Подсмотрев в Англии идею хобби-гипермаркета и загоревшись мыслью открыть магазин, который бы работал на весь регион, уральский предприниматель построил новый флагман со сроком окупаемости 10 лет.
Прошлым летом СМИ гадали: кто же выкупил у «Малышева 73» три этажа ЦУМа? По одной из версий, это был владелец мебельного центра «ЭМА» Андрей Калетин. Но тогда эту версию г-н Калетин обсуждать не стал, назвав ее «чужими секретами». Интрига раскрылась в этом январе — первые три этажа Центрального универмага занял «Мир ткани».
Владелец компании Николай Зинчук торгует в Екатеринбурге тканями уже 24 года. Бизнес ведет вместе с женой, которую в присутствии посторонних называет исключительно по имени-отчеству — Флюра Борисовна.
Начав с небольшого ларька на рынке, постепенно Зинчуки перебрались в район Южного автовокзала и открыли магазин на перекрестке 8 Марта-Щорса. До января 2017 г. он оставался флагманским, хотя сеть разрослась до семи филиалов по городу. Восьмым стал магазин в ЦУМе, и к нему, как к любимому детищу, перешли лавры флагмана.
В интервью DK.RU предприниматели рассказывают, как собираются управлять гипермаркетом в ЦУМе, когда ждут возврата инвестиций и какие ошибки совершили на старте проекта и сейчас исправляют.
В Екатеринбурге у вас стабильно работало семь точек. Почему вы решили открываться в ЦУМе в такие непростые для ритейла времена?
Николай Зинчук: Нам поступило предложение от собственников ЦУМа, мы долго его обдумывали. Понятно, сомнения были, потому что объект большой, почти 5,5 тыс. кв. м.
Флюра Зинчук: Практически все помещения, где работают наши магазины, мы переводили из жилой недвижимости в нежилую. Соответственно, там нет тех условий, какие есть в ЦУМе, который сразу строился как торговый центр. Тут у нас высокие потолки, вентиляция, кондиционирование, современное освещение. А главное, что нас подкупило, — огромные витрины. Это было заманчиво.
Сколько времени прошло от решения открывать магазин в ЦУМе до собственно открытия?
ФЗ: Проект мы начали делать вместе с компанией Market lab в прошлом июне, строительство — в сентябре, а открылись 26 января. В масштабах ТЦ это очень быстро.
Можете озвучить примерный объем вложений?
ФЗ: Нам бы не хотелось эти цифры называть, но только в ремонт мы вложили более 10 млн руб.
Каков срок окупаемости такого проекта, по вашим планам?
ФЗ: Не меньше 10 лет, наверное. Мы еще докупаем оборудование, обучаем персонал. Первые пару лет, думаю, будем только вкладывать. Вся сеть работает сейчас на этот магазин.
То есть сворачивать сеть вы не планируете?
НЗ: Сворачивать сеть не будем, но сейчас все силы брошены на то, чтобы раскрутить ЦУМ. Нашу марку знают хорошо, но пока тот трафик, который проходит мимо (по нашим подсчетам, это 30 тыс. человек) нам заманить не удается. К нам заходит в день 2-3 тысячи — этого, конечно, мало: нам нужна хотя бы половина от общего трафика.
Запуская гиперформат, брали ли вы чей-то опыт за основу?
ФЗ: В какой бы стране мы ни были, всегда ищем магазины, торгующие тканями и товарами для творчества, смотрим, как все устроено у них. В Англии, например, нас вдохновил ТЦ John Lewis: шесть этажей вверх и три вниз, где есть и ткани, и хобби-маркет, все красиво, современно и там очень много покупателей, что важно. Нам тоже захотелось сделать что-то масштабное и открыть магазин, который бы работал не только на Екатеринбург, но и на всю область.
Года два назад в «Мире тканей» тоже появились отделы товаров для творчества. Почему вы пошли в этом направлении?
НЗ: Когда наш сын закончил Архитектурную академию, мы предложили ему заняться товарами для творчества и рукоделия, и он согласился. В ТЦ «Марс» на Белинского у нас было помещение 80 кв. м, там и открыли первый такой отдел. А в ЦУМе это уже пятый.
Я так понимаю, этот проект для вас связан не только с торговлей, но еще и с управлением недвижимостью, и вы сами ищете партнеров, которым сдаете площади в субаренду. Были ли какие-то сложности с осваиванием нового вида бизнеса?
НЗ: В нескольких торговых центрах города у нас свои площади, которые мы сдаем, и аренда — это еще одно направление нашего бизнеса. Вы правы, в ЦУМе у нас есть партнеры: это, например, пиццерия Pizza Hut на первом этаже. Но на самом деле мы стремимся к тому, чтобы привлечь максимальное количество компаний, которые занимаются тканями или продают смежные товары. К нам уже присоединились уральские модельеры, ателье по ремонту и пошиву одежды, компании, которые продают карнизы для штор, отпариватели для тканей и утюги. У нас есть партнеры, которые занимаются итальянскими тканями и натуральными материалами российского и белорусского производства, и мы ищем еще. Наша основная задача — удобство покупателя, поэтому мы хотим большой ассортимент товаров и услуг.
