Меню

Вячеслав Брозовский:«Городская экономика — социально ориентированная, популистская и неэффективная»

досье Вячеслав Брозовский Родился 8 октября 1972 г. в Березов­ском Свердловской области. ОБРАЗОВАНИЕ: 1990-1995 гг. — Уральская государст­венная горно-геологическая академия, «Шахтное и подземное

В кризис город, как и любая компания, теряет в доходах. Его клиентура — предприятия-налогоплательщики — беднеет, не платит или уходит к конкурентам. Устоявшиеся правила работы городской власти не особенно способствуют лояльности клиента. И чтобы не остаться без бюджета, Вячеслав Брозовский, глава Березовского, использует свои методы: закрывает глаза на мелкие проступки бизнеса, прячет предпринимателей от налоговиков, ищет работу уволенным и занижает прогноз по городским доходам — дабы не зарезали областные дотации.

досье
Вячеслав Брозовский
Родился 8 октября 1972 г. в Березов­ском Свердловской области.
ОБРАЗОВАНИЕ: 1990-1995 гг. — Уральская государст­венная горно-геологическая академия, «Шахтное и подземное строительство», горный инженер-строитель;
2004 г. — Международная академия современных знаний, программа «Как эффективно провести реформу местного самоуправления».
КАРЬЕРА: август 1992 г. — сентябрь 1993 г. — ученик проходчика (шахтостроительный трест «Бокситстрой», шахтостроительное управление № 3, Североуральск), каменщик (Березовское шахтостроительное управление);
1995-2004 гг. — владелец и генеральный директор ГК BROZEX;
с марта 2004 г. — глава Березовского городского округа.
СЕМЬЯ: женат, воспитывает двоих сыновей.
ХОББИ: автоспорт, футбол.

Почему предприятиям нельзя давать денег на оплату труда?
Как обойти правила муниципального аукциона?
Зачем мэрия Березовского прячет бизнесменов от налоговиков?
За что Брозовский хочет уволить Кудрина

Березовский — действующая модель Екатеринбурга в масштабе 1:20 — утверждает Вячеслав Брозовский. Экономика схожа. Ни в Екатеринбурге, ни в Березовском нет градообразующего предприятия-гиганта, за счет которого полностью формируется муниципальный бюджет. Не относятся они и к категории городов-реципиентов, кормящихся поступлениями из областного бюджета. И Екатеринбург, и его спутник держатся на деньгах множества больших, малых и средних предприятий. В соотношении 50:30:20.

В этих условиях муниципалитет — сервисная компания с размытой клиентской базой, рассуждает г-н Брозовский. Доход идет с физических и юридических лиц. Продукт — нормальные условия жизни в городе. Повышать эффективность деятельности — значит структурировать базу и удовлетворять наиболее влиятельные группы клиентов. Иначе уйдут к конкурентам — мигрируют в тот же Екатеринбург.

Коммунальный бардак — из-за заниженных тарифов

Правила игры для мэрии устанавливает федеральная власть. Менять условия работы с населением муниципалитет почти не может, расстраивается Вячеслав Брозов­ский. Характеризуя экономику большинст­ва городов, глава Березовского подбирает три эпитета: «социально ориентированная», «популистская» и «неэффективная».

Чтобы появилась адекватная запросам горожан услуга, чтобы условия жизни стали приличными, систему нужно менять в корне, настаивает он. А начать стоит с тарифов, причем буквально на все услуги городской инфраструктуры.

— На качественную услугу у меня сейчас банально не хватает денег. Если продолжать сравнение мэрии с сервисной компанией, то мой клиент платит цену, которая ниже себестоимости. По­строит у меня человек дом за $1 млн, а за инженерные сети заплатит $800. А потом претензии начинаются: «Почему трубы ремонтируют редко, почему дороги нормальной нет?»

Слушайте, но ведь так не бывает. Я ведь деньги не печатаю. Если уж ты возводишь себе дом за миллион долларов, то хоть миллион рублей-то отдай на дорогу.

И так везде — недоплачивают. Отдают за коммунальные услуги минимум, а требуют по максимуму.

Платят по установленным тарифам, которые, кстати, ежегодно повышают. Какие могут быть претензии?

