Меню

Волшебный ящик: бизнес на постаматах

За пять лет работы PickPoint сумела создать крупнейшую в стране сеть постаматов, где покупатели книг, сапог и секс-игрушек забирают свои товары. Поддерживает бизнес крупный логистический оператор.

Идея

Мысль создать в России сеть постаматов — автоматизированных пунктов выдачи заказов — посетила коммерческого директора компании «СПСР Экспресс» Надежду Романову на выставке Post Expo 2009 в Ганновере, где она увидела терминалы для выдачи посылок, разработанные компанией KEBA для Deutsche Post. Об истории создания компании пишет РБК.

ООО «Сеть автоматизированных пунктов выдачи» было учреждено в июне 2010 года, компания стала работать под торговой маркой PickPoint.

«Технология заинтересовала нас, потому что автоматическое оборудование имеет лучшую производительность и себестоимость, чем классические пункты выдачи», — вспоминает глава PickPoint Надежда Романова, покинувшая «СПСР Экспресс».

Инвестиции в PickPoint составили $10 млн. Их вложили акционеры «СПСР Экспресс» — венчурные фонды и несколько частных инвесторов.

«Компания сразу создавалась как отдельный бизнес-проект», — рассказывает Романова.

По данным ЕГРЮЛ, сейчас ООО «Сеть автоматизированных пунктов выдачи» на 100% принадлежит кипрской PickPoint Delivery Sistem Ltd. В числе ее совладельцев значится только одно физлицо — Олег Царьков, управляющий партнер Svarog Capital Advisors, у которого 15%. Другие совладельцы — компании, зарегистрированные на Британских Виргинских островах, их бенефициары неизвестны. Крупнейший совладелец PickPoint Delivery Sistem с долей 43% — Festina Trading Ltd, она же крупнейший совладелец «СПСР Экспресс» с долей 40%.

В 2010 году на быстрорастущем рынке интернет-торговли не хватало компаний, которые делали бы упор на доставку покупок частным лицам.

«Тогда многие интернет-магазины создавали собственные курьерские службы — это была вынужденная мера», — вспоминает Романова.

Курьерская доставка, однако, имеет несколько минусов: во-первых, необходимость договариваться с клиентом о времени доставки, что не всегда удается сделать оперативно, а значит сроки затягиваются. Во-вторых, в условиях больших городов очень сложно обеспечить приезд курьера к точно назначенному времени.

«В результате страдает качество сервиса, а стоимость самой услуги растет», — объясняет Романова.

Открытие собственной сети пунктов выдачи заказов (ПВЗ) основателей PickPoint тоже не привлекало: там кто-то должен работать по 12–14 часов в день, тогда как посылки наиболее активно забирают, как правило, утром и вечером.

«Себестоимость выдачи заказа через постамат на 30–50% ниже, чем через пункт выдачи», — утверждает Романова.

«В России неквалифицированный труд оплачивается очень скромно, поэтому экономика пункта выдачи может быть не менее прибыльной, чем экономика постамата в силу довольно высокой стоимости автоматизированных терминалов», — парирует гендиректор экспресс-доставщика Hermes Татьяна Ямпольская.

Pickpoint в цифрах

  • 1455 точек выдачи заказов в сети PickPoint
  • Более 3 млн отправлений было доставлено через PickPoint в 2015 году
  • 2,2 млн человек — число уникальных пользователей PickPoint
  • 3,4 тыс. руб. — средняя стоимость заказа, доставляемого через PickPoint
  • 1,2 кг — средняя масса одной посылки
  • 120 ячеек — размер среднего постамата в Москве, 80 ячеек — в других регионах
  • 40 тыс. отправлений в сутки доставлялось через PickPoint в декабре 2015 года

 

PickPoint предложила трем мировым производителям постаматов — австрийской KEBA, польской InPost и эстонской Smart Post (сейчас Cleveron) доработать их модели, чтобы выйти на российский рынок.

«Европейские терминалы не имели нужных нам опций оплаты, поскольку там заказы предоплачивают, тогда как в России любят платить при получении, преимущественно наличными, — рассказывает Романова. — Кроме того, стандартная высота ячеек в ЕС — 8 см, а у нас отправления по высоте больше — 10–15 см».

В итоге проектом заинтересовались эстонцы: они предоставили постаматы с возможностью оплаты пластиковыми картами, программное обеспечение к ним писалось в России. Там закупили 115 постаматов, потом их производство было налажено в России.

На момент открытия первого терминала 29 ноября 2010 года в «Москва-Сити» у PickPoint было подписано около 40 договоров с интернет-магазинами. Самыми крупными из них стали производитель косметики Yves Rocher, который уже работал с «СПРС Экспресс» и доставлял заказы через постаматы в родной Франции, а также интернет-магазин одежды Wildberries. Сейчас доставкой через PickPoint активно пользуются свыше 2 тыс. компаний, в том числе Otto Group, LaModa, Oriflame и Ozon. На старте, как вспоминает Романова, конечно, были проблемы: молодая компания, предлагающая неизвестный ранее клиенту способ доставки. Но постепенно постаматами стали пользоваться все крупнейшие российские онлайн-магазины и даже иностранные, отправляющие товар в Россию (на китайские Ali Express и JD.com в 2015 году у PickPoint пришлось 6% заказов).

Для секс-шопов доставка через постаматы и вовсе стала революцией.

«Многие наши клиенты стесняются выбирать курьерскую доставку или заходить в розничный магазин», — говорит Юлия Атрощенко, старший менеджер сети магазинов интимных товаров «Он и она», которая сотрудничает с PickPoint уже четыре года.

Есть у постаматов и заметные минусы: они не дают подержать товар в руках, прежде чем купить.

«Этот способ доставки не предполагает услугу примерки перед покупкой, а значит не может быть единственным для сегмента моды в e-commerce», — сообщил управляющий директор Lamoda Флориан Янсен.

Несмотря на это, 38% посылок, доставленных через PickPoint в 2015 году, были с одеждой и обувью.

Как работает PickPoint

Подключить небольшой интернет-магазин к PickPoint достаточно просто: нужно заключить договор и встроить на сайт модуль для покупательской корзины, что занимает в среднем 1,5–2 часа работы программиста. Покупатель при оформлении заказа выбирает удобный для него постамат или партнерский пункт выдачи заказов. Каждый вечер с помощью партнерских курьерских служб PickPoint забирает у интернет-магазина все свои заказы и привозит в сортировочный центр на Волгоградском проспекте, где трудятся 50 из 120 сотрудников компании. Ночью отправления сортируют по направлениям и либо передают на магистральную доставку, либо с помощью партнерских курьерских служб рано утром развозят по постаматам и пунктам выдачи заказов в Москве и Московской области.

По материалам РБК