Как переехать в другую страну и не умереть от тоски по родине, рассказывает Оксана Корзун в одноименной научно-популярной книге об эмиграции.
Книга дает ответы на множество вопросов: кто я теперь в новой стране? Жизнью какой страны мне жить? Останусь ли я русским навсегда или мне надо забыть обо всем, связанным с Россией, и начать ощущать себя гражданином другой страны (или даже всего мира)?
Каждый эмигрант должен уметь делать выбор
В процессе привыкания к новому обществу каждый эмигрант в какой-то момент сталкивается с необходимостью выбора того, как ему поступить с опытом жизни, который он получил в своей старой стране, можно ли считать его ценным, стоит ли его продолжать.
Решение этих вопросов не всегда происходит осознанно и просто.
Четыре стратегии адаптации эмигранта
Полная адаптация в обществе и аккультурация, не всегда может происходить быстро и просто, как и любое изменение внутреннего мира человека.
Канадский психолог Джон Берри разработал теорию аккультурации, в рамках которой иммигрант выбирает четыре возможных стратегии – интеграцию, ассимиляцию, сепаратизм и маргинализацию.
1. Интеграция
Эта стратегия предполагает успешное объединение опыта двух культур. Эмигрант может легко взаимодействовать с каждой из них, адекватно принимает положительные и отрицательные стороны страны исхода и новой страны. При этом бесконфликтно сохраняются некоторые традиции старой страны и присваиваются нормы новой страны.
2. Ассимиляция
При ассимиляции происходит другой процесс – эмигрант пытается раствориться в новой культуре и забыть про старую. Это могут быть те люди, которые вешают флаги новой страны у себя на домах, покупают товары только новой страны происхождения, активно выражают нелюбовь к старой стране или совершают любые другие действия, чтобы активнее подчеркнуть любовь и принятие новой страны.
3. Сепарация
Сепарация является противоположностью ассимиляции – в этой стратегии эмигрант отказывается принять новую страну и продолжает жить традициями старой. При этом могут сохраняться не только традиции и язык, но и могут осуществляться попытки воссоздать точную копию среды обитания старой страны. Жители новой страны могут ощущаться глупыми, неправильными, их жизнь сравнивается, критикуется и осуждается.
4. Маргинализация
Последняя стратегия предполагает отказ от принятия новой культуры и невозможность сохранить старую. Фактически, человек не смог или не захотел приспособиться к новой стране, а традиции старой страны не захотел или не смог воспроизвести.
А кто вы?
Чтобы понять, как отнести конкретного человека к какой-либо стратегии Берри предлагал задать себе два вопроса:
- «Является ли старая культура ценностью для меня, чтобы ее сохранять?»
- «Важно ли мне поддерживать отношения с новой культурой?»
Проведенное исследование показало, что интеграцию и ассимиляцию выбирают люди, которые прожили в новом обществе более 12 лет или родились в семье эмигрантов. 45% из тех, кто выбрал маргинализацию, проживали менее 6 лет в эмиграции. С течением времени этот процент изменялся – из тех, кто дольше этого срока жил в новой стране, лишь 12% сообщили о выборе стратегии маргинализации. Процент людей, выбравших сепарацию был одинаков во всех временных отрезках, около 20-25%.
То есть наилучшей стратегией со стороны новой страны для наилучшей адаптации эмигрантов является политика интеграции, потом по убывающей – сепарация, ассимиляция, маргинализация.
Исследования на эту тему также зафиксировали связь стратегии интеграции с уменьшением уровня психотизма и невротизма. А при выборе стратегии сепарации отмечался высокий рост этих состояний и повышение тревожности.
В других исследованиях была найдена связь между качествами личности и выбором стратегии адаптации. Выбравшие интеграцию были более эмоционально стабильными, общительными, мало импульсивными, активными и неординарными. Те, кто выбрал ассимиляцию, демонстрировали высокий уровень тревоги, общительность и дружелюбие.
В любом случае, эмигрант выбирает стратегию адаптации согласуясь со своим внутренним психологическим состоянием – насколько он готов меняться, работать над собой, не перевешивает ли страх, есть ли внутренние ресурсы для адаптации, как он относится к своей старой стране, позволяет ли финансовое состояние выбирать определенный уровень жизни.
По материалам Rusbase