Конкуренция на этом рынке довольно жесткая: на российских просторах активно начали действовать мировые транснациональные компании — Сименс, АББ, Дженерал электрик, Вестингауз. Причем в редких случа
Конкуренция на этом рынке довольно жесткая: на российских просторах активно начали действовать мировые транснациональные компании — Сименс, АББ, Дженерал электрик, Вестингауз. Причем в редких случаях стратегия нерезидентов включает пуск в России совместных или полностью иностранных предприятий с переносом передовых технологий и организацией рабочих мест. Хотя такие примеры есть. Компания АББ создала сеть СП в рамках холдинга «АББ-Россия», в их числе «АББ-УЭТМ», производитель комплекса оборудования для открытых распределительных устройств подстанций ПО кВ. В этом же электротехническом секторе успешно работают полуанглийская «Урал Морган Карбон» (основная продукция — щетки для электродвигателей) и «Альстом СЭМЗ» (распредустройства среднего и низкого напряжения, комплектные трансформаторные подстанции).
Однако чаще всего просто происходит захват рынка. Падение отечественной промышленности привело не только к сужению внутреннего рынка, но и к практическому вытеснению с него наших предприятий: многие заводы-производители электрооборудования вообще встали, а у тех, что сохранились, объемы производства и продаж значительно упали. Так, если уровень производства в 1990 г. принять за 100%, то уже в 1995 г. глубина спада производства промышленного оборудования, которое и служит основным потребителем двигателей и генераторов, в целом по России превысила 70%. Соответственно, и выпуск этих изделий сократился до минимума (это естественно, поскольку, как правило, электрооборудование — не конечная продукция, а комплектующая для машиностроительных предприятий). К примеру, на Баранчинском электромеханическом заводе (БЭМЗ) — одном из основных российских разработчиков и производителей — было изготовлено в 1995 г. всего 290 двигателей и 140 генераторов, а за первую половину 1998 г. все профильные заводы нашей области сдали заказчикам 516 шт. крупных электромашин. В то время как их производственные мощности позволяют выпускать десятки тысяч единиц изделий всего необходимого спектра электрооборудования.
Изменение экономической ситуации предоставляет сегодня шанс российским производителям электродвигателей противостоять агрессивной экспансии зарубежных компаний, вернуть себе утерянный авторитет.
Откуда двигатель уральский пошел
История электротехники на Урале насчитывает без малого 80 лет, и связана она в первую очередь с Баранчинским электромеханическим заводом (БЭМЗ). Своему рождению предприятие обязано решению Президиума ВСНХ РСФСР от 26 апреля 1920 г. В 1921 г. прекратил свое существование старый Баранчинский чугунолитейный завод. Объединившись с переведенным из Ревеля заводом «Вольта», бывшие металлурги занялись совершенно новым делом — в 1921 г. здесь был собран первый электродвигатель. С 1921 по 1939 г. предприятие носило название «Уральский электротехнический и чугунолитейный завод «Вольта», здесь выпускались генераторы, двигатели постоянного и переменного тока, трансформаторы, регуляторы, пусковые реостаты, переключатели, рубильники и другие изделия.
После реконструкции основной, серийной, продукцией становятся асинхронные электродвигатели трехфазного тока мощностью 14,5-100 кВт до 500 В и генераторы переменного тока. В 1931 г. объем выпуска достиг 23000 штук двигателей. В годы Великой Отечественной войны на существующих площадях завода разместились эвакуированные из Ленинграда и Харькова заводы «Электросила» и «Электромашина». Вместе с прибывшим на завод оборудованием приехали в поселок специалисты, составившие мощный интеллектуальный костяк, оказавший огромное влияние на дальнейшее развитие отечественного электродвигателестроения. Уже в военные годы здесь разрабатывается и внедряется в производство серия асинхронных электродвигателей «Урал», а для восстановления шахт Донбасса — БАМВШ 14 габ. С тех пор Баранчинский завод служил своеобразным полигоном «Электротехпрома» в создании электротехники для новых изделий, разработки новых технологических процессов, изоляционных материалов и новых конструкций изоляции. Его традиционная нацеленность на разработку, создание и освоение продукции с нужными заказчику параметрами позволила выпускать двигатели и генераторы, применяемые в высокотехнологичных производствах энергетики, транспорта, нефтехимии, в военно-промышленном комплексе.
