаться катастрофы.
Миллионы африканцев живут в трущобах, где рекомендации «держать социальную дистанцию» и чаще мыть руки звучат издевкой.
В Африке живет каждый шестой житель планеты, а ее суммарные расходы на здравоохранение составляют только 1% от мировых, почти вся центральная часть континента, по подсчетам ВОЗ, расходует на здравоохранение на душу населения в сотни раз меньше, чем Европа и Северная Америка.
В международном Индексе уязвимости перед инфекционными болезнями (Infectious Disease Vulnerability Index, IDVI) большинство стран Африки — в самом низу. Больше 50 баллов по шкале от 0 до 100 имеют только ЮАР, Египет, Алжир, Марокко, Тунис — как раз те страны, которые провели больше всего тестов и обнаружили у себя больше всего заразившихся.
Кроме того, новый коронавирус может наложиться на другие болезни, мучающие Африку — малярию, туберкулез и СПИД.
Надежда на опыт
Одновременно специалисты полагают, что Африке может помочь опыт борьбы с другими эпидемиями.
Африканские страны недавно повысили готовность к Covid-19. Многие страны укрепили средства контроля в аэропортах и ввели измерение температуры в пунктах пересечения границы благодаря тому, что у них уже было оборудование, оставшееся после эпидемии лихорадки Эбола в 2013—2016 гг., — писала группа ученых из Сорбонны и других университетов Европы в исследовании, опубликованном в феврале в научном журнале Lancet.
Авторы исследования собрали сведения о пассажирских авиаперевозках между Китаем и Африкой и сделали вывод, что сильнее всего «импорт» коронавируса грозит ЮАР, Египту и Алжиру. Пока, судя по числу выявленных заразившихся, прогноз выглядит верным.
Страны Африки, вслед за Европой, тоже начали активно закрывать границы. Египет, Судан, Тунис, Гана, Камерун и Кения уже полностью закрыли границы для иностранцев. ЮАР, Алжир, Марокко, Мали, Нигерия, Кения, Танзания и Мадагаскар закрыты частично, не для всех иностранных граждан. В понедельник в двух крупнейших городах Нигерии, Лагосе и Абудже, был объявлен двухнедельный карантин.
В ЮАР, где по состоянию на 29 марта было обнаружено 1280 инфицированных, с 26 марта на 21 день объявлен полный карантин — закрыто все, кроме продовольственных магазинов, всем жителям страны велено сидеть дома. Кроме того, власти запретили продажу алкоголя.
В Демократической республике Конго, нищей и терзаемой гражданскими конфликтами, власти объявили карантин с 29 марта только в Киншасе, столице с 12-миллионным населением. Город закрыли для въезда и выезда, а жителям было велено четыре дня сидеть дома, после чего им будет позволено в течение двух дней ходить на рынки и в магазины. Этот шестидневный цикл будет повторяться в течение по крайней мере трех недель.
В Танзании закрыты учебные заведения и отменены спортивные соревнования, но церкви и мечети президент страны Джон Магуфули закрыть отказался, заявив, что в них людям предлагают «настоящее исцеление».
Президент Мали Ибрагим Бубакар Кейта объявил в связи с коронавирусом чрезвычайное положение и ввел комендантский час с девяти вечера до пяти утра, но парламентские выборы при этом не отменил — они состоялись 29 марта.
В Камеруне одна из вооруженных сепаратистских группировок, действующих на юге страны — Силы обороны Южного Камеруна — объявила в связи с коронавирусом перемирие. Другие группировки ее примеру пока не последовали.