Число филиалов банка ВТБ сокращается с 52 до 7. Филиалы останутся в столицах феделальных округов, в остальных городах офисы станут операционными. Все новые процессы банк обкатывал в Екатеринбурге.
В результате реформы региональной сети ВТБ сократит «бумажную» работу оперофисов, но добавит им прав по распоряжению кредитными лимитами. Руководитель департамента региональной сети — старший вице-президент банка ВТБ Чаба Зентаи рассказал «ДК», как проходили изменения.
Реформа сети ВТБ стартовала в конце 2010 г., когда Набсовет банка принял стратегию развития до 2013 г. Собственно, документ касался всей Группы ВТБ. Для одноименного банка, за которым всегда был корпоративный бизнес группы, ключевое новшество было одно. Но оно вызвало цепную реакцию перемен по всей региональной сети. А именно — банк сместил главный приоритет и с обслуживания в основном крупного бизнеса переключился на средний, с годовой выручкой от 300 млн до 10 млрд руб. В ВТБ смысл перемен описывают как «переход от банка уникальных сделок к основному расчетному банку для регионального бизнеса».
Одним из ключевых моментов реформы сети стало преобразование бэк-офиса ВТБ. При взгляде извне — поменялось немногое. Зато внутри банка, например, создана единая база электронных досье клиентов. К этим досье могут обращаться сотрудники филиалов и допофисов ВТБ от Калининграда до Владивостока, когда им поступают заявки от аффилированных компаний из разных городов. Так банк стремился улучшить технологию принятия решений, с одной стороны, и получить более объективное представление о связанных заемщиках — с другой. К началу июня 2012 г. ВТБ готов запустить новый формат бизнес-процессов по всей стране, говорит Чаба Зентаи, старший вице-президент банка.
Екатеринбург стал главным полигоном
Г-н Зентаи, курирующий региональную сеть, последний год — в разъездах. За это время во многих региональных представительствах банка ВТБ сменились управляющие (последняя смена произошла 17 мая во Владивостоке). Чаще других старшему вице-президенту пришлось посещать екатеринбургский филиал, который прошлой осенью возглавил Андрей Волчик. Именно в Екатеринбурге проходили испытания все проекты банка, связанные с реформой сети.
ВТБ анонсировал, что по итогу реформы у него останется только семь базовых филиалов по стране в крупных городах, остальные представительства станут допофисами. По какому принципу банк выбирал города базирования филиалов?
— Очень просто. Мы пошли по административным центрам федеральных округов. За двумя исключениями: в Центральном округе базовым городом станет не Москва, а Воронеж, а в Сибири — не Новосибирск, а Красноярск. В Красноярске сильнее команда и, как следствие, объективно лучше результаты бизнеса и все показатели. В остальном — как есть: на Дальнем Востоке базовым филиалом станет Хабаровск, в Приволжье — Нижний Новгород, на Северном Кавказе — Ставрополь, в ЮФО — Ростов-на-Дону. Соответственно если речь об Урале — базовый филиал ВТБ будет в Екатеринбурге, и его зона ответственности — весь УрФО. А вот в Челябинске, Тюмени, Кургане, Сургуте, Новом Уренгое будут оперофисы. Как и в Самаре, например, если речь о Поволжье.
На каком этапе реформа сети сегодня?
— На заключительном. Эти семь городов — окончательная стадия, то, к чему ВТБ сейчас приходит. Тут одновременно идет множество процессов. Так, независимо от базовых филиалов мы организуем три региональных центра операционной поддержки (ЦОП) — «Восточный» в Улан-Удэ, «Западный» в Воронеже и «Центральный» в Нижнем Новгороде. Эти центры с функциями бэк-офиса будут обслуживать всю сеть ВТБ.
Эти тонкости имеют значение для клиентов ВТБ?
— В идеале — нет. Кроме того что все должно работать быстрее и лучше, конечно. Речь о внутренних изменениях. Они нацелены на то, чтобы, сократив расходы, добиться более внушительных бизнес-результатов.
