Меню

Вы чьим советам доверяете во время кризиса?

Геннадий Чернавцев директор уральского филиала ОАО «Ростелеком» Проработав в компании 20 лет и пережив два кризиса, я привык опираться не на чужие советы, а на собственный опыт и интуицию. После

Директора книжных магазинов признаются, что жители Екатеринбурга ежедневно спрашивают у продавцов «Капитал» Карла Маркса — горожане перенимают опыт европейцев, пытающихся найти спасение от кризиса в литературе. Местных руководителей труды Карла Маркса не сильно привлекают: бизнесмены либо используют другие источники информации, либо вообще слабо прислушиваются к мнению авторитетов.

Геннадий Чернавцев
директор уральского филиала ОАО «Ростелеком»
Проработав в компании 20 лет и пережив два кризиса, я привык опираться не на чужие советы, а на собственный опыт и интуицию. После распада СССР «Ростелеком» начал строить международные линии связи практически с нуля. Кредитная линия была открыта в долларах. Было тяжело, но мы справились. В 1998 г., когда я работал в Петрозаводске, руководство было вынуждено перевести всех на неполную рабочую неделю. Но сотрудники единогласно решили работать полный день за половину зарплаты. Мой совет в ситуации кризиса прост: трезво смотреть на вещи и не впадать в панику.

Антон Воробьев
управляющий партнер компании «ФИНЭКС Качество»
Мы консультанты по управлению и сами должны давать советы своим клиентам, в том числе во время кризиса. Учитывая негативный опыт финансовых консультантов и аналитиков, которые изрядно подмочили свою репутацию в последнее время, мы не стремимся раздавать советы направо и налево. Осторожно рекомендуем пересматривать стратегии (так как меняется ситуация на рынке), снижать операционные затраты (потому что уменьшается выручка), работать над усилением лояльности клиентов (снижается спрос на продукты и услуги).

Андрей Ревков
директор макрорегиона «Урал» МТС
От весьма авторитетных экспертов я слышу совершенно разные прогнозы, поэтому не могу выбрать один источник. Изучаю несколько мнений и оценок, вспоминаю о собственном опыте и потом формирую свою позицию. Чаще роль советчика приходится играть самому — руковожу большим штатом сотрудников. Некоторые работники из-за кризиса впали в легкую панику. Я пытаюсь донести до коллег, что никаких объективных предпосылок для беспокойства нет: сворачивать программы развития сети или сокращать штат мы не планируем.

Наталия Оборина
директор туристической фирмы «ЭЛИТА Трэвэл»
Руководитель одного из московских туроператоров посоветовал отбросить страхи и решиться сменить офис. Поэтому кризис у нас пришелся на переезд в новое помещение. Рекомендую всем! Строители, стройматериалы, коробки, документы, грузчики, мебель Опять строители, коробки, мебель — и так четыре дня подряд. За этой суматохой о кризисе я вовсе забыла. В новом офисе как будто и жизнь забила ключом. Главное, чтобы наши клиенты не испугались и не разбежались.

Сергей Бузунов
генеральный директор риэлтор­ской компании «Метрополия»
Я тщательно слежу за индикаторами — показателями фондового рынка, валютными курсами. Они часто могут подсказать, что необходимо сделать. Но больше я опираюсь на инсайдерскую информацию: активно узнаю, что происходит в компаниях, общаюсь не только с руководителями, но и с простыми сотрудниками. В результате иногда получаю противоречивые сведения. Приходится включать свою интуицию и искать того, кому выгодно распространять негатив.

Денис Тушков
коммерческий директор салона-мастерской «Леонтия»
Доверяю советам предпринимателей, которые пережили 1998 г., а потом достигли еще более ошеломляющего успеха. У меня есть несколько знакомых такого рода — они занимаются инвестициями и производственным бизнесом. Все они в один голос говорят: «Не паниковать!» Поэтому я не делаю резких движений, пытаясь, например, избавиться от активов. Вообще, кризис — идеальное время для новых старт­апов: положение игроков активно меняется, поэтому можно протиснуться, заняв свою нишу.

Дмитрий Гусев
генеральный директор квартирного бюро «Ярмарка»
Я к советам максимум прислушиваюсь, но делаю по-своему. Подсказки может дать сам рынок. После того как банки начали сокращать выдачу ипотеки, я понял, что нужно перестраивать работу. Мы переключились с заемщиков на клиентов, которым необходимы другие услуги — подбор, обмен, продажа. Пока мы фиксируем отложенный спрос на ипотеку и займемся ею активно уже после кризиса.