«Меблировка новостроек — один из самых явных трендов рынка жилой недвижимости в последние 2-3 года. И это востребовано, потому что дает потребителю возможность выбора и обеспечивает комфорт».
Принято считать, что все западные рыночные тенденции рано или поздно приходят в Россию. Это касается и меблировки: в США или западно-европейских странах квартиры без мебели посчитали бы недоделанными, спрос на такое жилье невысок. «Можно, конечно, говорить о западном влиянии, но, на мой взгляд, все, что касается комфортного проживания, люди придумали еще в 19 веке, и все эти подходы применялись в России. Сегодня мы просто заново вводим эти нормы», — считает директор мебельной компании Astra Александр Чмелев. В интервью DK.RU он рассказал, как кризисы улучшают жилую недвижимость, что делают люди с мебелью от застройщика и почему меблировка новостроек скоро станет повседневностью.
Меблировка квартир — инструмент, который до сих пор понятен не всем застройщикам: даже в столичных Москве и Питере новостроек с мебелью не более 10-12% от общего числа. В Екатеринбурге, наверное, и того меньше. Но вы считаете, что за этим будущее. Почему?
— В Екатеринбурге первые меблированные квартиры в новых жилых комплексах предложил «Атомстройкомплекс» в 2015 г. Тогда это был нетривиальный шаг: в Москве и Питере, где тенденции рынка обычно проявляются раньше и ярче, активно обставлять новостройки мебелью начали чуть позже — в 2017-м. Однако в рамках акций девелоперы давно привлекали мебельщиков к сотрудничеству: многие вместе с ключами предоставляли новоселам сертификаты на покупку мебели в конкретной компании. Сегодня, к слову, столичные девелоперы от этого способа не отказались: например, ГК «ПИК» предлагает своим покупателям два: купить квартиру, уже обставленную мебелью из ИКЕА, либо получить сертификат на покупку мебели этого бренда. В случае с сертификатом у покупателя больше головной боли: доставка, монтаж ложатся на его плечи. Когда новосел получает квартиру, где уже встроен шкаф в прихожей и стоит кухня — с действующей плитой и вытяжкой, с подключенными смесителем и раковиной — это удобно, это дополнительный комфорт.
Собственно, именно этот дополнительный комфорт и стал причиной вывода на рынок услуги по меблировке. Вспомните 2016-й год, случился очередной экономический провал, люди, напуганные кризисом, только-только начали снова думать о покупке недвижимости. Но цены пугали. Как девелоперу сохранить маржу и при этом не потерять покупателя? Выхода два: или экономить за счет снижения качества, или наполнять предложение «допами». Понятно, что игры с качеством — это не для серьезной компании: потерять репутацию легко, вернуть — практически невозможно. Так «Атом» три года назад придумал фишку с мебелью.
Сегодня в меблировку екатеринбургских квартир входят, как правило, шкаф-купе в прихожей и кухонный гранитур — с плитой, вытяжкой, подключенным смесителем и мойкой
Это сработало?
— Скажем так: это вызвало интерес покупателей. Но сказать, что все были счастливы вместе с квартирой получить мебель на кухню, я не могу. Некоторым эта мебель оказалась ненужной – у покупателей были свои гарнитуры, соответствующие их представлению об уюте, поэтому они продавали мебель от застройщика или увозили на дачу. Хотя в любом случае выгода была.
Но девелопер продолжил свои эксперименты, несмотря на такую реакцию людей?
— Знаете, люди всегда настороженно относятся к чему-то новому. Если посмотреть, как развивался рынок жилой недвижимости, станет ясно, что каждый кризис улучшал предложение. Это логично: конкурентный рынок диктует свои условия, чтобы оставаться в рынке, надо обосновывать цену и в то же время вызывать дополнительный интерес у покупателей, формировать спрос.
Раньше спуститься на лифте в паркинг было чем-то невероятным. Первые девелоперы, которые предложили такие решения, проходили кучу согласований. Сегодня это стало нормой. Это же касается облагораживания территории около ЖК, обустройства мест общего пользования. Все такие прорывные решения появлялись, когда потребительские возможности снижались, падал спрос на жилье.
Мебель сегодня тоже стала нормой, как лифт в паркинг и детские площадки со специальным покрытием?