ФЗ: Сами мы тоже расширили спектр услуг и взяли франшизу Академии Burda: теперь у нас проходят экспресс-курсы кройки и шитья и есть библиотека выкроек из всех журналов BURDA MODEN.
Вы говорите, что стремитесь к максимально большому ассортименту. Интересно, сколько у вас здесь своих позиций?
ФЗ: 10 тыс. наименований точно есть (это если считать и портьеры, и костюмно-плательные ткани), и география очень большая: Россия, Корея, Италия, Турция, Германия, Китай...
На третьем этаже, где продаются шторы, я нашла только одно предложение от российского производителя. Почему так?
ФЗ: Если говорить про портьерные ткани, то один из лидеров — Турция. Она удовлетворяет вкусы российского покупателя плюс это хорошее качество, доступная цена и быстрое производство.
НЗ: Раньше было несколько российских фабрик, которые производили портьеры, но сейчас их не видно. Себестоимость у нас дорогая, по экономическим причинам тут производить невыгодно: на выходе цена изделия будет неконкурентна.
Когда в отношениях с Турцией были проблемы, на вашем бизнесе это как-то сказывалось?
НЗ: На нашем нет, потому что ткани не вошли в санкционные списки, коснулось это в основном продовольствия. Покушались и на промышленность, но поняли, что мы, к сожалению, вообще никак не можем заместить эти позиции. Если теплицы построить еще смогли, то наладить выпуск ткани — это очень долго и дорого. Один станок для изготовления тюля стоит 500 тыс. евро. Есть еще один момент: хоть сырья и в избытке (ткани эти полимерные, а нефти в России хватает), а технологий нет. Это как пример с товарами для творчества: деревянные палочки и чурочки для поделок мы везем из Китая.
Когда мы только запускали хобби-маркет, я думал: «Никакого Китая — у нас тут и лес, и лесопилки», а когда вникнул, то оказалось, что даже если напилить и нарезать (хотя, опять же, себестоимость будет очень высокая, потому что никто за миску риса этого делать у нас не будет), то как наладить сбыт? А в Китай идут заказы со всего мира, поэтому со сбытом проблем нет.
Есть ли какие-то тенденции в продаже тканей?
ФЗ: Есть сезонный фактор, поэтому, закупая костюмно-плательные ткани, мы должны ориентироваться на погоду. Если говорить в общем, то заметно, что шить стали больше, потому что подорожала брендовая одежда, и теперь кому-то выгодней заказать гардероб у портного, чем покупать в магазине. И в целом, мне кажется, возрос интерес к рукоделию, поэтому курсы по шитью (в том числе и наши) востребованы, соответственно, и костюмно-плательные ткани продаются хорошо.
НЗ: Но, если говорить о тенденциях, заметно сократились продажи портьер и тюля. Почему? Потому что рынок недвижимости просел: строят меньше, квартир покупают меньше, соответственно, и штор продается тоже меньше.
Я читала отзывы о ваших магазинах и, вы не обижайтесь, иногда о качестве обслуживания люди пишут, что будто возвращаются в Советский Союз (хотя к магазину в ЦУМе это не относится — о нем отзывы очень хорошие). Что-то можете ответить покупателям?
ФЗ: В ЦУМе у нас работает в основном молодежь, но вы поймите: компании 24 года, и у нас есть сотрудники, которые с нами с ее основания. Мы их очень любим, но они уже в возрасте, и как раз из Советского Союза.
НЗ: Но мы читаем все отзывы, и нам приятно, что от нас ожидают высокого уровня обслуживания. Мы стремимся этим ожиданиям соответствовать. Все наши сотрудники проходят обучение, а с недавнего времени у нас появился и штатный тренер-психолог.
Расскажите, что не удалось сделать так, как вы задумывали? Были ли какие-то ошибки при открытии гипермаркета?
НЗ: Сначала мы хотели, чтобы все три этажа позиционировались как «Мир ткани», хотя на первом у нас только товары для творчества, а ткани — на втором и третьем. Но этого не получилось: посетители магазина теряются, им трудно найти то, за чем они пришли. Поэтому сейчас мы переименовали первый этаж в «Хобби-маркет» и будем продвигать площадки под разными брендами.
ФЗ: И еще мы ожидали, что стоит только нам открыть двери, и весь поток по направлению к метро пойдет через нас. Когда строили магазин, люди дергали за ручку: «Когда откроетесь, когда откроетесь?», но когда открылись, оказалось, что рекламы не хватило, а вывеска выше уровня глаз, и ее никто не замечает. Даже спустя два месяца после запуска нас спрашивали: «А вы что, открылись?». Сейчас вовсю работаем над тем, чтоб таких вопросов больше не было.