Меню

Вячеслав Брозовский: Поблагодаришь власть публично за поддержку, точно обвинят в коррупции

Иллюстрация: предоставлено "Бизнес средой"

«После того, как разберутся с маленькими компаниями, дело дойдет до средних, а затем и до крупных. Если мы не встанем на защиту малого бизнеса, то следующих колбасить начнет нас».

Генеральный директор ГК BROZEX Вячеслав Брозовский провел встречу с предпринимателями по приглашению клуба «Бизнес Среда». На мероприятии владельцы малого бизнеса долго обсуждали с главой BROZEX проблему давления на малый и микробизнес. В беседе с журналистом DK.RU Вячеслав Брозовский также рассказал, почему у бизнесменов и чиновников часто не складываются отношения.

На встрече вы много говорили о проблемах малого бизнеса, хотя сами владеете бизнесом другого масштаба. Почему вас волнуют «малыши»?

— Я сильно озабочен тем, что сегодня арестовывают счета у владельцев малого бизнеса, называют их бизнес номинальным, не принимают декларации по НДС. Меня беспокоит эта ситуация, потому что после того, как разберутся с маленькими компаниями, дело дойдет до средних, а затем и до крупных. Если мы не поднимем сейчас бучу на примере микро- и малого бизнеса, то следующих колбасить начнут нас. 

Ведь если нашу экономику представить как аллегорию, как некую среду, то микробизнес — это планктон, малый бизнес — маленькие рыбки, а средний бизнес — это такие хищники среднего масштаба, которые еще не наелись так, как крупные. Если сегодня налоговая выкашивает планктон и маленьких рыб, то завтра хищникам нечем будет питаться. Убейте среду — начнет болеть вся экономика.

Но средний бизнес ведь тоже давит на малый.

— На первый взгляд может показаться, что раз малый бизнес топят, то среднему игроку на рынке может больше достаться. Потому что у маленьких нет оборотных средств, им блокируют счета, а у средних вроде как должно быть счастье, конкурентов нет. Но я понимаю, что среда пустой не бывает. Что после того, как потопят малый бизнес, доберутся и до меня. Поэтому нам, как среднему бизнесу, важно сейчас встать на защиту малых.

Есть ощущение, что становится хуже?

— Придите ко мне на прием (прим.ред. с 2016 г. Вячеслав Брозовский является депутатом Законодательного Собрания Свердловской области), и вы увидите, что мы реально небогатая страна, которая не имеет возможности помогать бедным людям. Прием граждан — тяжелая вещь. Приходит много многодетных семей, которым нужна земля, семьи, которым негде или не на что жить.

Я в этом плане добавляю пессимизма, но я его добавляю для того, чтобы смотреть на вещи реально. Не нужно расслабляться. Если кажется, что стало лучше — ни черта. Денег в экономике становится все меньше — мы с вами жить будем хуже. Все эти разговоры про то, что кризис закаляет и дает шанс на развитие, я не очень поддерживаю, потому что на самом деле в кризисах ничего хорошего нет. Когда семья голодает, вы вряд ли будете радоваться, что она становится сильнее и закаленнее.

Вы на встрече также говорили о роли чиновничества для бизнеса. Сегодня вообще власть как-то помогает предпринимателям?

— Сегодня я не вижу ни одного реально действующего инструмента, с помощью которого чиновник может помочь малому бизнесу. Если говорить о земле, то земля должна быть выставлена на аукцион, а на аукционе такие лоты малым рыбкам не достаются. Приходят хищники — как мы или крупнее, и все сметают, потому что у нас есть деньги.

Если инструментов поддержки не осталось, что тогда делать?

— Не мешать. Я думаю, что для нас самая главная задача — не чинить лишних барьеров малому бизнесу. Не нужно придумывать им испытания, они и так между собой разбираются, конкурируют, пытаются выжить. Денег в стране все меньше, зарабатывать им все сложнее.

Но это неправильная стратегия.

— Абсолютно. Я помню, в 2008 году, когда экономика полетела в тартарары, правительство устраивало мозговые штурмы по поддержке «АвтоВАЗа» и других предприятий. Тогда Государственная Дума пригласила нас на учебу в Нью-Йоркский университет на семинар «Противодействие кризису», я тоже туда полетел. И вот там у меня произошел переворот сознания. Россия — это страна, в которой поддерживают слабых, то есть все падающие предприятия получают господдержку. А американский профессор нам говорит: слабые предприятия нужно закрывать, они все равно умрут, а сильным нужно давать деньги, потому что именно они в конце концов вытянут экономику. Сейчас я понимаю,  что это правильная стратегия.

Возвращаясь к чиновникам. Во власти все-таки есть люди, которые оказывают поддержку предпринимателям. Однако отблагодарить их публично нельзя, потому что сразу обвинят в коррупции, в сговоре. В итоге отношения бизнес-власть заведомо считаются очерненными.

— Так и есть! Если поблагодаришь публично, точно обвинят в коррупции. Лоббизм в здоровом смысле от чиновников должен иметь место, но в этом случае они сразу попадают под прицел силовиков. Поэтому даже о положительных примерах помощи мы знаем мало.

О поддержке не принято говорить?

— Да. Деньги любят тишину. Пиар может погубить хорошие начинания.

Как тогда быть?

— Менять в обществе и у предпринимателей отношение к чиновникам. Когда я вышел из чиновничьей среды, оставил пост в мэрии Березовского, а затем — вице-премьера Правительства Свердловской области, то в том числе выступал перед предпринимателями и студентами, рассказывал им, что не надо к чиновникам относиться как к церберам. В чиновниках есть очень большой потенциал, только нужно уметь его использовать.

Проблема предпринимателей в том, что им постоянно не хватает времени, они хотят решать вопросы молниеносно. Поэтому они все время лезут к чиновникам со своими деньгами, часто унижают их этим. Чиновник вроде бы старается поразмышлять, показать свою власть, выложить свои мысли по поводу вопроса, с которым к нему предприниматель пришел. А предпринимателю не хватает на это терпения, и в итоге он говорит: «Слушайте, ну что, вам денег надо?». Все. Коммуникация разорвалась. Человек унижен этим предложением.

А каким должен быть подход?

— Как правило, чиновники — это люди, у которых признание стоит выше, чем материальный интерес. Хотя коммерческий интерес тоже есть, но он не первостепенен. Когда чиновник решает проблему бизнесмена, он становится его партнером, и хотел бы разделить успех с предпринимателем. Не нужно чиновников держать за быдло и постоянно совать им деньги. Вы сунете их, если вам напрямую скажут. Хотя таких хамоватых чиновников, которые требуют деньги, уже почти не осталось.

Вы были по обе стороны баррикад. На ваш взгляд, полезно предпринимателям идти во власть, становиться чиновниками? 

— Я знаю, как устроена чиновничья братия, знаю, как она работает. Сегодня я не чиновник, а только парламентарий. Конечно, когда ты внутри чиновничьей системы, есть возможность лоббировать интересы, но не компании, а отрасли в целом. Но тут под интересами отрасли я могу развиваться до бесконечности.

Я беседовал со своими коллегами, и мы придерживаемся мнения, что бизнесы только страдают от того, что ими владеют выходцы из власти. Потому что все проверяющие органы сразу начинают проверку именно с твоего предприятия.