Как распределятся функции между филиалами, допофисами и ЦОПами?
— Только в базовых филиалах остается собственная бухгалтерия и корсчета. Но с точки зрения клиентов, филиалы ничем не отличаются от региональных оперофисов. На местах остаются функции продаж, клиентская работа, весь кредитный процесс (от анализа заемщиков до кредитных решений), валютный контроль, операционные залы. И естественно, внутренние функции — юридическое сопровождение, внутренний контроль, служба безопасности.
В таком случае — что меняется?
— Возьмем для примера выдачу кредита. Операционный офис сможет провести первые переговоры с клиентом, договориться о сделке, проанализировать заемщика, принять решение о выдаче кредита. Но обеспечительную документацию будет готовить не оперофис, а ЦОП. Когда клиент получил кредит, он должен его потратить. Обработка этих платежных поручений — тоже функция ЦОП, как и обработка платежей, когда клиент будет погашать кредит. Раньше каждый офис это делал сам — и у нас была масса разрозненной информации о клиентах по всей стране. С развитием технологической базы у ВТБ появилась возможность объединить сведения. В итоге ЦОПы составят совершенно отдельную структуру. Она напрямую будет подчиняться головному офису банка. При этом Екатеринбург — особо важный для сети ВТБ город.
Почему?
— Потому что все пилотные проекты, буквально все, которые у нас есть, тестировались здесь. Так, 5 марта закончен тест новой оргструктуры, с 4 апреля работает централизация расчетов. Прошел «пилот» по временному ЦОПу, он здесь запущен в боевом режиме с конца апреля. В июне начнется присоединение Челябинска, и это тоже станет примером создания операционного офиса.
Что значит «присоединение Челябинска»?
— Если раньше весь комплекс работ по заключению кредитного договора для челябинских заемщиков проводился в Челябинске, то начиная с июня вся проверка документации по досье клиента будет проводиться уже в Екатеринбурге. А на месте клиент будет только подписывать бумаги.
Допустим, клиентские предприятия в рамках одной группы работают в Екатеринбурге и в Челябинске. Целесообразно ли челябинцам обращаться за кредитом в офис Екатеринбурга просто потому, что здесь быстрее пойдет принятие решений?
— Нет. Потому что кредитный комитет в Челябинске будет работать, как и раньше. Тут важно другое. Банк часто имеет дело с компаниями, у которых головной офис, например, в Челябинске, а еще есть подразделения в других крупных городах — скажем, в Уфе, Омске, Екатеринбурге, Перми и Казани. Нормальное распределение для среднего бизнеса. Допустим, такой клиент обратится за кредитом в Челябинске. Клиент-менеджеры банка, зайдя в новую систему, увидят досье на все подразделения компании во всех городах сети. И смогут проанализировать бизнес этой компании более качественно. И затем с большей точностью предложить необходимые условия и продукты.
ВТБ пересмотрел средний бизнес
Стратегия ВТБ с 2010 г. корректировалась. Например, год назад к новой целевой группе, среднему бизнесу, в банке относили компании с годовой выручкой от 90 млн руб., а сегодня точка отсечения — на уровне 300 млн. «Мы пришли к тому, что 300 млн руб. — это граница, на которой существенно меняется и характеристика клиентов, и характер сделок, — поясняет Чаба Зентаи. — Все, что меньше, — малый бизнес, которым в Группе ВТБ профессионально занимается ВТБ 24. За нами — средний бизнес. И крупный, естественно».
Так или иначе, в 2011 г. ВТБ заявлял, что теперь в большей степени ориентируется на компании с годовой выручкой до 10 млрд руб. Но крупному банку сложно быть гибким. На сегодня это переключение внимания состоялось?
— Полагаю, да. Если смотреть на количество утвержденных с начала 2012 г. сделок, именно в сегменте среднего бизнеса их существенно больше, чем за аналогичный период прошлого года. На конец апреля екатеринбургский филиал выдал среднему бизнесу порядка 800 млн руб. кредитов. Для регионального филиала это хороший показатель.
