О шоке от вступления России в ВТО говорят много лет. Но если сесть и разобраться, станет ясно: то, что РФ наконец-то стала членом ВТО – событие для страны абсолютно нейтральное.
При вступлении во Всемирную торговую организацию очень важна переговорная позиция, которой страна придерживается. У Китая, например, она была очень гибкой: КНР открыла многие свои рынки для иностранной продукции высокого качества – в тех сферах, где конкурировать с Западом китайцы объективно не могли. А в обмен потребовали и таки выторговали себе открытие рынков Америки и Европы для своей не очень качественной продукции. Это была осознанная стратегия Китая. У него было полное осознание своей ниши, конкурентных преимуществ. И КНР ими очень хорошо воспользовалась. Благодаря вступлению в ВТО, ее доля в мировой торговле заметно выросла.
Россия же вела свои переговоры гораздо дольше и с такой позицией: мы очень боимся за своего производителя, не хотим подвергать его риску. Мы не желаем открывать свой банковский рынок и другие секторы с высокой добавленной стоимостью, например, тот же рынок авиаперевозок, сельскохозяйственный рынок. В какой-то степени – это правильно. Но в такой позиции фактически заложена установка: эти секторы не могут конкурировать на мировом рынке. Власть в этом как бы расписывается. И совершенно логично, что ответная позиция стран-участниц ВТО такова: хорошо, вы не хотите открывать для нас свои рынки. Но тогда и мы свои для вас не откроем. Статус-кво сохраняют обе стороны.
Что мы имеем в сухом остатке: российскому сельскому хозяйству ничего не угрожает. Автопроизводителям – тоже. Потому что в этом секторе все давно уже договорились и работают без ВТО: в России налажена промсборка импортных марок. В сырьевом секторе ВТО вообще не играет никакой роли – рынок углеводородов эта организация никоим образом не регулирует. Иностранные банки не получили возможности открывать свои прямые представительства в России – новые игроки сюда не придут, а доля уже работающих в стране «дочек» будет сокращаться. Потенциальные изменения возможны на страховом рынке – через 5-10 лет иностранные страховые компании смогут напрямую открывать филиалы в России. Но нет никакой гарантии, что власти к тому моменту не введут какие-нибудь новые барьеры для иностранцев. Мы видели такой финт с введением пошлин на подержанные авто: пошлину-то снизили, но ввели утилизационный сбор. Результат нулевой. Мы оградили себя от рисков. Это отлично. Но! Мы избавили страну от возможности роста. Спросите, какой же тогда был смысл вступать в ВТО, почти 20 лет ломать копья в переговорах? Отвечу: никакого.
Дело еще и в том, что мы и до вступления в ВТО интегрировались в мировую экономику донельзя. Большая часть потребительских товаров в стране - это импорт. И он рос по 30-40% все прошлые годы. Вся наша промышленность работает на импортных деталях. И ведь причина даже не в позиции правительства. В данном случае оно отвечает на запросы бизнеса. ВТО – это инструмент, который потенциально можно было бы использовать для модернизации экономики, привлечения иностранных инвестиций – это всегда считается позитивным явлением. Но на уровне экономики страны бизнес не заявляет о стратегии роста на мировых рынках. И поэтому нет запроса на использование этого инструмента.
Когда-то он, конечно, пригодится. Но когда именно, я сказать не берусь. Ответ на этот вопрос лежит вне экономических реалий, это, скорее, какие-то экзистенциальные вещи. Это даже не политика. Политика сейчас отражает и запрос общества – по-моему, большинство довольно тем, как развивается страна. Чтобы Россия начала действительно модернизироваться, нужно, чтобы большинство перестало радоваться и поняло, что наше сегодняшнее благополучие иллюзорно, что это нефтяная утопия. А это станет очевидным, только если внешние условия резко ухудшатся, и цены на нефть упадут.
Колонка написана по итогам VII ежегодной конференции «Российский банковский сектор: риски роста»