Елена Новомейская, директор Международной школы бизнеса Если клиент не может выплатить всю сумму сразу, то даем отсрочку. Бывали случаи, когда прощали небольшую часть задолженности, оформляя ее к
Елена Новомейская, директор Международной школы бизнеса
Если клиент не может выплатить всю сумму сразу, то даем отсрочку. Бывали случаи, когда прощали небольшую часть задолженности, оформляя ее как скидку. Переживаем, если возникают конфликтные ситуации с нашими постоянными клиентами или партнерами. Одна солидная компания, работающая в нашем городе в сфере услуг, не может рассчитаться с долгами уже два года. В течение этого времени мы продолжали сотрудничество, но, конечно, не в таких объемах, как раньше. Сейчас, поняв, что клиент не собирается гасить задолженность, разрываем с ним всякие отношения. Естественно, своих партнеров мы оповестили о поведении этой фирмы.
Надежда Гаркуша, руководитель отдела по работе с операторами «Урал Релком»
К должникам мы относимся достаточно лояльно: принимаем гарантийные письма, документально оформленные просьбы о рассрочке платежа, вплоть до «личных» гарантий. Клиенту дается время на оплату, иногда услуги частично «замораживаются», но договор не расторгается — иначе теряются раскрученное доменное имя, электронный адрес, интернет-канал. Нам гораздо важнее сохранить клиента для дальнейшего сотрудничества, чем «стрясти» с него полтора рубля.
Андрей Козлов, гендиректор компании «Евро-Офис-2000»
В 80% случаев продолжаем сотрудничать, так как наши должники — нефтяные компании или государственные организации. Поставим мебели на 1 или 10 млн руб. и ждем. У нас на предприятии выработана процедура «борьбы» с невыплатами: пишем одно-два письма, пару предарбитражных предупреждений, и, как правило, после этого клиенты начинают деньги перечислять на наш счет.
Игорь Мратов, директор компании «Альфа-Телеком»
Мы не всегда работаем с предоплатой, поэтому должники у нас есть. Запасаемся терпением и методически напоминаем им о себе. Если заказ был значительным, какие-то небольшие задолженности, например, за монтажные работы в размере 1000 руб., прощаем. Бережем нервы и время, остается лишь неприятный осадок.
Александр Кугушев, заместитель директора юридической компании «Паритет»
Всегда обращаемся в суд. Хотя у нас был случай, когда мы этого не сделали по техническим причинам: договор с физическим лицом переоформлялся и итоговый вариант человек выкрал. Выиграть дело шансов у нас не было, и долг мы «простили». В нашей практике бывают безнадежные ситуации, и, если вернуть долг очень сложно, берем «товаром». Сейчас ведем дело по задолженности башкирского «Низковольтника» перед одной уральской фирмой за поставку металла. Перечень товара составлен, но получить его наш клиент так и не может.
Евгений Новоселов, директор агентства недвижимости «Новосел»
Заключаем дополнительное соглашение по реструктуризации долга. Если компания исправно выполняет по нему обязательства, сотрудничать, конечно, продолжаем. Сейчас в работе находится подобный вариант: человек выплачивает нам определенную сумму еженедельно. В суд не обращались ни разу. Наше агентство входит в ассоциацию «Уральская палата недвижимости», внутри которой есть эффективные рычаги урегулирования подобных проблем. Хотя небольшие суммы все же прощали, но выводы для себя делали.
Михаил Печатников, директор компании «Прайм-Информ»
Если есть объективные причины невыплаты, пытаемся решить проблему конструктивно, в «субъективных» случаях — обращаемся в суд. Но чаще всего просто даем отсрочку по выплатам. Например, фирма должна была небольшую сумму — около 20 тыс. руб., но погасить ее не могла — готовилась к международной выставке и не имела свободных денег. Через месяц долг был ликвидирован. Другая фирма, с которой мы судились, отдает нам деньги уже в течение пяти лет.
Виктор Токмаков, директор компании «Квадрум»
Продолжаем сотрудничать. Деньги рано или поздно все равно получаем, в суд обращаемся крайне редко. Если бы мы не были терпимы к должникам, потеряли бы половину наших постоянных клиентов. Иногда мы работаем в долг: предоставляем расходные материалы партнерам, которые получили срочный заказ и пока не могут расплатиться с нами. В среднем долг не должен превышать 50 тыс. руб.