Уральский дизайнер Юна Ильина работала юристом General Electric в Нью-Йорке и вербовала американцев на работу в Сургут. О том, как ей удалось в корне изменить сферу и взлететь в новом деле — на DK.RU.
Юна Ильина, владелица и дизайнер UNO-fashion, основатель UNO fashion SCHOOL:
— Сегодня я называю себя и стратегом, и модным консультантом, и экспертом в области фэшн-индустрии, а еще несколько лет назад была совсем другой: работала юристом в США в компании General Electric, была типичной строгой дамой — белый верх, черный низ, плюс 20 кг. Далеко не фэшн. Занималась подбором персонала — нужно было уговорить американцев уехать работать в Сургут. Вдохновляла людей, которые думали, что там среди пьяных русских мужиков разгуливают медведи. Рассказывала о прекрасных условиях труда, двойных бонусах, красивых русских женщинах, и у меня получалось — люди уезжали в Сургут пачками. Но однажды попала на Нью-Йоркскую неделю моды и поняла, что занимаюсь совсем не тем, чем хочу на самом деле — фэшн-индустрией. Но я отдавала себе отчет: в Нью-Йорке мне не пробиться, и я вернулась на родину. Причем не просто в Россию, а в Каменск-Уральский.
Я понимала: у меня нет профильного образования — я не дизайнер, ничего не смыслю в фэнш-индустрии, но действовала активно: за месяц нашла в городе ателье, где меня встретили с распростертыми объятиями.
С работой в Каменске очень плохо, а тут я — с долларами, с заказами. Нарисовала всякой ерунды.
Рисую я, правда, плохо, но нужно же было как-то визуализировать свои идеи. И совсем скоро я уже показывала свою первую коллекцию женской одежды в Екатеринбурге в строящемся «Москва бар». После этого отбоя от заказов не было, в мою съемную однушку стояла очередь из клиентов, чтобы попасть ко мне в шоу-рум. Четыре года назад дизайнеров на рынке города было не так много, как сейчас, на слуху были пять-шесть человек — Никита Баранов, Таша Рублева, Ульяна Донских… Мне удалось попасть в нишу. Убеждена: выстрелило благодаря тому, что я была смелой, шла напролом, ничего не боялась. Открыто говорила: я не умею шить и рисовать, но могу создать команду, организовать работу и показать результат. И еще я очень верила в себя.
В итоге, вложив в дело 100 тыс. руб., через месяц я заработала 500 тыс. и каждый следующий месяц имела такой же доход — всегда была в плюсе. Через год уже смогла купить шоу-рум в одном из бизнес-центров города, еще через год открыла школу для начинающих дизайнеров. К тому моменту рынок в Екатеринбурге изменился: число конкурентов серьезно выросло — сейчас в УрФО работает около 700 дизайнеров, из них в нашем городе — 250. Естественно, начался демпинг, клиенты стали бегать от дизайнера к дизайнеру, я стала зарабатывать в два раза меньше. Но на пиар и раскрутку своего бренда денег не жалела — вкладывала больше прежнего.
В моем опыте было несколько неудач, которые заставили пересмотреть свое отношение ко многим вещам.
Интересно, что по образованию я юрист, но никогда не заключаю договоров — все на честном слове. Мне кажется, что никто меня не кинет.
Но это уже произошло дважды. В первый раз, когда я открывала бутик русских дизайнеров в ТРЦ «Алатырь». Тогда я была беременна, подумала, что в одиночку будет трудно и решила взять партнеров — из владельцев соседних бутиков. Казалось, люди работают приятные, и мы движемся в одном направлении. На момент открытия для ИП были невыгодные налоговые ставки, а партнер работала по патентной системе, в итоге бизнес оформили на нее. Раскруткой бутика я занималась сама — на открытии было 350 человек, продажи росли, в первый месяц удалось заработать 1,2 млн руб. Это весьма хорошие деньги для дизайнеров, которые только начинают карьеру! Я все думала, что надо бы оформить бумаги, как следует, но за два дня до моего дня рождения партнер заявила: «Освободи бутик». Так я его лишилась — понимала, что не смогу документально доказать, что вкладывалась в бизнес.
Второй случай был по время подготовки крупного регионального фэшн-мероприятия. Я занималась приглашением спикеров, их размещением, и гонорары платила сама. На словах договоренность с партнерами была такой: расходы и доходы пополам.
В итоге доходов не оказалось, а расходы остались на мне. И это тоже был колоссальный опыт.
Теперь я точно знаю: нужно заключать договоры.
Иногда меня одолевают сомнения — правильно ли я поступаю. Так было, когда я засомневалась в своей компентности и решила на время закрыть свой бренд. Решила, что нужно еще немного поучиться, хотя на образование — не только в области фэшн, но и пиара и маркетинга — я потратила не меньше миллиона. Но я не останавливаюсь, развиваю образовательный проект и планирую заходить с ним в другие регионы — интересантов много, перспективы есть.
Колонка написана на основе выступления в рамках проекта Business Episode, организатор — «Деловая Россия». Материал подготовила Екатерина Стихина / DK.RU