Именно на БЭМЗе был изобретен новый вид изоляции — синтетический каучук Пономарева (ЭСКАПОН), долгое время применявшийся как в высоковольтных, так и в низковольтных электрических машинах. И первые отечественные двухскоростные лифтовые электродвигатели типа АС9 для привода пассажирских и фузовых лифтов, и целая серия многоскоростных электродвигателей для горнодобывающей и металлургической промышленности родились именно здесь. До 70-х гг. БЭМЗ имел опытный характер производства, представляя «инкубатор» новых образцов техники, осваиваемых в дальнейшем ведущими предприятиями бывшего Союза.
Параллельно с двигателями на заводе развивается генераторостроение, разрабатываются серии генераторов со статической системой возбуждения. И это открыло новую ступень технического професса: их применение позволило резко снизить эксплуатационные расходы, увеличить ресурс генератора, повысить качество вырабатываемой электроэнергии. Даже в такой достаточно экзотической отрасли, как ветроэнергетика, интерес к которой возник в стране в конце 80-х годов, специалисты завода сказали свое слово: были выпущены несколько типов вет-рогенераторов мощностью от 30 до 200 кВт.
А в 60-90-е гт. БЭМЗ — ведущий партнер Министерства обороны: завод выпускает различные модификации электродвигателей постоянного тока типа ДП-12, которые используются для привода электроторпед, базируемых на подводном, надводном и воздушном флотах, в т.ч. глубоководных, асинхронные трехфазные вертикальные двигатели, предназначенные для циркуляционных насосов реакторов атомных подводных лодок типа «Тайфун» и «Акула», электропреобразовательные агрегаты — для обеспечения аэродромных РЛС и комплексов ПВО, синхронные генераторы — для передвижных энергетических установок автономного питания пусковых ракетных комплексов типа «Тополь-М», систем ПВО С-200 и С-300 ПМУ, синхронные электродвигатели — для использования в стартерно-энергетических аэродромных установках отечественных авиационных комплексов, аналогов американских «АВАКСов» и т.д. и т.п. В целом, до кризиса примерно 60% продукции завода изготовлялось именно для нужд армии — а это безошибочная характеристика высокого научно-технического и качественного уровня продукции, которая шла в 56 стран мира.
И сегодня здесь работают все виды приемки: морской, речной Регистр, представитель заказчика МО РФ, ОТК по общепромышленной продукции. Заказов от заводов МО стало меньше, но потенциал завода никуда не делся. Производственные мощности позволяют изготовлять более 14 тыс. шт. изделий, причем среди них есть такие, которые никто в России делать не может. Например, преобразователи частоты на 400 Гц мощностью 15, 30, 50 и 100 кВт, без которых не может обойтись радиопромышленность.
Основная продукция предприятия — асинхронные электродвигатели мощностью от 1 до 400 кВт и синхронные генераторы на 8-315 кВт, т.е. как раз то, что необходимо машиностроителям практически любого направления. Кроме того, крупным потребителем этих изделий становится оживающее жилищно-коммунальное хозяйство: котельные, очистные сооружения — вся сфера водоподготов-ки и подачи воды к потребителю. Производственные мощности БЭМЗа позволяют изготовлять в общей сложности около 15 тыс. изделий, в т.ч. более 3 тыс. крупных электромашин. Пока, однако, возможности БЭМЗа, как и всех уральских электромашиностроительных заводов, использованы далеко не полностью, но просматривается явная положительная динамика. В 2000 г. предприятием выпущено 665 шт. электродвигателей мощностью до 100 кВт и 632 электродвигателя мощностью свыше 100 кВт (а в 1999 г. их было соответственно 492 и 495). Выпуск электрогенераторов составил 1522 шт., что почти вдвое превышает уровень предыдущего года. Доля завода на областном рынке, по оценкам специалистов его службы маркетинга, колеблется от 40% по электродвигателям малой мощности, 60% — свыше 100 кВт, до 70% — по электрогенераторам (в масштабах России это соответственно 20%, 30% и 30%).
