В стране успешно работают 28 производственных коворкингов. Екатеринбург пока в отстающих. Каков порог вхождения в этот бизнес, кто станет первопроходцем и когда окупятся инвестиции, в кейсе на DK.RU.
Популярность бизнесов, связанных с дроблением площадей, растет. Начался он с хостелов, продолжился проектами в офисной сфере. Недавно появилось совсем новое предложение — мелкая нарезка складских площадей. На очереди — рынок производственных коворкингов, мест, где любой желающий может приобщиться к ручному труду, не тратясь на инструменты и мастерскую.
В России уже работают 28 подобных проектов, в Екатеринбурге к запуску готовится первый — производственный коворкинг «Реформа». Его инициаторы рассказали DK.RU, сколько денег нужно для старта и почему без особой атмосферы любой коворкинговый проект обречен.
Сергей Кольчугин и Дмитрий Кулаков познакомились случайно: Дмитрий искал место, где можно было бы развивать свой проект, связанный со строительством, и пришел в коворкинг, которым в то время занимался Сергей. В первом же разговоре нашлись общие темы, одна из которых не слишком оригинальна, зато мегапопулярна: хватит продавать воздух, нужно делать материальные и полезные предметы, и желательно — своими руками.
Сейчас у них небольшая мастерская, называется она OldWood и занимается штучным производством мебели из натурального дерева. А еще есть большая мечта, под которую пока не нашелся инвестор. Впрочем, у мечты уже есть картинки и расчеты, и даже «дорожная карта», которая сулит большие перспективы при небольших первоначальных вложениях. Речь идет о проекте производственного коворкинга. Делать его планируют втроем — к Дмитрию и Сергею присоединилась продюсер по развитию бизнеса Юлия Малоземова.
Почему вы решили, что производственный коворкинг будет востребован в Екатеринбурге? И как возникла эта идея?
Сергей Кольчугин: Несколько лет назад у меня было свое производство сноубордов. Мне нравилось в этом проекте, что, с одной стороны, я — маркетолог-аналитик, то есть как бы кабинетная крыса. А с другой, в любой момент могу спуститься в цех и что-то поделать своими руками. Продавать товар, который знаешь, приятно, а товар, который ты сам сделал, ты знаешь идеально.
Потом я немного занимался офисным коворкингом, и у меня появилась идея совместить два моих опыта: объединить в одно пространство ребят, которые хотят что-то делать своими руками.
Сначала я думал привлечь только тех, кто изготавливает сноуборды. Когда начал поднимать этот вопрос, выяснилось, что около 20 команд в России уже трудятся на этом поприще, и еще человек 100 точно хотят. Я мог бы собрать желающих в уральском регионе, чтобы они делали сноуборды, используя общие станки.
А потом мы пообщались с Дмитрием и подумали — а почему только сноуборды? У нас полно деревяшечников, металлообработчиков.
Юлия Малоземова: К команде проекта я присоединилась несколько позже, увидела пост Сергея о поиске партнеров в соцсетях. По роду своей деятельности я видела много различных стартапов с идеями, но именно в этот поверила. Ключевыми факторами для меня были: опытная и «горящая» команда со всеми нужными компетенциями, идея с работающей с бизнес-моделью и в то же время — дающая широкое поле для привнесения нового, и, по всем признакам, — «готовый» рынок. Мне, как продюсеру по развитию бизнеса, интересно довести проект до конца и реализовать его на достойном уровне.
До этого Юлия Малоземова работала директором «Екатеринбургского центра развития предпринимательства», и опыт общения с различными стартапами у нее огромный. Фото из личного архива
Для чего тем, кто хочет заниматься деревом или металлом, собираться в одном месте?
Дмитрий Кулаков: Давайте посчитаем честно: если человек захотел создать свое предприятие, то разовых вложений у него будет тысяч 600 только на оборудование. Потом возникнет аренда, еще 100-150 тыс. руб. К тому же всегда существует вероятность, что что-то пойдет не так, и можно прогореть.
В случае работы в нашем коворкинге риски минимальны. Мы предоставляем всю необходимую инфраструктуру. По сути, для начинающих предпринимателей это вообще идеальная среда, так как они не несут никаких затрат на поддержание бизнеса, кроме оплаты времени работы в коворкинге, будь то час, день или месяц.
В производственном коворкинге человек экономит и на оборудовании, и на аренде. Мы же в данном случае не занимаемся сбытом продукции и не ищем заказчиков, а только поддерживаем инфраструктуру. Так что польза двусторонняя.
С.К.: Это вообще проект для человека! Сломался дома стул, глава семьи захотел показать жене, что может своими руками что-то делать, — пришел к нам и починил стул. Или сделал домой шкаф, или стол, или комод, сам или вместе с сыном. Возможности коворкинга огромны.
