Меню

«Врачи ошибаются в 28% случаев, система умеет быть более точной». Как нас уже лечат роботы

Владимир Хренков. Иллюстрация: МТС

«Бывает, человеку, начитавшемуся всего в интернете, кажется: жить осталось дня три! Начинается паника. Робот способен учитывать такие нюансы, которые средний врач может и не заметить».

Рынок телемедицины в США исчисляется миллиардами долларов в год, в Европе этими услугами, по подсчетам специалистов, пользуются до 30% населения, а через несколько лет доля таких «виртуальных» пациентов может вырасти до 50%. В России телемедицина пока только начинает развиваться. 

Директор центра инноваций МТС Владимир Хренков уверен — в течение ближайших пяти лет этот рынок вырастет в разы и в нашей стране. Он рассказал DK.RU, как искусственный интеллект берет на себя работу врача и будут ли нас лечить роботы уже завтра. 

Врач в телефоне

Рынку официальной телемедицины в России чуть больше года. С 1 января 2018 г. в стране действует закон, который позволяет врачам помогать пациентам на расстоянии — консультировать их по телефону и интернету. С помощью телемедицины можно проводить консилиумы врачей, консультации, дистанционно наблюдать за здоровьем пациента, оказывать срочную помощь при чрезвычайных ситуациях, помогать военным и космонавтам. Согласно первому официальному аудиту Счетной палаты, рынок телемедицинских технологий в России пока невелик. 

Так, за первые 9 месяцев 2018 г. с момента вступления в силу закона объем таких услуг в целом по стране составил менее 81 тыс. консультаций. В денежном выражении он оценивается в 19 млн руб. При этом основная часть услуг приходится на расшифровку описаний и интерпретацию данных ЭКГ (80,4%) и рентген-исследований (16%). Больше всего услуг с применением телемедицинских технологий оказывается в Сибирском и Уральском федеральных округах. 

Есть «белый» и «серый» рынок телемедицины в России. «Серый» — это когда вы звоните своему врачу и по телефону решаете ту или иную проблему, — говорит Владимир Хренков. — По нашим оценкам, объем такого неофициального рынка — порядка 40 млрд руб. Рынок «белой» телемедицины по сравнению с ним невелик, потому что ему всего полтора года. Но мы как раз думаем, что официальная телемедицина будет быстро расти, отъедая от этого серого сегмента и давая возможность людям пообщаться с лучшими врачами в любой момент времени.

Эксперт добавляет: по оценкам Центра инноваций МТС, в ближайшие пять лет средний темп роста сегмента составит 30%. Телемедицина будет распространяться по той же модели, как в свое время внедрялась система ДМС. «Вы думаете, она сразу получила широкое распространение? — говорит г-н Хренков. — Не секрет, что первое время ею пользовались 0,01% населения, а сейчас процент намного выше. Так и здесь». 

В прошлом году МТС и сеть медицинских клиник «Медси» запустили свою платформу SmartMed и одноименное приложение для онлайн-консультаций с врачами. Каких основных конкурентов вы видите на этом рынке в России?

— Наши основные конкуренты — небольшие стартапы, которые работают в области искусственного интеллекта в медицине. Их проекты находятся на достаточно ранних стадиях развития. С некоторыми мы плотно сотрудничаем в рамках акселератора МТС и можем в них инвестировать, чтобы получать интересные решения в свой портфель. Федеральных конкурентов мы пока не видим. Пробуют многие, но наше преимущество — крупнейшая сеть частных клиник в стране в качестве партнера и наличие собственной платформы, интегрированной с телеком-технологиями, в том числе с нашими облачными решениями, технологиями безопасного хранения данных. 

Можете озвучить объем вложений в запуск такого продукта? Он уже стал прибыльным?

— Стоимость запуска платформы составила порядка 30 млн руб. Это, в основном, затраты на наших собственных разработчиков. Пока о прибыльности говорить рано — мы находимся в стадии инвестиций в это направление и, думаю, еще несколько лет продолжим вложения. 

Как изменился спрос на эту услугу с момента запуска?

— В среднем этот сервис сейчас растет у нас на 30-40% в месяц. И мы ожидаем дальнейшего роста не только в B2C-сегменте, но и в B2B — телемедицина позволяет российским компаниям снижать расходы на медицинское сопровождение персонала, а своевременное обращение сотрудников к врачу может существенно сокращать продолжительность больничных. Не говоря уже о том, сколько рабочего времени экономит сотрудник, выбирая онлайн-прием на рабочем месте вместо поездки в поликлинику. Мы это увидели на собственном опыте, получаем схожую обратную связь и от других компаний, внедряющих телемедицину в корпоративные социальные программы, и готовы обеспечивать бизнес любого масштаба сервисами на основе телемедицины. 

— Текущий рост спроса связан с увеличением числа врачей или ростом количества узких специалистов?

— Сейчас основной рост спроса связан все-таки с тем, что люди вообще начинают привыкать к телемедицине, начинают верить, что врач в смартфоне — это удобно и абсолютно безопасно. В то же время, вы правы. Мы действительно видим высокий спрос на консультации профильных специалистов. В SmartMed для онлайн-консультаций из любой точки страны круглосуточно доступны московские врачи порядка двадцати специальностей, среди них есть аллергологи, эндокринологи, хирурги, реабилитологи. Причем мы очень серьезно подходим к качеству консультаций: средний стаж специалиста — около 15 лет. Кроме постоянного увеличения числа врачей и количества специальностей, мы изучаем возможности по расширению клиник-партнеров в рамках проекта, в том числе с более широким региональным присутствием. 

Это информационная или медицинская услуга?

