«Самым логичным было приехать из Кембриджа именно в Екатеринбург». Почему талантливый финансовый аналитик и создатель уникальной нейросети для оценки потенциала людей предпочел делать бизнес на Урале.
Он уверяет, что ничего удивительного в переезде из Кембриджа, чтобы работать и делать бизнес в Екатеринбурге, нет. Напротив, это логично и позволяет создавать самые крутые проекты.
То, как работает его бизнес, могут понять далеко не все, потому что по сравнению с традиционным «купить подешевле, продать подороже» это находится просто на другом конце деловой вселенной. Он оперирует понятиями «нейросеть» и «социология конфликта» и предлагает клиентам вчитываться в объемные наукоемкие тексты — а чтобы их понять, сначала нужно ознакомиться со специально для них составленным словарем. И клиенты читают, а потом покупают то, что не могут потрогать. Артем Аментес, создатель компании «Социальный Код», рассказал DK.RU историю своего превращения в предпринимателя и создания компании.
Начнем с начала: как вы пришли в бизнес?
— По профессии я аудитор, финансовый аналитик. После получения базового образования два года учился в Кембридже в Школе бизнеса лорда Ашкрофта, которая входит в Anglia Ruskin University. Этот университет в 2012 году завоевал первое место по филологии и психологии в Англии. Моя магистратура была посвящена бизнес-анализу и аудиту. В период учебы я активно принимал участие в различных бизнес-сообществах и даже участвовал в организации конференции по социальному предпринимательству. Из этой научной работы и появился «Социальный код». Словосочетание довольно распространенное и не самое говорящее, но оно четко передает суть нашего начинания. Мы создаем нейросеть, которая помогает обрабатывать информацию о людях.
Я читал ваши описания проектов и кейсов. Для неподготовленного человека очень сложно. Можно простыми словами про вашу услугу?
— Если выделить главное, то «Социальный код» — это инструмент оценки клиентов и работников. Мы разработали систему анализа данных человека по двум самым популярным тестам, которые используют для профориентации во всем мире — MBTI и Кейрси. Мы мгновенно определяем тип, строим графики ориентации сознания по тем же MBTI и Кейрси, а также описываем психотип понятным для непрофессионалов языком. Мы говорим, как лучше работать с этим человеком, что он реально может, а что — нет. Иными словами, мы способны с высокой точностью определить показатели, которые скажут: нужен вам этот человек в компанию или нет. И через систему поиска целевых клиентов можно найти похожих клиентов и работников в свою команду. Система ранжирует отобранные профили по схожести с эталоном и помогает определить ключевые факторы успешного контакта с этим человеком.
Как возникла эта идея?
— Резкий контраст социального мира в Англии и в России заставил меня задуматься, а как вообще формируется наше общество. Эта разница культур натолкнула меня на мысль, почему мы все разные, почему так по-разному живем. Чтобы облачить все это в некую словесную форму, я назвал это социальным кодом, то есть неким алгоритмом, по которому происходит социализация людей в обществе, по тому, как функционирует общество, течет информация по нему. В 2015 г. я создал компанию в Англии, мы начали прокачивать услугу, но в моем понимании это шло слишком медленно. Поэтому я решил приехать обратно в Россию, именно в Екатеринбург, чтобы развивать социальный код на российском рынке. В «Социальном коде» — как в базе и автоматизированной системе — можно заниматься подбором людей с внешнего рынка, а можно подбирать из существующей команды наиболее подходящих людей для решения задач.
Расскажите, как, собственно, Англия вообще возникла в вашей жизни?
— Для меня Англия — это вызов. Я очень рано стал увлекаться английским языком. В школе мне говорили, что способностей у меня нет, и это было вызовом, одним из первых, который я ощутил на себе. Поэтому я из упорства поступил на специальные курсы, чтобы получить профильный сертификат и доказать, что английский и Англия — это мое. Окончив школу и отучившись в вузе, поначалу я пошел работать в Министерство труда. Но карьера чиновника не привлекала, хотелось чего-то больше. И вот тут как раз я вспомнил про свое увлечение.
