Меню

Все свободны

Первая волна сокращений в компаниях нашего города пришлась на октябрь-ноябрь 2008 г. «На 1 ноября изменения в штатном расписании фиксировали еще только 7% екатеринбургских организаций, а к 1 декабр

Осенью компании тщательно скрывали свои кадровые изменения, да и в целом царила атмосфера всеобщей неясности. Признаться, что существуют проблемы, означало спровоцировать отток заказчиков. Об увольнениях начали говорить открыто только весной, когда стало очевидно, что финансовые трудности коснулись всех без исключения. И теперь появилась возможность подвести первые итоги.

Первая волна сокращений в компаниях нашего города пришлась на октябрь-ноябрь 2008 г. «На 1 ноября изменения в штатном расписании фиксировали еще только 7% екатеринбургских организаций, а к 1 декабря — уже 55%», — рассказывает Алена Гинс, руководитель проекта «Исследование рынка труда» компании «Апрайт».
Предприятия столкнулись с финансовыми трудностями и в целях экономии ФОТ первым делом ввели укороченный день или неделю, а также установили мораторий на прием новых сотрудников. «Это позволило еще раз проанализировать необходимость заполнения той или иной позиции, а также закрыть ее путем объявления внутреннего конкурса», — объясняет Светлана Эверт, директор по персоналу УК «Автоленд Холдинг».
Чуть позже снижение издержек вылилось в массовые сокращения всех штатных единиц, без которых бизнес мог бы теоретически обойтись. По информации «Апрайт», на начало декабря 88% увольняемых были представителями обеспечивающего персонала, т. е. не занятого в основном бизнес-процессе. Прежде всего балластом признали сотрудников бухгалтерии, маркетологов и сек­ретарей — их востребованность для компаний, по данным портала «Работа66», упала в ноябре на 20-25%, а активность в поиске работы возросла до трех раз.
В группе компаний «СТС» (техноторговые сети «Норд», «Лого» и «220 V») с октября по апрель уменьшили общую численность сотрудников на 30%, причем одними из первых оптимизировали отделы развития и персонала. «Если до октября 2008 г. бизнес «СТС» активно расширялся и ежемесячно открывал по 200 вакансий, то сейчас запуск новых магазинов временно остановлен, а вакансий появляется только 10-20. С этим количеством может справиться и один менеджер по персоналу», — считает Светлана Кузьминых, директор по персоналу компании «Народные магазины НОРД».