— Никаких. Все правильно. Сами тарифы неадекватны. Мы долго-долго не давали им расти. Последние два года мне запрещали поднимать платежи более чем на 20%. В итоге сейчас за кубометр воды житель Березовского платит 6,70 руб. Это же тысяча литров чистой питьевой воды! Любому понятно, что не может она столько стоить. 23,40 руб. — вот минимальная экономически обоснованная цена кубометра.

Тарифы должны расти. В развитых странах за коммунальные услуги семья отдает 30-40% своего дохода.

30% дохода за вот этот унылый вид из окна? А на окраину поехать, там вообще черно-белый «индастриэл».

— Вокруг вас коммунальный бардак потому, что вы недоплачиваете. А недоплачиваете потому, что бардак. И кто-то должен разорвать этот круг. Либо потребитель, либо власть. Федеральная власть этого делать не собирается. Потому — придется нам с вами. Обычная семья за двушку должна отдавать 3,4 тыс. руб. И они потянут, мне кажется. Мама зарабатывает 15 тыс. Папа — 25. В принципе должно хватить.

Я же сейчас вынужден из бюджета города отдавать деньги, которые потребитель недоплачивает. На ремонт крыш ежегодно — 14 млн руб. За газ — 32 млн руб. За электричество — еще 18 млн руб. И так далее. В итоге — 100 млн руб. в год примерно получается.

Похоже, эти цифры у вас крепко в голове засели.

— Я просто эти суммы от других статей расходов отрезаю. А если потребитель сам начнет нормально платить, у меня руки развяжутся. Я на эти 100 млн руб. парковки построю, цветы посажу, звезду на День города привезу. И будут приличные условия жизни, за которые можно отдавать нормальные деньги.

Безработных — к лопате, студентов — в мэрию

Работать с тарифами, а следовательно, с населением нужно было на растущей экономике, вынужден признавать Вячеслав Брозовский. Деньги с повышения муниципального прайса в кризис проглотит дефицит городского бюджета. По доходам мэрии бьет безработица. С начала года число березовчан, состоящих на учете в центре занятости, удвоилось. При этом статистика положение дел не отражает, добавляет г-н Брозовский. Реальное количество безработных в Березовском больше — минимум в два раза, считает он. И всех этих людей сейчас нужно куда-то пристроить.

— Цифры угрожающие. И это еще не конец. Нужны немедленные меры. Всех — на общественные работы. Деньги у центра занятости на это уже есть.

И куда их всех?

— Да куда угодно! Точнее, туда, где есть лопата. Дорожные работы, благоустройство, прокладка сетей Лопата! Пособие по безработице — 4,9 тыс. руб. Плюс еще 4,2 тыс. руб. — оплата общественных работ. В принципе сносная сумма получается.

А человек-то согласится лопатой махать, да и заработок совсем не как у среднестатистического папы, о котором мы уже говорили.

— Может не согласиться, если слабый, если хочет отдохнуть. Причина хорошая: я не виноват, меня уволили. Нынешние безработные вообще мало замотивированы на какой-либо труд. Понятно, что первым делом компании избавились от балласта. Уволили бездельников. На общественные работы такие не пойдут.

Чуть позже выставили работников в принципе удовлетворительных, но склонных к тунеядству. Например, мужчина 55 лет. Карьерного роста у него уже не будет. Личная жизнь тоже не очень сложилась. К алкоголизму и безделью такой предрасположен. Но на предприятии за ним следили. Начальник цеха присматривал и расслабляться не давал.

А мы за ним так глядеть не сможем. Каждого не проконтролируем. Потому я сейчас разговариваю с собственниками предприятий, с директорами. Как могу прошу, чтобы затянули пояса и постарались удержать как можно больше работников. А то пропадут, сопьются.

Может быть, тогда не нужно деньги на общественные работы направлять? Может, лучше предприятиям эти средства напрямую отдать, чтобы не допустить массовых увольнений?

— Не сработает. На таких условиях любой грамотный предприниматель тут же выставит декларацию о том, что он планирует уволить 80% персонала.

А что делать?

