Сейчас при признаках сомнительной операции по переводу средств банки проводят ее, если за два дня клиент не подтвердил достоверность. Решать проблему нужно не только увеличением срока.
Банки хотят изменить принцип работы с денежными переводами клиентов, которые проводятся без их согласия. Как пишет РБК со ссылкой на вице-президента Ассоциации банков «Россия» (АБР) Алексея Войлукова, предлагается, во-первых, увеличить срок блокировки сомнительного перевода, во-вторых, вернуть средства клиенту, если он лично не подтверждает сомнительную операцию. Сейчас в таком случае деньги все равно переводят.
Сейчас банк может заблокировать денежный перевод физлица на два дня, если видит, что у операции есть признаки совершения без согласия клиента. Если за этот срок связаться с клиентом не удалось, а легитимность перевода не доказана, банк все равно должен перевести деньги получателю. Обычно в таких случаях банки получают подтверждение с помощью телефонных звонков клиенту.
Сейчас, согласно критериям ЦБ, операция считается сомнительной, если информация о получателе средств содержится в базе ЦБ о попытках денежных переводов без согласия клиентов, как и устройство, с которого выполняется перевод, а сама операция нетипична для обычного поведения клиента.
Законодательные изменения обсуждают Альфа-банк и «Открытие», сказали представители банков. Новый механизм должен препятствовать деятельности мошенников, но сама процедура и сроки переводов для добросовестных клиентов не должны вырасти, отметил вице-президент «Открытия» Сергей Селезнев.
Данные предложения не решают проблему мошенничества, а являются только одним из элементов комплексного решения вопроса, — считает директор департамента информационной безопасности Росбанка Михаил Иванов.
Впрочем, не все банки поддерживают изменения. Так, ВТБ и Райффайзенбанк не видят необходимости менять законодательство.
За 2018 г., по данным ЦБ, объем несанкционированных операций по банковским картам составил 1,4 млрд руб., что на 44% больше показателя 2017 г.