«Мы создали крепкую компанию, которая заняла свою долю на местном рынке. Но в последние несколько лет возникли системные проблемы: мы с братом фактически перестали быть партнерами».
В начале лета на рынок Екатеринбурга вышел новый игрок — федеральный оператор недвижимости «Перспектива 24». Компанию открыл по франшизе Артем Курмачев, известный в городе как совладелец агентства недвижимости «Находка». Предприниматель откровенно рассказал DK.RU, почему расстался с бизнесом, который развивал в течение 10 лет вместе с братом-близнецом Антоном Курмачевым. При том, что ранее братья уверяли: семейственность не вредит бизнесу.
Артем Курмачев, директор федерального оператора недвижимости «Перспектива 24» в Екатеринбурге:
— Решение о расставании с «Находкой» не было простым. Я основал этот бренд и этот бизнес, и в течение последних 10 лет вместе с братом вложил много сил и средств в его развитие. Мы создали крепкую компанию, которая заняла свою долю на местном рынке. Но в последние несколько лет возникли системные проблемы: мы с братом фактически перестали быть партнерами.
Главной причиной этого стало разное видение дальнейшего развития бизнеса. Антон был уверен, что надо делать упор на услуги по аренде недвижимости и доверительному управлению. Я же считал, что сосредоточиться необходимо на сделках по купле-продаже и ипотеке, поскольку рынок аренды постепенно сужается. Это очень простая услуга, и арендаторы, экономя средства, все чаще стараются найти арендодателя без помощи профессиональных риелторов. Мы по-разному видели построение системы продаж и работы с клиентами. В итоге решили просто разделиться, сформировали два независимых юридических лица и, соответственно, две команды с разной специализацией.
Мы продолжали работу под одним брендом «Находка», владельцем которого де-юре был я. И получалось так, что я не мог полностью влиять на настоящее и будущее этого бренда. Кроме того, такая организация бизнеса несла в себе серьезные риски — любые недоработки обеих компаний могли стоить ему репутации, и я не имел возможности предотвратить их все, обезопасить бренд. А в Екатеринбурге конкуренция невероятно сильна, и любая ошибка может повлечь за собой потерю позиций компании — вплоть до ухода с рынка.
Кроме этого, я остро ощущал, что в плане личностного роста уперся в потолок. Поначалу не было четкого понимания, что с этим можно сделать. Куда двигаться, чтобы продолжать расти? Я был в поиске нового. В итоге понял, что мне просто жизненно необходим новый проект. Где за все, что происходит, отвечали бы только я и моя команда.
Я по натуре человек целеустремленный и энергичный — всегда стремлюсь принимать решения, которые сразу ведут к нужным результатам. И не боюсь признать, что что-то не получилось. Мне не хотелось строить новый бизнес с нуля. Гораздо проще было купить франшизу более крупного игрока и начать развивать ее в Екатеринбурге. Для этого у меня хватало и опыта, и инвестиций — оставалось выбрать саму франшизу.
Я не раз наблюдал, как крупные федеральные и международные агентства недвижимости приходят в город и начинают здесь расти. Складывается очевидный тренд на консолидацию рынка, когда небольшие и средние компании поглощаются крупными игроками или просто не выдерживают конкуренции. О «Перспективе 24» я узнал еще в 2017 году, как раз тогда, когда компания открыла продажи франшизы. Но покупать не торопился — следил за развитием этой сети. Компания начала работать в Уфе в 2013 году и за пару лет стала брендом федерального уровня. В итоге я приобрел одну из самых дорогих франшиз на российском рынке недвижимости.
Все права на бренд АН «Находка» я передал брату, а сам встал на новые рельсы. И еще ни разу не пожалел об этих решениях. В новый бизнес со мной перешла вся моя команда, которая до этого работала под флагом «Находки». Так как сферы услуг в области недвижимости между мной и моим партнером были давно поделены, обошлось без конфликта интересов — мои клиенты тоже перешли со мной в новую компанию.
С юридической же точки зрения также не изменилось ничего — я остаюсь тем же самым индивидуальным предпринимателем, что и был при АН «Находка».
Что касается клиентов, были определенные опасения. Представьте, вы являетесь постоянным заказчиком одной компании, вам все нравится. И с утра вы узнаете, что будете клиентом уже другой компании, с пока неизвестным вам брендом в вашем городе. Риск оттока был, но нам, к счастью, удалось его избежать — через риелторов объяснить клиентам, что, по сути, компания осталась прежней, команда тоже, и я ею руковожу.
Но еще более важно — отключить самолюбие, признать, что есть в твоей профессии кто-то опытнее тебя и научиться выполнять рекомендации. На старте мне пришлось через это пройти.
Были ситуации, когда я опасался принимать определенные решения. Кураторы говорили: делай вот так, и получишь нужный результат. Весь мой опыт говорил об обратном, но я делал, и все получалось. Потому что компания уже где-то и когда-то сталкивалась с аналогичной ситуацией и имеет опробованное решение.
От сотрудников я требую того же — представить себя чистым листом бумаги и научиться делать, что говорят. Научиться работать заново. К сожалению, не все опытные риелторы способны принять такую позицию и отказаться от привычных действий, воспринять новое и делать то, что кто-то другой считает правильным. Но тех, кто способен идти вперед, все же больше.