— Я считаю, нужно срочно принимать закон, понуждающий к общественным работам. К лопате! Всех! Уволили — иди убирать мусор. Не хочешь — до свидания, никакого пособия по безработице не получишь. А иначе безработицу не удержим. А где безработица — там и криминал. Это никому не нужно.

Сейчас еще выпускники из вузов вернутся. Их тоже нужно куда-то пристраивать. Но здесь попроще. Мы решили со­брать их в специальный муниципальный молодежный отряд.

Возьмем 200-250 бывших студентов и отправим их волонтерить по мэрии. Будут бумаги из кабинета в кабинет таскать, на рецепции их посадим, займем работой с населением. Семинарить их будем всячески. Банду такую из них собьем. Талант­ливых трудоустроим.

У вас есть вакансии?

— Вы знаете, свободных мест в штате у меня никогда не было. Но если вижу человека, который может быть полезен, я его на работу приму.

Стоимость муниципального заказа можно ополовинить

Главный клиент сервисной компании «Муниципалитет г. Березовского» — средний бизнес, утверждает Вячеслав Брозовский. Все потуги мэрии обеспечить быт и трудоустроить горожан будут бессмысленными, если не станут нормально работать местные компании со штатом до 100 человек. Именно они кормят бюджет. Но способов помочь им у Брозовского немного.

— Деньги им нужны. А решения о субсидировании бизнеса принимают на федеральном уровне. А там уже решили, что будут помогать гигантам — во многом не­эффективным и нерыночным компаниям. Средний бизнес выпал за борт.

Вы совсем ничего сделать для них не можете?

— Ну разве что советом помогу. Плюс — нормальные условия для работы пытаюсь им создать. Мне сейчас нужно, чтобы мест­ные компании здесь регистрировались. А они не хотят. 75% юрлиц, работающих в Березовском, официально оформлены в Екатеринбурге. И их налоги идут мимо моего бюджета — в центр.

Почему?

— Налоговая. Они ее боятся. В Екатеринбурге компаний очень много. Скажем, в Кировском районе тысячи налогоплательщиков, а в Березовском — сотни. Там проще затеряться, до каждого налоговики не дойдут. В Березовском все наоборот. Корпоративных налогоплательщиков здесь немного. Всякого в лицо знают. А найти нарушение — дело техники.

Потому сдерживаю как могу. Мы недавно проверку муниципальную проводили. 130 компаний перетряхнули. Налоговая с нами просилась, но мы решили ее не подключать. Поговорили с предпринимателями Я ведь все понимаю, сам бизнесом занимался Вижу, где люди выкручиваются по необходимости, а где от жадности. Вот и объяснил популярно, что очень плохо, а что не очень. Поняли! Надеюсь, по цепочке передадут, что тут нормально работать можно. Сборы, кстати, увеличились.

Но ведь это традиция. Весь Березов­ский на работу в Екатеринбург ездит.

— Ездил. Сейчас уже нет. Миграцию работников в Екатеринбург мы остановили. (Начинает выводить цифры на листе бумаги.) В 2003 г. 20 тыс. березовчан работали в областном центре, 12 тыс. — здесь. Сейчас все наоборот. 20 тыс. — здесь, 12 тыс. — в Екатеринбурге. Осталось компании здесь зарегистрировать, деньги в наш бюджет перенаправить.

А муниципальные средства компаниям вы отдаете? У вас же есть деньги на ремонт детских садов, на благоустройство, на стройку, дороги. Многие сейчас готовы пободаться за муниципальный заказ. Наверняка к вам уже очередь выстроилась желающих освоить эти деньги.

— Да. Желающие есть. Но раздавать деньги по установленным правилам открытых конкурсов-аукционов я не хочу.

Почему?

— Дорого. На конкурс же нужно по смете выставлять. А это мне невыгодно. Строители готовы сейчас и за половину сметы работать. И я могу найти таких, кто согласится за полцены в нормальном качестве все сделать. Но нельзя.

А в процессе торгов цена разве не понижается? Если готовы работать дешевле сметы, будут торговаться и уронят прайс.

— Нет. Не уронят. Они в коридоре обо всем между собой договорятся, и никакого торга не получится. Нужно лазейки искать. Мы как можем стоимость муниципального заказа сокращаем. Ополовиниваем.

