Получить онлайн-консультацию врача сегодня может любой житель Свердловской области. Какие возможности дает пациентам телемедицина, расскажут специалисты ЕМЦ «УГМК-Здоровье» на выставке ИННОПРОМ.
Мы часто оказываемся в ситуации, когда требуется задать вопрос врачу: узнать, к какому специалисту обратиться со своей проблемой, уточнить дозировку прописанного лекарства или получить второе мнение по заключению, которое уже сделал другой специалист. Записываться на прием, ехать в медицинский центр, менять свое расписания ради пятиминутной консультации зачастую бывает необоснованно сложно. Но сейчас эту проблему решает телемедицина, которая позволяет получить консультацию врача с помощью специальной программы онлайн на расстоянии.
С 9 по 12 июля на 9-й международной выставке ИННОПРОМ специалисты ЕМЦ «УГМК-Здоровье» на стенде правительства Свердловской области представят возможности телемедицины. Виртуальные консультации врачей медицинского центра стали доступны пациентам полгода назад, сейчас же специалисты клиники готовят к запуску специальную программу, которая позволит сделать связь «врач-пациент» более удобной и защищенной.
С марта на сайте ЕМЦ «УГМК-Здоровье» начал работать раздел «Интернет-поликлиника». В нем пациенты могут записаться на дистанционную консультацию педиатра, диетолога, психотерапевта, а также получить услугу «второе мнение» у врача лучевой диагностики, если пациент по какой-то причине сомневается в уже полученном заключении другого специалиста. Человек может через сайт записаться на консультацию, потом с ним свяжется врач — все быстро и удобно, не надо ничего оформлять в регистратуре, куда-то ехать, достаточно иметь доступ в интернет, — рассказывает директор по развитию клиники Андрей Попов.
Во время онлайн-консультации врач не имеет права ставить окончательный диагноз или выписывать лекарства. Но такая виртуальная «встреча» значительно повышает эффективность дальнейшего очного визита к специалисту, сэкономит деньги и время, позволит связаться с нужным врачом во время командировки или отпуска, да и просто снимет вопрос — а требует ли проблема пациента врачебного вмешательства. Кроме того, онлайн-консультация позволяет снять тревожность у пациента, который убедится, что его состояние не критично и не будет «накручивать себя», ожидая очного визита к специалисту.
Сейчас онлайн-консультации в клинике ведутся посредством скайпа или мессенджеров, однако в скором времени в медицинском центре начнут предоставлять такие услуги через специальную программу, защищенную от утечки данных: пациент может быть уверен, что никто не сможет несанкционированно получить доступ к информации о его здоровье. Именно ее в настоящий момент презентуют на ИННОПРОМе.
Пациент будет авторизовываться в программе с помощью портала госуслуг или личного кабинета УГМК-Здоровье, врач получит доступ к его медицинской карте, если он уже был на приеме, и убедится, что с ним разговаривает человек, нуждающийся в помощи, а не бот или проказничающий ребенок. Поскольку врач тоже будет авторизовываться в системе с помощью портала госуслуг, то пациент будет уверен, что с ним разговаривает сертифицированный специалист, которого проверила клиника. Соединение будет вестись через защищенный канал связи, а все данные — храниться на сервере медицинской организации, — рассказывают в ЕМЦ «УГМК-Здоровье».
В будущем количество специалистов, проводящих дистанционные консультации, будет расти. Увеличится и перечень медицинских центров, предоставляющих такие услуги — сейчас телемедицину развивают немногие российские клиники. Пока многие пациенты и врачи скептически относятся к возможностям, которые предоставляет современные технологии, но эксперты медицинского центра уверены, со временем телемедицина прочно займет свое место в перечне услуг как частных, так и государственных клиник.
Сегодня рынок телемедицины в США исчисляется миллиардами долларов в год, в Европе этими услугами, по подсчетам специалистов, пользуются до 30% населения, а через несколько лет доля таких «виртуальных» пациентов вырастет до 50%. В России телемедицина пока только начинает развиваться. Если дистанционные консультации между врачами уже успешно ведутся во многих российских клиниках, то виртуальное общение между врачом и пациентом предлагают единичные медицинские центры, и пациенты до сих пор относятся к ним насторожено. Но телемедицина будет востребована, особенно если учесть огромное расстояние, которое в нашей стране зачастую разделяет пациента и врача, — уверен г-н Попов.