Этот кризис ударил по свердловскому рынку спецтехники сильнее предыдущего: продажи просели катастрофически, деятельность прекратили больше половины игроков. Выжившим это на руку, отмечают эксперты.
Говоря о состоянии свердловского рынка спецтехники, его участники предельно конкретны: дела очень плохи. И это мягко сказано, отмечает эксперт рынка Антон Борисенко. Причины понятны: во-первых, взлетевшая в конце 2014 г. в цене иностранная валюта отразилась на росте стоимости импортной техники — она стала дороже на 35-55% в зависимости от бренда и степени локализации производства. Российским компаниям тоже пришлось непросто — многие использовали зарубежные комплектующие. Как результат — падение продаж спецтехники. По оценкам г-на Борисенко, сегодня они откатились не просто на уровень прошлого кризиса, а просели на еще 15-20%.
«Кризис глубочайший. Понятно, ранее иностранные дистрибьюторы подняли цены на машины – это отразилось на продажах в негативном ключе. Но есть и еще один фактор: клиенты-частники перестали обращаться за сервисным обслуживанием. Причины поясняют просто: «Машина несколько месяцев стоит на приколе, нет работы, нечего обслуживать». И это тоже валит рынок продаж — на вторичке появилось огромное количество машин в хорошем состоянии, которые продают по совершенно демпинговым ценам», — поясняет Антон Борисенко.
Ситуацию обостряют недоступность кредитов и спад в строительной отрасли. С начала кризиса ситуация на рынке недвижимости Екатеринбурга остается стабильно сложной: по словам экспертов, он тонет, только с разной скоростью — в зависимости от сегментов. Девелоперы не скрывают, что то и дело проводят мозговые штурмы — чтобы найти оптимальные инструменты и стратегии работы при низком спросе и исходе инвесторов. Видение у многих такое: сейчас стоит исходить из того, что рынку Екатеринбурга необходимо 500-600 тыс. кв. м. жилья в год — чтобы закрыть потребность горожан в квартирах, а не миллион квадратов, за которым мегаполис гнался из года в год. С коммерческими стройками еще сложнее — в этом году в городе стартовало возведение только пяти объектов. Соответственно, спецтехники требуется много меньше.
Плюсом волну непонимания участников рынка вызвал утилизационный сбор на спецтехнику, который российские власти ввели в феврале-2016. Отметим, отрасль и ранее в этом смысле не скучала: едва оправившись от кризиса 2008-2009 гг., игроки столкнулись с законодательными потрясениями — правительство ввело утилизационный сбор на зарубежные машины, легковушки и грузовики. Соответственно, авто у дилеров подорожали, продажи — снизились.
Два года назад утилизационный сбор стал всеобщим — его распространили и на продукцию отечественного производства. Теперь же, с введением сбора на спецтехнику, экскаваторы подорожали примерно на 20% — так ситуацию оценивал этим летом глава российского завода Hitachi Construction Machinery Сэндзаки Масафуми. А эксперты солидарны: многие покупатели будут откладывать приобретение новой техники до лучших времен, а парк имеющихся машин обновлять едва ли станут — по крайней мере, с той же регулярностью, что в сытые годы.
По словам Антона Борисенко, для сложной ситуации на рынке спецтехники есть и глобальные причины. Первая — отсутствие государственных денег, которые власти ранее направляли на реализацию различных программ — в частности, на поддержку сельского хозяйства, дорожного строительства и предпринимательства в тех или иных секторах. Сейчас, отмечает эксперт, интересы у государства иные. С другой стороны рынок падает на фоне общих экономических проблем.
«Продажи у частного малого бизнеса тоже ощутимо снизились — как и уровень платежеспособности населения. Проще говоря: нет товара, который нужно перевозить. Нечего возить, да и не для кого», — комментирует г-н Борисенко.
И добавляет: в кризис 2008-2009 гг. деятельность прекратили максимум 20-30% предприятий, связанных с грузовым автобизнесом. Сейчас таких — порядка 60%. Причем компании действительно закрылись — не перелицевались, не перегруппировались, а ушли с рынка совсем.
«Для выживших игроков смерть 60% участников рынка в определенном смысле на руку. Клиентов-частников нет, но и операторов на рынке с каждым днем становится все меньше, так что оставшиеся делят редких клиентов. На таком фоне постепенно уходят некоторые федеральные компании, остаются крепкие игроки-аборигены, которые продолжат борьбу за выживание — выбора у нас нет. Для этого мы выкручиваемся, постоянно ищем новые формы, живем, в основном, за счет сервиса, но и развиваем вторичные продажи. Проявляем лояльность к клиентам. Плюс занялись тем, что раньше энтузиазма не вызывало — разборами техники, вторичными деталями. Так что, скрипим потихоньку. И будем скрипеть столько, сколько сможем», — резюмирует Антон Борисенко.