Выставляем на конкурс не по смете, а по дефектной ведомости. Сначала же ведомость идет, в которой прописано, грубо говоря, что нужно ремонтировать или строить. А потом — смета. Она определяет непосредственный фронт работ.

Так вот, мы этот второй этап упустим и сразу по дефектной ведомости будем конкурсы устраивать. А там суммы реально можно в два раза меньше прописывать. Это скользкая тема, конечно но посмотрим, как пойдет.

Искусство бюджетирования — в занижении доходной части

Еще один источник доходов мэрии Березовского — областной бюджет. Оттуда приходит более 40% средств городского бюджета. И чтобы деньги этого инвестора не потерять, команда Вячеслава Брозов­ского работает с прогнозами собственных доходов.

— Мои предшественники передали мне один секрет: искусство бюджетирования — в занижении доходной части. Составляя планы поступлений в городской бюджет, мы по возможности сокращаем прогноз собственных доходов. А в следующем месяце — как можем завышаем будущие расходы.

Зачем?

— Чтобы денег больше было. Смотрите. Ежегодно муниципалитеты защищают бюджет перед областными властями. Прогнозируемые доходы расписываются до копейки: куда, сколько и зачем. И по этому плану город живет. Пространства для маневра нет. Каждый рубль заранее отведен на определенные нужды. Понятно, что с таким жестким бюджетированием на какие-то тактические решения средств просто не остается. Но городу нужно развиваться! И каждый день могут возникнуть непредвиденные обстоятельства.

Поэтому нужно искать возможности получить сверхденьги. В прошлом году мы прогнозировали: с учетом областных денег соберем в бюджет 786 млн руб. Подробно обосновали этот прогноз. И его приняли.

А по факту мы собрали 985 млн руб. То есть у города появилось 199 млн руб. дополнительного дохода.

И куда эти деньги?

— В принципе куда угодно. Эти самые 199 млн руб. — тот люфт, на котором играют депутаты. Им же волю народа нужно транслировать. А как они могут на ситуацию повлиять, если все траты уже расписаны? Остается только дополнительный доход, за который они друг с другом и воюют. Один говорит: «Давайте стадион построим». Другой предлагает бесплатный проезд для пенсионеров сделать.

Горожанин должен поверить в счастливое будущее

Новая составляющая работы муниципалитета — маркетинг и реклама, говорит Вячеслав Брозовский. И главная задача здесь — борьба с кризисной психологией клиентов-горожан.

— Нужно создать позитивный настрой. Кризис начался с психологии. Когда все поверили в то, что деньги можно производить из воздуха, брать взаймы и не возвращать, вот тогда и начался.

И на психологическом же уровне все экономические проблемы должны закончиться. Над этим нужно работать. Нельзя поощрять пораженческие настроения. Кудрина, который пообещал 50 лет кризиса стране, я бы уволил без разговоров. Сказку нужно людям давать!

Убеждать в том, что все хорошо?

— Нет. Нельзя так. Это перекос, а нужен баланс. Например, Кудрин готовит граждан к экономическому апокалипсису, Путин ездит по стране, рассказывая людям, как в стране хорошо.

Нельзя рисовать человеку картину его прекрасной жизни — она никогда не совпадет с объективной реальностью.

Нужно отложенное счастье. Мы сейчас рекламный ролик на телевидении запустили. О будущем. Его главная мысль — «Начало счастливой жизни». В ролике почти нет актеров. В нем показана жизнь березовчан. Мальчик пьет воду из-под крана, футболисты гоняют мяч по новому покрытию городского стадиона — все они себя в этом ролике увидят. И главная мысль, которая должна остаться после просмотра: «Перспективы есть. Руки не опускать».

Не помещается сказка в одном рекламном ролике.

— Безусловно. Но мы этим и не ограничиваемся. В стране кризис, а мы новый городской праздник ввели — День молодежи. Массово мы его никогда не отмечали. Никаких народных гуляний и концертов по этому случаю в Березовском не было раньше. Сделали.

Стараемся звезд на городские мероприятия привозить. Разгоняем кризисную тоску как можем. Людям нужен стимул для работы, для возвращения к нормальной жизни. Они должны понимать, что все вовсе не так страшно, как рассказывает Кудрин.