«Когда мы хотели дать одному магазину в Екатеринбурге на пробу замороженный хлеб, они покрутили пальцем у виска: «Вы бы еще замороженное молоко предложили». Как «Сдобный дом» искал новые ниши.
История предприятия «Сдобный дом» началась в 2004 г. с поставок на Урал замороженных хлебобулочных полуфабрикатов. Постепенно в ней появились другие сюжетные линии – в 2009 г. сеть булочных «Европейские пекарни», в 2014-м – собственная кондитерская. Теперь «Сдобный дом» выходит на рынок с предложением франшизы.
Замороженный. Горячий. Свой.
Основал Уральскую хлебную компанию «Сдобный дом» Данил Насретдинов. Он вспоминает, что, отучившись в УПИ на инженера, неожиданно понял, что никому его диплом не нужен – шла перестройка, заводы и НИИ закрывались. Тогда он начал пробовать себя в бизнесе: занимался то торговлей, то производством. В 2004 г. во время поездки по Европе он вдруг задался вопросом: почему хлеб продается в маленьких булочных, где и выпекается. Как вообще это возможно? В сознании человека, выросшего в Советском Союзе, накрепко сидело представление, что буханки и булки должны выпекаться только на хлебозаводе.
Предприниматель стал разбираться в этом вопросе и понял, что загадка кроется в замороженной выпечке. Он решил, что тема перспективная – при использовании такой технологии организовать в кафе или продуктовом магазине отдел с горячими слойками и булочками становится достаточно просто, причем это намного дешевле, чем иметь собственное хлебное производство. Значит, спрос на продукцию будет – оставалось наладить поставки на Урал и дистрибуцию по региону. Для решения этих задач на должность директора по развитию в «Сдобный дом» пришел сын Данила Насретдинова, Владимир.
«Когда я впервые пришел в один из магазинов Екатеринбурга и предложил им для пробы замороженный хлеб, они покрутили пальцем у виска и сказали: «Вы бы еще замороженное молоко предложили», — рассказывает он.
Первые договоры на поставку замороженной выпечки – слоек и разных сортов хлеба – «Сдобный дом» заключил с Украиной. В России в начале двухтысячных такие полуфабрикаты, по качеству схожие с европейскими, не производились. Сегодня Москва и Санкт-Петербург Европу догнали. Владимир рассказывает, что неплохие фабрики по производству хлебобулочных полуфабрикатов также появились и в других городах, например, в Ижевске или Серпухове. Правда, сравниться с Москвой они пока не могут: как ни крути, москвичи ближе к Европе – новинки и опыт перенимают быстрее. Соответственно, теперь «Сдобный дом» закупается в Москве.
Потянуло на сладкое
Когда бизнес по поставке замороженной выпечки на Урал стал работать четко и слажено, отец и сын Насретдиновы задумались о собственной рознице – маленьких уютных булочных, где бы выпекался свежий хлеб и румяные слойки. Из тех же полуфабрикатов. Так, в 2009 году в Екатеринбурге появилась первая «Европейская пекарня». На сегодняшний день сеть насчитывает десять точек.
– Были, конечно, и творческие амбиции – хотелось такой формат попробовать, – вспоминает Владимир. – Плюс своя сеть дала бы нам доступ к покупателю: так бы мы могли понимать, что людям интересно и чего они хотят. К тому же, розница позволяет зарабатывать живые деньги.
А став ближе к покупателю, Насретдиновы поняли: люди хотят есть тортики. В 2014 году «Сдобный дом» выкупил производственную линию кондитерской «Мадам Эклер», а затем приобрел помещение столовой в здании насосного завода. Рассказывая об этом направлении, Владимир отмечает:
– Мы поняли, что бизнес этот интересный, но у нас в целом рынок в городе кондитерки достаточно насыщен, поэтому приходится придумывать что-то новое. Например, сейчас мы разрабатываем рецептуру макаронс только из натуральных ингредиентов, без красителей.
Второе направление, в котором ведется работа в кондитерском цехе – это оттачивание технологии заморозки пирожных и тортов, чтобы их можно было поставлять вместе с хлебом и слойками в другие города.