Д.К.: Глобальная цель проекта — создание городской среды для дизайнеров, мейкеров и начинающих предпринимателей. Сейчас проблема доступа к профессиональному оборудованию стоит остро, в то время как дизайн стал доступным. Многие хотят что-то делать сами — и успех DIY-маркетов говорит сам за себя. Производственный коворкинг будет решать эту задачу. Дизайнеры и архитекторы смогут не только получить навыки по работе с материалом, оборудованием, не только прийти к нам и сделать макет или дипломную работу, но и объединяться в команды внутри коворкинга для реализации собственных бизнес-проектов.
Кто целевая аудитория «Реформы»?
С.К.: На 70% это B2C, на 30% — B2B. Но надо понимать, что там есть большое пересечение. Производственный коворкинг во многом рассчитан на начинающих, тех, кто хочет заняться мелкосерийным производством либо что-то сделать для себя. Многие хотят, но не знают, как, и получится ли? У нас они смогут попробовать, примерить к себе дело.
Ну, а простым людям это точно надо. Если смотреть на рынок жилья, то видно, что типовые проекты уходят в прошлое, появилось много квартир-студий, апартаментов. Мебельная промышленность на них не рассчитана. Попробуйте прийти в мебельный магазин и потребовать: мне нужна перегородка, чтобы в квартире-студии отделить зону гостиной от кухни. Что вам скажут? А вот в небольших мастерских сделать это можно. Люди сами могут изготовить эту перегородку для себя, используя ресурсы коворкинга. А потом, возможно, это превратится в малый бизнес.
Д.К.: У некоторых в связи с кризисом падают доходы. И у них появляется потребность сменить сферу, попробовать себя в другом деле. Да и тем, кто сидит в офисе, тоже хочется делать что-то своими руками, для своего дома или в подарок. В коворкинге это недорого, можно сказать, это трудовой фитнес. Вот мы и хотим помочь таким людям себя реализовать.
Как будет происходить оплата рабочего места?
Д.К.: Это может быть как часовая оплата, так и тариф на месяц. Покупаешь абонемент и получаешь полный доступ к любому оборудованию. Это удобно: не надо покупать оборудование, платить аренду, спокойно занимайся мелкосерийным производством, хоть эксклюзивной мебели. А потом, когда у человека дело пойдет, ему станет тесно в наших рамках, он откроет уже свое полноценное дело.
С.К.: И на этом этапе мы тоже его поддержим. Поможем приобрести оборудование и сырье. У нас уже есть договоренности с поставщиками, которые дают 30%-ю скидку на оборудование, есть договоры с поставщиками дерева, там и качество, и цена очень хорошие. Все это уже налажено. Плюс будет работать портал, на котором такие ребята смогут выставлять свои товары на продажу, неважно, под своим брендом или под нашим, — не вкладываясь в продвижение.
Плюс мы планируем на этом портале сделать крутую штуку, которой нет даже в европейских коворкингах. Это пока секрет, но люди, с которыми мы общались по данному вопросу, как со стороны заказчиков, так и со стороны изготовителей, сказали, что такой инструмент очень бы облегчил жизнь и тем, и другим.
Производственные коворкинги — идея не новая. Есть ли они в нашем регионе и какие проекты вы берете за образец?
Д.К.: У нас пока подобных проектов нет. Но интерес точно большой. Когда мы в начале лета писали свой бизнес-план, в России было 23 производственных коворкинга, а к осени их было уже 28. То есть за три месяца популярность этого бизнеса выросла на 20%. Так что вопрос о перспективах сам отпадает.
С.К.: Нам близок опыт московского коворкинга «Дар труда». Там ребята тоже росли снизу, за четыре года развились с 70 кв. м до 800 кв. м коворкингового пространства.
Но мы хотим сыграть на опережение, поэтому ориентируемся на европейскую модель. Правда, здесь есть сложности, одна из них — в масштабировании, у них от 1000 квадратных метров все только начинается, а в наших условиях, даже по меркам Москвы, это — гигант.
Как вы выяснили, что в Екатеринбурге тоже есть такая потребность?
С.К.: Проводили исследования, опросы, в том числе в соцсетях. Выяснили, что в первую очередь люди хотели бы заниматься деревом, на втором месте металлообработка. Что интересно, швейное направление заняло третье место. Многие уже спрашивают: «А можно к вам прийти поработать?».
Д.К.: У нас есть собственные средства — мы производим мебель и спортивный инвентарь из дерева, но в связи со спецификой проекта сразу нужна большая сумма. Но даже если мы не найдем инвестора, то все равно будем этим заниматься — вложим имеющиеся средства и начнем с минимума. Расти снизу вверх всегда предпочтительнее, такая компания намного более устойчива.
С.К.: Всем инвесторам наш проект нравится. Все говорят — проект классный, нужный, актуальный и своевременный. Но — денег нет. По большей части это страх неизвестности, рынок непонятен, но в этом есть и плюс.
Какая площадь нужна для производственного коворкинга? И какие другие условия?
С.К.: Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Известны проекты, которые начинались с 70 квадратных метров, а сейчас подбираются к «европейской тысяче». С другой стороны, есть проекты, начинавшиеся на базе заводов с профессиональным оборудованием, сейчас с одним из них мы ведем переговоры о покупке части оборудования.