Сегодня целый ряд банков из российского топ-10 централизуют бизнес-процессы. Но изменения не всегда приносят позитив. На бытовом уровне — узнать в местном офисе судьбу платежки, которая отправилась в новую централизованную бухгалтерию, порой невозможно. Или, если речь о розничном бизнесе, — в оперофисах не хватает кредитных экспертов: их сократили.
— Я бы тоже не сказал, что реформы проходят безболезненно. Но когда ты имеешь дело с масштабной кампанией, есть простой принцип. Кампанию просто необходимо делить на отдельные проекты. Так, отдельный проект по отчетности в режиме онлайн показывает банку результаты любой сделки с любым клиентом. Повторю: любой документ, который получает ВТБ, хоть в Нижнем Тагиле, хоть в Магадане, по любой банковской операции, — отслеживается с момента получения. И каждый шаг клиента виден — в каждом регионе страны.
Что-то вроде истории отношений банка и клиента?
— Да. Электронное досье клиента, к которому мы пришли, — это для нас полная история отношений с тем или иным предприятием или собственником. Если зайти в досье из филиалов или оперофисов сети ВТБ, то можно посмотреть в единой системе, где находится та или иная бумага. Поэтому потеря платежек и прочие негативные эффекты исключены.
Это вопрос обмена информацией между офисами ВТБ.
— Именно. Ведь одно дело, когда речь о разовой пересылке документов, а другое — полноценное обновляемое досье.
Не секрет, что филиалы ВТБ до реформы не могли распоряжаться значительными кредитными лимитами, решения по крупным ссудам принимались в Москве. В этом смысле что-то изменилось?
— Кредитная процедура — не часть реформы сети. Кредитные комитеты на местах остаются при своих полномочиях. Решения, которые сейчас требуют подключения кредитного комитета в Москве, остаются за Москвой. Но постепенно полномочия расширяются. Так, в Екатеринбурге на сегодня нет сделок, которые нужно согласовывать с кредитным комитетом в Москве. Все решается на месте.
Однако сразу после назначения на пост управляющего филиалом Андрей Волчик в интервью «ДК» заметил: «Простор для инициатив есть, лимитов — ноль».
— Сейчас офис в Екатеринбурге вправе принимать решения о выдаче кредитов на срок до пяти лет. На момент прихода Андрея этого не было. Или — вправе выдавать, в зависимости от рейтинга клиента, до 800 млн руб. — раньше лимит был на уровне 350 млн. Кроме того, если заемщик качественный и обеспечение на высоком уровне, екатеринбургский филиал вправе принять решение о кредите без поручительства ключевых собственников. То же самое происходит в семи других городах, которые становятся региональными центрами ВТБ.
В октябре прошлого года ВТБ заявил: к 2013 г. оптимизация работы региональной сети приведет к сокращению сотрудников в регионах с 5,5 до 4 тыс. Насколько уменьшен штат сегодня?
— Как посмотреть. В целом по Группе ВТБ сокращений не происходит. Потому что если ВТБ убирает некоторые функции, то другие члены группы — в розничном или инвестиционном блоке — наоборот, нуждаются в расширении штата. В некоторых городах сотрудники переходят из ВТБ в ВТБ 24, например. Плюс мы контролируем Банк Москвы и Транскредитбанк, так что возможности продолжать карьеру есть. Хотя справедливости ради отмечу, что эти переходы сотрудников массовыми не назвать.
Но в сети ВТБ число сотрудников все равно уменьшится. Это способ сократить затраты?
— Успех любой реформы измеряется финансовым результатом. Если хочешь добиться большей эффективности, надо увеличивать либо расходы, либо КПД сотрудников. Мы выбрали второе. Было бы глупо с нашей стороны сегодня сокращать, а завтра снова набирать людей. Поэтому мы стараемся так вести реформу, чтобы объем бизнеса рос быстрее, чем требовалось сокращать ресурсы. Финансовые результаты Группы ВТБ позволяют сохранить профессиональную команду и наращивать бизнес. Не у всех банков есть такая роскошь. Но это правильнее, чем просто резать косты.