Франшиза без вывески
Впоследствии результаты экспериментов с кондитеркой должны будут дополнить пакет для франчайзи. Франшиза –новая идея, которую пестуют владельцы «Сдобного дома». В интервью DK.RU Владимир Насретдинов рассказывает о подробностях франчайзингового проекта.
– Что послужило поводом к запуску франшизы?
– В прошлом году мы получили много запросов на такую услугу и решили, что если есть спрос, надо сделать предложение. Но пока это не франшиза в полной мере, а своего рода «облегченная франшиза», потому что мы пока не готовы продавать свою марку.
– Почему?
– Если ты продаешь марку – ты продаешь еще легенду, историю, идеологию, определенные бизнес-каноны. А марка у нас пока еще очень молодая – ей всего шесть лет.
– Что получит человек, который покупает такую «облегченную франшизу»?
– Ответы на вопросы, важные на старте. Таких вопросов масса: как выбирать помещение, оборудование, как нанимать людей, как строить рабочий день, какие использовать рекламные материалы. К нам за советами приходят люди из других сфер бизнеса – строительства, металлургии – и сразу учесть все это нереально. Мы подытожили наши знания и создали техническое руководство по открытию пекарен. Чтобы это было интересно для нас, мы это продаем. А чтобы это было интересно покупателю, мы его включаем в нашу партнерскую программу, становимся его поставщиками и отгружаем полуфабрикаты для его пекарни с гарантированной скидкой.
– По сути, ему останется только поставить эти слойки в печку, и все?
– Да. Есть уже сформованные полуфабрикаты, изготовленные на автоматизированной линии и прошедшие шоковую заморозку. Шансы ошибки минимальны. Хранится такая продукция до шести месяцев, можно транспортировать ее хоть в Хабаровск – на качестве это никак не скажется, химии там никакой нет, используется единственный консервант – заморозка.
– Сколько франшиз вы уже продали?
– Готовое коммерческое предложение и договор к нему появились буквально на днях. Могу пока сказать, что на сегодняшний день в городе уже работает около дюжины пекарен, которые открывались с наших советов и рекомендаций.
– Сколько стоит ваш пакет?
– 50 тыс. руб.
– А сколько зарабатывает мини-пекарня?
– Можно посмотреть по нашим отгрузкам в такие точки. Наценка на товар может быть достаточно хорошей – от 80 до 100%. Средняя пекарня выбирает у нас товара на 250 тыс. руб. в месяц. То есть с учетом наценки ее товарооборот будет около полумиллиона. А какие будут у предпринимателя затраты, я сказать не могу, потому что это личное дело каждого. Но мы, в свою очередь, можем подсказать, на чем можно сэкономить, а на чем экономить нельзя.
– Например, на чем?
– Во-первых, на вентиляции – это очень важно для пекарни. Во-вторых, на обеспечении помещения электроэнергией. Плюс нельзя экономить на морозильном оборудовании.
– А по своему опыту можешь сказать, какая прибыль может быть у булочной?
– В спальном районе чистой прибыли пекарня приносит примерно 35-40 тыс. в месяц. Пекарни на проходимой улице зарабатывают 80-150 тыс. руб.
– Какой средний чек в ваших пекарнях?
– Небольшой – 100-150 рублей.
– Сколько понадобится, чтобы открыть такую точку?
– Это как раз одна из причин, почему мы этот проект предлагаем. Если вы придете в фирму, которая занимается продажей оборудования, и скажете, что хотите открыть пекарню, не разбираясь в производственных мощностях, то вам наверняка порекомендуют дорогое оборудование. Я не могу их винить, потому что с дорогого оборудования и доходы больше, но мощность у вас получится излишняя. Мы же указываем, какое оборудование и для чего следует брать. Соответственно понижается порог вхождения в рынок со стандартных 1 млн – 1 млн 200 тыс. руб. до 600 тыс. рублей. Примерно так.
– А что сейчас более востребовано: сладкая или несладкая выпечка?
– Сейчас люди больше берут то, что позволяет быстро наесться: слойки с большим количеством начинки – овощной, мясной, рыбной. Меньше стали брать выпечку с фруктовой начинкой. Но, например, лет пять назад доля домашнего хлеба была смехотворной, а сейчас она набирает обороты. Мы видим, что появился интерес к бездрожжевым сортам и другой здоровой выпечке – люди перестали относиться к хлебу как к социальному продукту.