Зимние и весенние сокращения стали более продуманными
Начиная с января резких перемен эксперты уже не фиксировали. Доля компаний, скорректировавших штатное расписание, постепенно выросла к маю с 55 до 77%, ситуация на рынке труда в этот период сохранялась стабильно тяжелой. «Активность соискателей в среднем возросла в 4-4,5 раза относительно лета 2008 г., на этих показателях и замерла», — отмечает Евгений Островский, руководитель собственных проектов компании «Медиасайт».
Правда, характер кадровой политики после Нового года стал другим: предприниматели поняли, что кризис за два-три месяца не закончится, и начали постепенную оптимизацию организационной структуры бизнесов, перераспределяя функционал и заново оценивая эффективность работников. Например, в Сталепромышленной компании убрали должности коммерческих директоров в некоторых филиалах, а начальников отделов продаж переподчинили непосредственно директорам. К похожему решению пришли и в ГК «СТС»: топ-менеджеры получили в управление профильные службы, а руководителей этих служб или сократили, или подобрали им другие должности. Оптимизировали и HR-отдел. «Раньше в службе персонала работали 15 человек: один менеджер отвечал за аттестации, другой — за обучение, третий занимался подбором и т. д. Теперь мы оставили семь специалистов, четырех из них сделали универсалами», — рассказывает г-жа Кузьминых.
В «Уральских авиалиниях» такое направление оптимизации было почти единственной возможностью выбрать претендентов на увольнение. «К весне мы сократили штат примерно на 10%. Это очень много, учитывая, что и до кризиса его численность поддерживалась минимально возможной. Ресурс для еще большего уменьшения искали, рассчитывая, чьи обязанности можно переложить на других сотрудников. Уволили, например, дежурных по буксировке воздушного судна», — сообщает Владимир Латохин, директор по персоналу компании «Уральские авиалинии».
В результате в Екатеринбурге за несколько месяцев высвободились десятки тысяч специалистов. До кризиса официальное количество безработных в городе стабильно составляло порядка 4 тыс. человек. Но с ноября их число стало быстро возрастать и уже к маю текущего года в четыре раза превышало прошлогодний и докризисный показатель — 15,9 тыс. человек! Однако даже эти цифры не отражают реальной ситуации, считают аналитики. Опрос населения показывает совершенно другую картину. По словам Ольги Рыбаковой, директора центра маркетинговых и социологических исследований фонда «Социум», в мае количество потерявших работу было в 13 раз больше, чем учитывает официальная статистика. «Оно уже достигло 14,7% жителей Екатеринбурга! А еще 9% столкнулись с сокращением рабочего времени и вынужденным отпуском», — комментирует г-жа Рыбакова. Одни не хотят становиться на учет в службу занятости, так как не видят в этом необходимости, другие не могут, потому что официально не уволены, а находятся в бессрочном неоплачиваемом отпуске.
«Белые» компании провели увольнения тихо и безболезненно
Решить, кого именно уволить, бы­ло только половиной дела: владельцам предприятий приходилось срочно придумывать, как именно это сделать. В итоге кризис оказался для компаний настоящим экзаменом на знание Трудового кодекса, а поначалу даже соревнованием, кто из сторон — работодатель или работник — знает нормы закона лучше.
Получилось, что знали и соблюдали все тонкости только крупные «белые» компании. Остальные сперва предпринимали курьезные с юридической точки зрения действия по увольнению людей. Так, в одной крупной строительной компании Екатеринбурга 30 сотрудникам попытались дать задним числом сразу по два письменных выговора за внезапно обнаруженные проступки. Руководство было искренне разочаровано невозможностью быстро уволить людей с формулировкой «несоответствие занимаемой должности».
«Для многих работодателей действительно оказалось сюрпризом, что Трудовой кодекс написан для защиты работника», — отмечает Светлана Корабель, директор юридического агентства «Юс-Когенс». Но разобрались они, по наблюдениям юристов, достаточно быстро, и дальше, как показала практика, если в компании принимали решение уволить человека, ему уже мало что могло помочь. «Одна банковская служащая пошла в суд, где выразила несогласие со своим увольнением. Ее восстановили, но поработать долго не получилось. Банк тут же объявил, что ее должности в штатном расписании больше нет, и предложил в соответствии с законом другую, но очень невыгодную. Через две недели после письменного отказа от нее сотрудницу уволили без всяких компенсаций», — приводит реальный пример Ольга Бердникова, директор ATLANTA Personnel.
И хотя, по подсчетам Price­waterhouse­Coopers, 93% российских компаний использовали увольнения по соглашению сторон, эта обтекаемая формулировка означает лишь, что стороны при расставании не имели друг к другу претензий. «В частности, на рекрутинговом рынке все знакомые мне люди были уволены с этой формулировкой, но ни о каких компенсациях речи не шло. Мне известен случай, когда человек, увольняясь с завода, попросил, чтобы его ребенок продолжал бесплатно ходить в секцию при предприятии, это и был предмет соглашения сторон», — рассказывает г-жа Бердникова.
В екатеринбургских компаниях с персоналом расставались как законно, так и не очень
Вариантов расстаться с работником в арсенале компаний оказалось много. Зная, насколько долгим и дорогостоящим может быть процесс официального сокращения штата (он требует предупреждения за два месяца и компенсаций среднемесячного заработка в период от трех до шести месяцев, а также налагает запрет на наем новых сотрудников в период сокращений), к нему старались не прибегать.
Эксперты выделяют три наиболее распространенных законных варианта. В первую очередь, отмечает г-н Латохин, сократить всех, кто работал по срочным договорам и по подряду. Одновременно уволить всех, за кем числились дисциплинарные нарушения, но раньше на это закрывали глаза, уточняет Лилия Патрушева, директор департамента по управлению персоналом ЗАО «Сталепромышленная компания». Если обычно в организации за каждый такой проступок требуют письменного объяснения, фиксируют устные и письменные выговоры, то при наступлении момента Х перед нарушителями открывается две альтернативы: или написать заявление по собственному желанию, или быть уволенными «по статье». Затрат по компенсациям от компании не требуется, и судиться с работодателем не из-за чего. И в-третьих, расстаться с людьми, у которых резко снизился объем задач. Г-жа Патрушева: «Работодатель может менять условия работы, если предупредил об этом за два месяца. И мы объясняли сотрудникам, что через два месяца их зарплата будет равна минимальному прожиточному уровню».
Впрочем, эксперты кадрового рынка знают и другие примеры, когда ни о юридической чистоте, ни об этичности увольнений не было и речи. Так, в одной компании сотрудникам объявили, что они отправляются в неоплачиваемый отпуск, но никаких документов на подпись не давали, а по возвращении работников увольняли за прогулы. В другой провоцировали опоздания, блокируя входную карту, или вызывали людей на работу в выходные дни, а на проходной проверяли каждого на состояние алкогольного опьянения.
Напряженность на рынке труда проявляется неравномерно
Подводя итог последних месяцев, эксперты выделяют три клю­чевых последствия кризиса для рынка труда. Во-первых, произошел избыток специалистов в ряде отраслей, что позволило работодателям заполнить давно пустующие вакансии. По иронии судьбы, больше всего на рынке — специалистов в сфере управления персоналом: в июне на одну вакансию претендовали 4-5 человек, в апреле конкурс доходил и до десяти кандидатов на место. Много свободных работников в таких отраслях, как юриспруденция, финансы и бухгалтерия. По данным компании «Апрайт», здесь отношение соискателей к вакансиям также практически пять к одному.
Второе последствие массовых увольнений — снижение уровня зарплат в тех областях, где ранее он считался завышенным. «Снижение фактических зарплат в «Уральских авиалиниях» составило 30-35%. Ожидания соискателей по рынку — примерно на столько же. Это уже более адекватно реальному уровню, но далеко не по всем должностям. Например, у охранников была зарплата 30 тыс. руб., ее бы снизить вдвое, но за 15 тыс. руб. никто подходящий работать не пойдет, только таджики», — отмечает Владимир Латохин.
И наконец, просто изменилась кадровая политика компаний. В прошлом году все решали проблему дефицита на рынке труда, переманивали специалистов у конкурентов, совершенствовали систему подготовки собственных сотрудников, изобретали особые мотивационные программы для удержания персонала. Теперь на должности продавцов претендуют квалифицированные специа­листы, которые без систем материальной и нематериальной мотивации трудятся с блеском в глазах из-за самого факта наличия рабочего места, — констатируют все без исключения рекрутеры.
Марина Промышленникова

