«Если о том, что вы умираете, вам сообщит компьютерная программа, это значит, что вы умираете как бедняк в цифровой экономике». Как живое человеческое общение становится прерогативой богатых людей.
Еще десять лет назад большие экраны гаджетов были уделом избранных. В 2019 г. признак роскошной жизни — отказ от них. О том, как живое человеческое общение стало роскошью, пишет The New York Times. DK.RU публикует перевод статьи.
— В домах престарелых в США пожилые люди радуются питомцам — кошкам или собакам, которые живут на экранах их планшетов. Они дают изображениям зверей трогательные имена, показывают фотографии со свадьбы и разговаривают с ними обо всем на свете. Конечно, они понимают, что это выдуманный друг, но все равно радуются общению с ним и возможности заботиться о ком-то.
Это только один пример того, как реальная жизнь, физический опыт общения, жизни и смерти, все чаще становится уделом богатых. Беднякам же остается проживать жизнь на экранах различных устройств.
Смартфоны и планшеты стали дешевы сами по себе, при этом они способны делать более дешевыми многие вещи. Любое место, в котором можно разместить экран (классные комнаты, больницы, аэропорты, рестораны), может сократить расходы. И любая деятельность, которая может произойти на экране, становится дешевле. Сама текстура жизни, тактильный опыт становится гладким стеклом.
Читайте также: «Мы начнем редактировать людей в ближайшие годы. Это неизбежно. Инструменты уже есть»
Богатые люди не хотят такой жизни, они начали избегать экранов. Эти люди не хотят, чтобы их дети играли с моноблоками и обучались, глядя на учителя на экране. Люди стоят дорого, но обеспеченные люди готовы платить. Живое общение: жизнь без телефона в течение целого дня, отказ от соцсетей, проверка почты только раз в день — стало символом привилегированного статуса. Все это говорит об одном: живой человеческий контакт становится роскошью.
Поскольку в жизни бедных появляется все больше экранов, они исчезают из жизни богатых. Чем вы богаче, тем больше вы тратите, чтобы быть за кадром.
Милтон Педраса, исполнительный директор Института роскоши, консультирует компании на тему желаний самых богатых людей этого мира. Он обнаружил, что состоятельные люди все чаще хотят тратить деньги на что-нибудь человеческое. Его компания провела исследование, которое показало: предполагаемые расходы на путешествия и питание опережают расходы на различные товары. Педраса видит в этом прямую реакцию на распространение экранов.
Сейчас все важнее становится человек, его жизненный опыт, как можно более яркий. Подумайте о том позитиве, который заставляет вас испытывать сеанс массажа. Сейчас многие отрасли начинают работать над тем, чтобы сделать жизнь человека более яркой, более «жизненной», — говорит исследователь.
Эти изменения произошли очень стремительно. Бум персональных компьютеров пришелся на 1980-е годы, тогда наличие дома технологичного устройства было признаком власти и богатства. Сегодня, если вы действительно на вершине иерархии, вам не нужно никому срочно отвечать по электронной почте или по телефону. Другие должны ответить вам.
Радость — по крайней мере, поначалу — от интернет-революции носила демократический характер. Facebook — это тот же Facebook, будь ты богат или беден. Gmail — это тот же Gmail. И все это бесплатно. В этом есть что-то массовое, а потому непривлекательное. Дополняют ситуацию назойливая реклама и частые утечки информации. Богатые люди могут позволить себе отказаться от передачи своих данных корпорациям, представители бедного и среднего классов не могут себе этого позволить.
Экраны устройств некоторые исследователи сравнивают с фаст-фудом:
Отказаться от фаст-фуда сложнее, если это единственный ресторан в городе. Точно так же отказаться от экранов сложнее для бедного и среднего класса. Даже если кто-то хочет быть не в сети, это часто невозможно.
Экраны с рекламными роликами установлены на улицах, в ресторанах и даже в автобусах, дети в школах смотрят записанные лекции, а не общаются с реальным учителем, работника, в конце концов, могут наказать за то, что в выходные он отключил телефон. Существует также вероятность того, что в нашей культуре растущей изоляции, в которой исчезло так много традиционных мест сбора и социальных структур, экраны заполняют образовавшуюся пустоту.
Комментируя материал NYT, Кирилл Мартынов*, философ, специалист в области современных политических теорий, аналитической философии и социологии, пишет:
— Мы говорим цифровая экономика, а подразумеваем экономика услуг для бедняков. Вы бедный, если ваш врач консультирует вас по интернету, а не в ходе личной встречи. Бедный, если ваши дети учатся онлайн, а не у оффлайновых преподавателей. Бедный, если покупаете товары онлайн, а не в красивом магазине в центре города.
Если вы по-прежнему получаете услуги от живых людей или имеете возможность общаться с ними, значит, скорее всего, вы представитель новой элиты, престижное потребление которой заключается в отказе от цифровых услуг в пользу оффлайновых.
Бедные покупают в кредит айфон, богатые отказываются от смартфонов. Бедные стараются сделать так, чтобы их дети умели пользоваться компьютерами, богатые предлагают своим наследникам частные школы, где обучение строится на общении между людьми.
Если о том, что вы умираете, вам сообщит компьютерная программа, это значит, что вы умираете как бедняк в цифровой экономике.
* - выполняет функции иностранного агента