Меню

Возврат в мир «Жигулей». Андрей Мовчан о программе кандидата: инфляция, дефицит, обнищание

«Грудинин всерьез собрался восстановить СССР в России — но СССР 1990 г. и без накопленных к 1990 г. ресурсов. Уровень агрессии в обществе, скорее всего, приведет к взрыву и распаду». Разбор программы.

Экономическая программа кандидата в президенты России от КПРФ Павла Грудинина в случае реализации приведет к обвалу рубля, дефициту необходимых товаров и «восстанию» целого ряда регионов, считает Андрей Мовчан, директор программы «Экономическая политика» Московского Центра Карнеги. Он разобрал программу «20 шагов» по пунктам, назвав ее «смесью неправильно понятых идей вульгарного народничества второй половины XIX века», «сказаний о всеобщем счастье» из доктрин диктаторов Юго-Восточной Азии и популистских речей каудильос Латинской Америки». 
 
Как считает г-н Мовчан, Грудинин, предлагая национализировать компании в стратегически важных и системообразующих отраслях, получит сокращение ВВП примерно на 4,5% и падение доходов бюджета примерно на 10%. К тому же неясно, как именно проводить национализацию и за чей счет, отбирать у госпредприятий деньги, чтобы финансировать бюджет, или давать им средства, чтобы стимулировать развитие. Первый сценарий грозит падением производства, второй — архаизацией, падением производительности, перепроизводством ненужной продукции и дефицитом необходимых товаров. 
Мы вернемся в мир «Жигулей», телевизоров «Рекорд», холодильников «ЗиЛ» и джинсов «Рабочая одежда» – причем, поскольку инженерная, дизайнерская и научная школы даже в том жалком виде, в котором они были у нас 30 лет назад, сегодня прекратили свое существование, это будет именно мир «Жигулей», «Рекордов» и «Рабочей одежды» — без новых модификаций, — предрекает экономист.
Масштабная эмиссия рубля приведет к обесценению национальной валюты, скупке долларов и сокращению золотовалютных резервов. Предложения создать на «возвращенные» в Россию деньги гигантские производства — к растрате ресурсов. Выход из ВТО означал бы рост цен на импортные товары и затруднение экспорта, в результате чего население бы стало беднее. 
 
Предложение Грудинина снизить процент банковских кредитов обернется тем, что банки и госчиновники захотят забрать разницу между ставками себе — уровень коррупции вырастет еще больше. Идея пресечь «дикий вывод» капитала за рубеж будет означать запрет доллара, что обречет часть граждан на потерю сбережений и вовлечение в черный валютный рынок. 
 
Шаг к «новой индустриализации» ведет к вопросу о том, какую продукцию будут производить, учитывая все обстоятельства: риски, себестоимость, отсутствие конкуренции, школы разработки и так далее. Идеи обеспечить «продовольственную безопасность», учитывая национализацию, частные инвестиции в агрокомплекс ждать некуда, а у государства не хватит средств. «Значит, будем жертвовать качеством, вернемся к ассортименту Советского Союза», — предрекает г-н Мовчан. То же самое касается газификации страны — если ее проводить за счет «Газпрома», то есть государства, это приведет к сокращению бюджета страны еще на 16%. 
 
Контроль над ценами на основные продукты первой необходимости приведет к падению качества российских изделий и товарному дефициту. Отмена НДС приведет к потере еще 22% прибыли бюджета. Бесплатное финансирование всей системы, здравоохранения и науки (по 7% ВВП на каждый сектор) еще больше увеличит дефицит государственной казны, как и сохранение нынешнего возраста выхода на пенсию и намерение обеспечить среднюю пенсию по старости в размере 50% от средней зарплаты. 
Грудинин всерьез собрался восстановить СССР в России — но СССР 1990 года и без накопленных к 1990 году ресурсов. Страшный удар по стоимости рубля в сочетании с политикой изоляционизма, обвальный рост дефицита даже самых необходимых товаров, повсеместное формирование черных рынков, катастрофа покупательной способности населения не могут не привести к «восстанию» целого ряда регионов, новые лидеры которых будут не назначены, а избраны, а старые предпочтут действовать в интересах региона, не видя никакого централизованного выхода из кризиса, — считает Андрей Мовчан.