— После выхода закона телемедицина официально является медицинской, а не информационной услугой. 

Обязателен ли очный прием? 

— Очный прием обязателен, если вы звоните и говорите: вот у меня такие-то обследования и результаты анализов, поставьте мне диагноз. По закону врач сейчас не может сделать этого без очного приема. Но есть очень много ситуаций, когда доктор может проконсультировать вас на первом же онлайн-приеме. Частый вопрос — «к какому врачу вообще обращаться с моей проблемой?». Далее — расшифровка результатов анализов. Безумное количество вопросов от молодых мам по уходу за новорожденными. Причем они даже не медицинского, а общего характера. Поэтому кейсов использования телемедицины без очного приема врача достаточно много.

Мы знаем, что на законодательном уровне ведется работа, чтобы наконец дать возможность ставить диагноз после первой онлайн-консультации. Такая практика давно и успешно действует во многих других странах. Да, на сегодняшний день по законодательству нельзя выписывать больничные листы онлайн. Но в какой-то момент и это произойдет, потому что вопрос использования телемедицины — это в целом вопрос цифровизации экономики. 

Чем в таком случае сейчас заканчивается онлайн-прием?

— Тут все индивидуально. Очень много приемов — это просто снятие тревожности. Бывает, пациенту, начитавшемуся всего в интернете, кажется: жить осталось дня три. Начинается паника. И врач зачастую снимает эту тревожность. Или расшифровывает результаты анализа и успокаивает человека, говоря, к примеру: «Ничего страшного, все показатели в норме, кроме одного». И, исходя из анализов, рекомендует обратиться к узкому специалисту. В любом случае прием заканчивается официальным документом — протоколом приема, как в клинике

Как решается вопрос с врачебной тайной?

— Медицинская информация конфиденциальна, поэтому мы создали систему с максимальным уровнем защищенности на всех этапах, где проходит сигнал от пациента к врачу. Канал зашифрован специальными инструментами, сертифицированными государственными органами. В «облаке» мы используем отдельный защищенный сегмент для обработки персональных данных со всех сторон — защита от вирусов, взлома. 

Таблетка от робота

По данным Google, каждый десятый пациент страдает из-за неправильной интерпретации медицинской информации. Помочь здесь сможет искусственный интеллект. «Умные» медицинские сервисы и процессы уже стали сегодняшним днем в США, Великобритании, Израиле — компании из этих стран наиболее активно участвуют в их разработке. 

Не придем ли мы к тому, что искусственный интеллект и будет нас лечить?

— Это следующий уровень развития медицины в мире. Мы уже начали внедрять решения в области искусственного интеллекта в наш телемедицинский продукт. Скоро в SmartMed появится симптом-чекер. Это робот, который собирает с пациента анамнез и рекомендует, к какому врачу обратиться. Это выгодно всем сторонам процесса. Для врача сокращается время на постановку диагноза — перед консультацией он получает эту информацию, а пациент не тратит время и деньги на получение предварительной консультации терапевта, который зачастую все равно направляет человека к профильному специалисту.

Мы понимаем, что можем работать с блоком медицинских данных про пациента — автоматически распознавать различные инструментальные исследования, анализы, истории болезни. Робот способен учитывать такие нюансы, которые средний врач может и не заметить. Это важное направление, которое мы сейчас развиваем.

Кто несет ответственность в случае ошибки? 

— Если говорить о симптом-чекере, то это ИТ-система, которая предваряет общение с врачом и затем выдает предложения, к врачам каких специальностей пациенту было бы целесообразно обратиться. В некоторых случаях система говорит, что прямо сейчас надо вызвать «Скорую», а это одна из реальных проблем в нашей стране — когда ее вызывают слишком поздно. Как в любой системе, которая выдает, скорее, гипотезу, здесь возможны ошибки. С другой стороны, средний врач, который учился в университете и уже работает по профессии некоторое время, по мировой статистике ставит корректный диагноз примерно в 72% случаев. То есть в 28% случаев ошибается. ИТ-система сегодня часто умеет быть более точной и беспристрастной, чем человек.

Тем не менее, система не призвана заменить врача, она не берет на себя задачу выдать конечное решение, утвердить диагноз, назначить лечение и отправить в аптеку... Она призвана повысить качество постановки диагнозов врачом за счет использования возможностей цифровых технологий. 

Биолог и научный журналист Илья Колмановский* как-то высказывал мнение, что если у искусственного интеллекта статистика будет лучше, чем у врача, значит, он лучше лечит людей. «Мы не поймем, почему он прописывает нам именно эту таблетку, и он не сможет нам это объяснить. И если он меня этим убьет, может, это к лучшему?», — говорил он. Задумываетесь ли вы о таких моральных дилеммах?

— Искусственный интеллект должен быть помощником врача, а не заменить его. Мы видим это так. Систему можно прокачать безумным количеством информации обо всем накопленном человечеством опыте — она может проглатывать 500 научных статей в день! Ни один нормальный практикующий врач столько прочитать не успеет. Искусственный интеллект может подсказывать врачу варианты диагноза пациента, различные планы лечения, анализируя опыт миллионов других врачей в тысячах стран— как позитивный, так и негативный. Но решение принимает врач.

Сами системой пользуетесь?

— Конечно. Это очень удобно. Обычно по небольшим вопросам ты или не поедешь в клинику, или если поедешь, то потратишь 2-2,5 часа точно. А с помощью телемедицинских консультаций я получаю квалифицированную консультацию в любое время дня и ночи за 15 минут.

Ранее DK.RU писал о развитии рынка телемедицины и приводил прогнозы о перспективах этого направления в России. 
 
Использованы изображения pixabay.com.
* - выполняет функции иностранного агента