Евгений Островский руководитель собственных проектов компании «Медиасайт»

Рынок труда достиг дна и пошел в рост
Начало лета оказалось не таким плохим, как прогнозировали весной. Тогда компании набирали понемногу людей, но это была капля в море — из 3,5 тыс. наших клиентов, которые пользовались бесплатными возможностями сайта «Работа66», осталось 400. Однако в последний месяц работодатели оживились, их активность в поиске сотрудников уже раза в полтора выше, чем была в январе-феврале.
Спрос растет на «синих воротничков» — людей, занятых в производстве и сфере услуг. Персонал «низшего» звена даже в некотором дефиците. У работников складов, продавцов-консультантов, официантов и работников пищевой промышленности даже наблюдается рост зарплат. Зато офисные сотрудники как были не востребованы последние полгода, так и остались.
Сейчас через сайт «Работа66» отправляют свыше 30 тыс. резюме в неделю, эта цифра продолжает расти, но уже не столько из-за кризиса на рынке труда, сколько благодаря открытию новых вакансий — их еженедельно становится на 100-150 больше.

Светлана Корабель директор юридического агентства «Юс-Когенс»

Судиться с бывшим работодателем невыгодно
В последние месяцы мы наблюдали самые разные способы уволить лишних людей. Они не всегда были чистыми с точки зрения закона, но на практике, к сожалению, оказались эффективными. Например, мелкие компании предпочитали ликвидировать юридические лица, чтобы вместе с ними уволить ненужных людей и ничего им при этом не платить.
А конкретно у таких компаний часто есть по 3-4 юридических лица, на каждом из которых «записано» человек по десять. Всех ненужных переводят в одно и запускают процедуру его ликвидации. Сотрудникам, естественно, ничего не говорят, в Пенсионный фонд пишут отчет, что все они уже уволены. Через какое-то время люди приходят на работу, а им сообщают, что они тут больше не работают. Подать в суд на ликвидированное предприятие нельзя, остается только инициировать уголовное преследование руководителя. Но ради одного человека никто этим заниматься не станет — будут из суда посылать в прокуратуру и обратно. Да и овчинка выделки не стоит: к нам обратился человек из такой организации, его официальная зарплата, прописанная в договоре, — 8 тыс. руб. Так что размер компенсаций едва покрыл бы юридические услуги. И то едва ли удалось бы получить эти деньги.