— До этого тоже еще далеко. Но я могу уверенно сказать, что отношение к меблировке от застройщика изменилось. Еще год-полтора назад люди воспринимали мебель как приятный бонус. То есть они приходили покупать квартиру, и когда в отделе продаж им говорили, что там уже будут стоять шкаф и мебель, реакция была «о, классно!». За этот год отношение поменялось: люди уже спрашивают, будет ли в квартире мебель, какая, что за модель кухни, есть ли выбор. И при прочих равных отдают предпочтение тем предложениям, где есть мебель, да и качество продукта не стоит на месте — растет!
Застройщик в тендере прописывает материалы, марки техники и фурнитуры, дает эскизы мебели
Не смущает, что мебель будет как у соседа? Сразу вспоминается «Ирония судьбы» и Третья улица строителей.
— Если дом меблирован, это совсем не значит, что во всех квартирах все одинаковое. Застройщик предлагает минимум три варианта дизайна. Например, во всех наших проектах покупателям предлагали модели с классическим дизайном и светлыми фасадами и кухни в стиле модерн двух вариантов — темные и светлые. Чем раньше покупатель берет квартиру, тем больше у него шансов «заточить» мебель под себя: можно доукомплектовать стандартный набор дополнительными модулями, заменить фасады. Даже встройку техники можно обговорить, но все это уже индивидуальная работа наших менеджеров.
Опять же по нашему опыту могу сказать, что люди в последнее время предпочитают не выставлять кухню на продажу, а жить с ней: они видят, что продукт качественный, что докупить необходимый модуль просто. Зачем же отказываться от комфорта?!
Модели кухонь могут быть угловыми и прямыми, с разным дизайном фасадов. Любой стандартный комплект можно изменить — дополнить модулями, поменять столешницу, фасады, технику
А если человеку вообще не нужно мебели, а дом по всем другим параметрам подходит — можно ли договориться с застройщиком и просто не обставлять квартиру, чтобы потом не возиться с демонтажом и продажей?
— Девелопер вовсе не ставит перед собой задачу во что бы то ни стало продать квартиру с установленной мебелью. Если вы планируете ставить в квартиру собственную мебель, вы всегда можете написать заявление и отказаться от монтажа, насколько я знаю, это вопрос переговоров.
В варианте с мебелью немаловажен ведь и ценовой фактор: во-первых, стоимость обстановки «вшивается» в ипотечный платеж, а сегодня с ипотекой берут чуть ли не 90% покупателей квартир. Во-вторых, повторюсь, цена мебели в розницу будет выше.
Мы считали: те кухни, что мы устанавливаем оптом, на розничном рынке стоят почти в два раза дороже. Прибавьте сюда гарантию: мы не бросаем свои объекты, а еще как минимум год контролируем их. Если где-то возникает гарантийный случай — устраняем неполадки.
Кто еще из застройщиков, помимо Атома, предлагает сегодня меблировку?
— «Гринвич — жилая недвижимость» в ЖК «Триумф» вводил такую услугу. «Московский квартал» также сдают с частичной меблировкой, «КОРТРОС» анонсировал на ИННОПРОМ подписание контракта с мебельной фабрикой. Есть интерес и у других крупных застройщиков — мы ведем переговоры с несколькими компаниями.
Но мы все это время говорим о частичной меблировке. Тогда как на Западе в новые квартиры ставят и диваны, и спальни, и кабинеты-библиотеки…
— На Западе у людей все-таки немного другое мышление. Там вообще нет культа личной квартиры, как у нас. Там люди, особенно молодежь, чаще арендуют жилье, поэтому они меньше привязаны к одному городу, более мобильны. Возможно, и мы к этому постепенно придем: основная мебель будет от застройщика, новоселам останется лишь докупить предметы быта — настольные лампы, коврики, подушки. Но сколько на это понадобится времени, я прогнозировать не берусь.
В принципе, всё, что сегодня входит в понятие «комфортное жилье», существовало еще в 19 веке. Возьмите питерские парадные — сегодня наши застройщики делают то же самое: входные группы с двойным светом, холлы с диванчиками и креслами, высокие потолки, которые сейчас считаются признаком жилья класса комфорт и бизнес, — в доходных домах 19 века они уже были. Понятие комфортного жилья не изменилось, просто на некоторое время это было забыто, были другие задачи. Сейчас девелоперы потихоньку вытаскивают на свет всё это. Выигрывает, в конечном счете, потребитель — и это главное.
Использованы фотографии Вячеслава Новикова