Продавцы и покупатели
По существу БЭМЗ, благодаря своему научному и кадровому потенциалу, стал родоначальником производства электротехнической продукции в Уральском регионе, его разработки и высококвалифицированные специалисты дали импульс развитию многих других предприятий отрасли.
Сегодня в Свердловской области электротехническую продукцию выпускают около двух десятков заводов. Среди них такие крупные, известные производители, как «Уралэ-лектротяжмаш» (высоковольтное и трансформаторное оборудование, электродвигатели, выключатели, синхронные компенсаторы и т.д.). На другом конце масштабного спектра — Кушвинский электромеханический завод: небольшое предприятие с обширной номенклатурой высоковольтной и низковольтной электрической аппаратуры, трансформаторных подстанций и т.д. В середине — Карпинский электромашиностроительный (электрические машины для экскаваторов, двигатели постоянного тока для шахтных электровозов, высоковольтные выключатели), Нижнетуринский электроаппаратный (высоковольтные распредустройства, токоприемники, разъединители, выключатели 10 кВ и др.), Новоуткинский завод «Искра» (сварочные аппараты), Каменск-Уральский «Уралэлектромаш» (специальные асинхронные электродвигатели малой мощности, генераторы постоянного и переменного тока) и еще многие другие. Можно сказать, что в области выпускается вся необходимая машиностроению и энергетике гамма электрооборудования.
Из других российских производителей назовем, в первую очередь, успешно работающие на рынке Владимирский электромоторный завод, Ярославский электромеханический, завод «Электромашина» (Улан-Удэ). Вряд ли все эти предприятия можно считать серьезными конкурентами друг другу: номенклатура изделий столь велика, а традиционно сложившаяся в России специализация производства (наследие преимущественно оборонной направленности) так узка, что «места под солнцем» хватит всем — надо только найти свою нишу. Основную конкуренцию нашим производителям составляют, как уже было сказано, — иностранные компании, и в большой степени это обусловлено политикой коммерческих фирм-перепродавцов: некоторые из них убеждены, что в России вообще нет конкурентоспособного по качеству электрооборудования.
Необходимо отметить, что и сам рынок сильно изменился. Если еще в конце 90-х годов основным потребителем электрооборудования был электроэнергетический и военно-промышленный комплекс, то в настоящее время это — нефтяники, газовики и строители. Физическое и моральное старение электрооборудования, создание новых высокотехнологичных производств, оживление строительного рынка — все это формирует новые потребности в электродвигателях и генераторах. Закрепиться на этих новых рынках вполне по силам и уральским производителям, конечно, при грамотной маркетинговой и сбытовой политике. Работа в условиях рыночных отношений заставляет искать новые направления, перепрофилировать производство. Преимущество получает тот, кто обеспечивает высокое качество при меньших затратах, гибкую ценовую и номенклатурную политику, сумеет наладить долговременные отношения с заказчиками.
Анализ рынка, проведенный специалистами БЭМ-За, выявил несколько наиболее перспективных направлений развития производства. Это, в первую очередь, лифтовые электродвигатели в малошумном исполнении. Емкость рынка очень велика, поскольку определяется потребностями нового строительства жилых, административных зданий и производственных объектов. Электродвигатели малой мощности самых различных конструктивных исполнений необходимы для бытовой техники. Эта ниша пока практически российскими производителями не освоена, доминируют на рынке как раз «варяги». У горняков большой спрос на взрывозащищенные электродвигатели, у металлургов — на рольганговые, для нефтяников и газовиков нужны автономные источники питания. Все эти отрасли сейчас активно развиваются, значит, потенциально расширяется и платежеспособный рынок для производителей электрооборудования. Особо обратим внимание на выпуск автономных источников питания, не только потому, что энергетики — самые богатые и крупные заказчики, но и потому, что освоение производства дизель-станций мощностью от 8 до 200 кВт — это выход на конечную продукцию. А по мнению генерального директора БЭМЗа Анатолия Сухова, для стабильной работы предприятия доля конечной продукции в структуре выпуска должна составлять не менее 50%.