Вопрос не в площадях, а в команде: не знаешь, как работать с оборудованием, — будут травмы и поломки, не знаешь тонкостей деревообработки — не сможешь дать правильный и грамотный совет пришедшему. Не умеешь общаться с людьми… вы понимаете. Тесно и неудобно — не просчитал площадь. Просторно — переплачиваешь за аренду. Да и сами по себе производственные мощности без дополнительных фишек не смогут долго держаться на плаву, примером может служить рынок офисных коворкингов. Это система уравнений со многими параметрами.
Д.К.: Сама по себе идея ничего не стоит. Как говорится: «Нет идеи на миллион, есть реализация на миллион». Вот Андрей Фролов (создатель коворкинга «Соль» — прим.ред.), скажем честно, смог создать не просто коворкинг, а среду. Он смог реализовать идею так, что у него все заполнено, а другие, у кого нет такой атмосферы, либо находятся на грани, либо закрываются.
Среда состоит из мелочей. Это и дизайн, и отношения в коллективе, и профессионализм мастеров, которые могут помочь и многое другое. Мы хотим создать такое место, куда бы люди хотели приходить, — родители с детьми или даже большие компании. Когда люди делают вместе что-то своими руками, это же мощный тимбилдинг. Можете целым коллективом прийти, сделать кухонный гарнитур для офиса или деревянные тарелки каждому.
С.К.: Если бы мы разговаривали лет 10 назад, мы бы сказали — нам нужна только площадь, чтобы станки поставить, а люди сами к нам пойдут. Сейчас же мы готовимся совсем к другой экономической парадигме. Необходимо не просто сделать площадку с оборудованием, нужно создать сообщество. Именно от этого будет зависеть успех или провал. И единственный фактор успеха тут — это команда, которая реально болеет проектом и чувствует его.
Д.К.: Да, создание среды и доступность. В идеале мы хотим создать сеть мастерских шаговой доступности. Необходимо сделать что-то для дома или починить, человек пришел в сеть коворкингов «Реформа» и сделал.
С.К.: У нас в планах расширение и по видам деятельности: к деревообработке и металлообработке добавятся швейное производство, ремонт автомобилей, handmade. Плюс мы прекрасно понимаем, что такие проекты нужно быстро масштабировать. После открытия мы должны в течение полутора лет понаступать на все грабли, набить все шишки, и на базе обкатанного проекта штамповать подобные в других крупных городах.
Сергей Кольчугин и Дмитрий Кулаков. Фото Игоря Черепанова
Сколько человек одновременно смогут работать в коворкинге?
С.К.: Тут опять все зависит от наполнения, для каждой из сфер свои показатели, у нас как минимум три модели, в зависимости от направлений, площади и даже местоположения.
Не очень понятно, как будет происходить организация пространства, ведь возникают не только вопросы удобства, но и вопросы безопасности.
С.К. Пространство будет зонировано. Отдельно — зона ручного труда. Отдельно — зона деревообрабатывающих станков, отдельно — металлообработка. У нас немаленький опыт работы в мастерской, поэтому понимание организации комфортного пространства, загруженности инструмента и оптимальном его количестве получены на практике, а не в теории.
Теперь давайте про самое интересное — затраты и окупаемость.
С.К. Все зависит от площадей, типа и видов оборудования. Единственное, что могу сказать точно, ниже 2,5 млн руб. ни в одной из моделей опуститься не получится. Но есть и приятные моменты: по нашим расчетам, уже через полтора года мы планируем вернуть инвестиции и выйти на операционную прибыль, независимо от модели.
Как вы собираетесь продвигать этот проект?
С.К.: Проект сам по себе нестандартный и, соответственно, требует нестандартных подходов, только соцсетями и яндекс-директ тут не обойдешься. Одним из каналов может стать привлечение известных людей — кто-то из них сделал, например, столик, мы его продали через аукцион и направили деньги на благотворительность.
Вы обращались в фонды, претендовали на гранты?
С.К.: В фонды обращались, но пока без конкретных результатов. Какая проблема с инвесторами — у каждого свое видение. Они говорят, например, — я не хочу B2C, это мелко и непрогнозируемо, я считаю, нужно рассчитывать на B2B-сегмент. Или: а давайте сделаем коворкинг, где каждый может сделать пластиковое окно. Это все интересно, но непонятно, сработает ли. Их цель ясна — начать получать прибыль от оборудования и площадей, которые освободились, но неясно, насколько предлагаемый формат интересен рынку. Мы же опираемся на успешные, уже действующие примеры и свой опыт, мы знаем, что предложить и как это должно функционировать.
Д.К.: Федералы постепенно подходят к Уралу, и года через два мы вполне можем увидеть здесь «Дар труда» или «Делай вещь». Именно поэтому мы надеемся успеть реализовать проект первыми, чтобы на Урале был свой Уральский производственный коворкинг.