Я с немалым трудом собрал документы и решил поступать в магистратуру в английский вуз. Российский диплом вполне себе котируется, достаточно его просто перевести, я собрал документы, написал мотивационное письмо, взял две рекомендации и отправил их в несколько вузов — в Шеффилд, Брайтон и в вуз в Кембридже. Конечно, из всех вузов, откуда пришел ответ, я выбрал тот, что находился в Кембридже. Почему? Магия названий или чистая случайность: в России я проходил кембриджские курсы, и подумал, что это символично.
Учиться в Англии было для меня мечтой, изучать любимые мною финансы в Англии — двойной мечтой. Мне говорили, что это сложно и дорого, но оказалось, что все намного проще. В итоге, проучившись несколько лет, окончил магистратуру с отличием и, конечно, старался по ходу обучения максимально активно обрастать связями, делать различные дополнительные проекты, чтобы больше погрузиться в тамошнюю деловую среду.
И в чем ее отличия от российской?
— В Англии есть культ личной ответственности за все. Это именно что культ, принципы, которые прививаются с детства. Тебе говорят, что ты можешь быть человеком, который влияет на ход вещей, берет ответственность за свою жизнь и может сделать что-то для всех. Меня поражали люди, у которых были различные инвалидности, отклонения в развитии, которые пережили клиническую смерть, которые были парализованы. Они приходили на мероприятия по бизнесу, они открывали свои компании, они начинали что-то делать, менять свою жизнь и жизнь таких, как они. Мне очень нравились мероприятия, которые мы проводили на базе института, используя его ресурсы. Любой студент мог арендовать аудиторию, полностью оборудованную электронными возможностями. Было некое студенческое сообщество, которое проводило коммерческие услуги и помогало студентам в их начинаниях. Вообще появление любых сообществ и объединений людей — важная особенность того, что я увидел, и что легло в основу моего бизнеса. Работа с социумом — как ключевой потенциал любого проекта.
Вообще, конечно, в Англии большая поддержка любым начинаниям. Что бы ты ни придумал, тебе всегда скажут — классная идея, давай, действуй. Формат общения у них неформальный, всегда это больше дружеское общение, неважно, кто перед тобой — студент, профессор или преподаватель. Но — и это очень важно — в то же время деловая среда очень консервативна, особенно для людей из другой страны. То есть чтобы войти в бизнес-сообщество, чтобы с тобой имели дело, надо иметь определенные качества, знать культуру, в определенной степени это национальный протекционизм.
Получается, вы все же не прижились и решили вернуться.
— Совсем нет. Если быть точным, то нужно сказать, что я живу и тут, и там. Потому что свою компанию я сначала создал в Англии, и есть как российский, так и британский «Социальный код». Свои исследования мы завершили еще в Англии и уже создали продукт, который вышел на рынок — Social Genom. Но тут нужно понимать важную вещь: любой бизнес на рынке в Великобритании развивается медленнее, чем в России. В России достаточно высокая динамика и большая емкость рынка, значит, у нас сроки окупаемости быстрее и прибыль от деятельности выше. Здесь просто нескончаемые просторы для работы. Наш рынок еще может поглощать новые продукты и услуги. Я много путешествую, видел очень много городов в России, и могу сказать, что Урал — это место, где рождаются крутые IT-проекты. Поэтому приехав с «Социальным кодом» в Россию, гораздо лучше было приехать в Екатеринбург, нежели в Москву, поскольку сама социальная структура Екатеринбурга способствует развитию IT-продуктов.
Российский рынок оправдывает ожидания? Как рост показателей у молодого бизнеса?
— Мы растем быстрее, чем в Англии, но, конечно, хочется еще. Мы, по сути, разработчики продукта, а я — его главный продавец. Сейчас в команде шесть человек, общая капитализация нашей интеллектуальной деятельности в России — порядка 30 млн руб. Много это или мало? Не знаю. Для кого-то, полагаю, скромные цифры, но для меня важно, что я являюсь бизнесменом в первом поколении своей семьи. И что сопоставление разных обществ и моя научная работа в магистратуре позволили вообще создать и запустить такой проект. Сейчас у меня молодой, но прибыльный бизнес, представленный в двух странах. Достиг я чего-то уже? Думаю да, учитывая, что мы продаем сложный и очень наукоемкий продукт. Я уверен, что он базируется на самых простых и важных наших социальных свойствах, и у этого инструмента большое будущее.