Рынок не терпит суеты и дилетантства
Можно отметить несколько факторов, мешающих нашим электротехническим предприятиям занять достойное место на рынке.
Первым весьма существенным моментом представляется проблема кадров. Производство электрооборудования относится к высокотехнологичным и наукоемким от-
раслям промышленности. Основное преимущество свердловских предприятий этого профиля как раз и заключалось в близости к учебным центрам (УПИ — «альма-матер» многих выдающихся специалистов), тесной связи с наукой, в развитой собственной лабораторной и исследовательской базе, квалифицированных проектно-конструк-торских отделах. По большей части все это сегодня утеряно (фактически прекратили существование большинство отраслевых институтов, в т.ч., например, СНИЭТИ) и только-только начинает возрождаться. Причем, если, скажем, для «Уралэлектротяжмаша» восстановление научного и кадрового потенциала в основном зависит от социальной стабильности и хороших взаимоотношений с учебными заведениями, то для таких заводов, как БЭМЗ, расположенных в небольших городах и поселках области, все значительно сложнее. Для решения вопроса нужен целый комплекс мер — повышение зарплаты, жилищные условия, технологическое оснащение конструкторского труда, система обучения, повышения квалификации и обмена опытом. А между тем мировая электротехническая мысль на месте не стоит, и чтобы «успеть на этот поезд», наряду с техническим перевооружением, укреплением маркетинговых и сбытовых служб необходима программа кадрового восстановления (и главное, ее практическая реализация!).
Второй момент — отсутствие стабильной, согласованной, эффективной работы руководства. К сожалению, конфликты между собственниками или акционерами и менеджерами не обошли стороной и эти заводы. Самый свежий пример — «Уралэлектротяжмаш», где владелец контрольного пакета, «Энергомашкорпорация», своими действиями просто парализует работу предприятия. Скандальное «выяснение отношений», да еще с привлечением «общественности», значительно снижает доверие заказчиков и инвесторов и ослабляет конкурентные позиции производителя на рынке. Похожая ситуация складывалась и на БЭМЗе, однако в мае 2000 г. на завод пришла и закрепилась новая управленческая команда. Был принят стратегический план развития, включающий шесть программ: реализации, коммерческая, реструктуризации (создание отдельных самостоятельных подразделений — центров прибыли), организационно-техническая (улучшение качества продукции, сокращение производственных расходов), бизнес-план развития производства наиболее прибыльных и освоения новых изделий, и развития персонала (отбор, подготовка, поощрение кадров). Каждая из названных программ подразумевает комплекс мероприятий: так, программа реализации продукции включает в себя структурирование рынков сбыта, уход от взаимозачетных схем сбыта продукции, разработку порядка исполнения заказов, разработку эффективности ценовой политики и стратегии продаж, проведение аналитических маркетинговых исследований, проведение рекламных кампаний и др.
Все вместе эти программы имеют конечную цель — вывести завод в лидеры на российском рынке асинхронных двигателей и генераторов. Уже в 2001 г. планом предусматривается по меньшей мере вдвое увеличить производство продукции, и для этого есть все основания, заказы, мощности, кадры. Перспективная и вполне реальная задача — не только закрепиться на внутреннем рынке, но и восстановить внешние связи.
Представляется, что без такой «амбициозности», установления высокой, но реальной «планки», подтвержденной четким представлением о потенциальных возможностях предприятия и путях достижения поставленных целей, тоже трудно добиться успеха. Пример Баранчинского электромеханического завода, довольно успешно восстанавливающего свой авторитет на рынке, показывает, что для уральских электромашиностроителей не все потеряно, при эффективном менеджменте, стабильной социально-психологической обстановке и четко сформулированной стратегии наши предприятия вполне способны на равных конкурировать с зарубежными производителями.