Меню

Выборы губернатора приняли с поправками

Внеочередное заседание свердловского Заксобрания принесло региону нового премьер-министра, обещало – вице-губернатора, но прошло под знаком «итальянской забастовки» депутатов.

 

Оппозиционерам удалось добиться от большинства уступки по будущим прямым выборам губернатора. Впрочем, многим эта уступка показалась смешной.

Заксобрание продуктивно отрабатывает последние предканикулярные дни. С 1 июня вступил в силу федеральный закон, вводящий прямые выборы губернаторов. Он потребовал от регионов внести изменения в свои избирательные кодексы и уставы. К 19 июня, когда свердловские депутаты собрались рассмотреть такие новеллы, на федеральном уровне уже определили: стать кандидатом в губернаторы сможет не каждый, а лишь тот, кого поддержат от 5 до 10% голосов муниципальных депутатов. Установить предел этого фильтра Москва разрешила регионам самостоятельно.

В Свердловской области большинство в Заксобрании (в том числе – зампредседателя заксобрания и представитель комитета по вопросам законодательства и общественной безопасности Виктор Шептий), настаивало на 9% муниципального фильтра. Для потенциального кандидата в губернаторы это означало не меньше 147 депутатских голосов в поддержку. Второе решение «ЕР» - в выборах на пост губернатора смогут принимать участие только официальные представители политических партий, и значит, самовыдвиженцам дорога к власти закрыта.

Оппозиция сочла этот проект «драконовским» и заградительным для всех кандидатов, кроме близких самой «ЕР». «Получается, любой партии, кроме «Единой России», будет весьма проблематично провести на выборы своего кандидата. Пяти процентов было бы достаточно, это порядка 80 голосов депутатов», - подчеркнул депутат от ЛДПР Максим Ряпасов. По этим соображениям планка выше 7% категорически неприемлема, уверяли и эсеры. Впрочем, партия власти была непреклонна. «9% - это всего 147 депутатских голосов. Что это за кандидат, который не сможет набрать столько голосов в поддержку?», - прокомментировала лидер фракции «ЕР» Елена Чечунова.

Представители «Справедливой России», КПРФ и ЛДПР решили застопорить принятие законопроекта огромным количеством поправок (пример в начале июня подали эсеры в Госдуме, внесшие около 400 поправок к закону о митингах, и в итоге Дума рассматривала их 11 часов). В свердловской версии «итальянской забастовки» те же эсеры внесли 156 поправок, но каждая имела по два варианта, итого – 312. Каждую из поправок регламент требовал рассматривать отдельно. Каждая предполагала различные коэффициенты фильтра – от 5,1% до 6,99%. «Не хотите по-хорошему, будет по-плохому», - заявил единороссам эсер Андрей Жуковский, получив в ответ предложение «устроить тут еще и голодовку».

После поштучного рассмотрения более 30 поправок парламентарии заметно утомились. Многие порывались покинуть заседание, что строго пресекала председатель Людмила Бабушкина. Во время перерыва, который вместо одного часа продлился более двух часов, депутаты провели закрытое совещание, где единороссы согласились уступить 1,1%. В итоге большинство оставшихся поправок были отозваны, а вместо них внесена одна, предлагающая установить муниципальный фильтр в размере 7,9%. После чего  законопроект был принят во всех трех чтениях. «Скажу честно, днем ранее на фракции в успех забастовки никто не верил. Но попробовать стоило, - подытожил эсер Дмитрий Ионин, добавив, что останавливаться на достигнутом фракция не собирается и «в среднесрочной перспективе будет добиваться введения института самовыдвиженцев».

Впрочем, победу эсерам зачли даже не все их коллеги. По мнению депутата Георгия Перского, «7,9% - это просто смешно». Зато политолог Константин Киселев оценил происходящее как «отработку механизмов противостояния беспределу, который творит в думе «Единая Россия»». «Результат, конечно, микроскопический, но то, что попытка была, - хорошо. Это означает, что оппозиция и дальше сможет влиять на поведение партии власти», - резюмировал г-н Киселев.

Но в другом вопросе - принятии изменений в Устав Свердловской области, которые должны предусмотреть в системе власти должность вице-губернатора, единороссы на уступки уже не пошли. Эту инициативу главы области Евгения Куйвашева в Заксобрании отстаивал руководитель его администрации Яков Силин. Он описал: вице-губернатор будет выполнять часть функций губернатора, а когда глава региона по каким-либо причинам не сможет исполнять свои обязанности, - полностью брать их на себя. «Плюс такого решения - возможность более оперативного управления областью. Введение новой должности позволит освободить высшее должностное лицо от лавины текущих вопросов», - убеждал г-н Силин. О возможной кандидатуре вице-губернатора он высказался уклончиво: «Мы проанализировали опыт 18 других регионов. Где-то это отдельный человек, а где-то этот статус придан председателю правительства».

Оппозиционеров не устроило, что кандидатура вице-губернатора не будет согласовываться с Заксобранием. «Это высокий пост. Я считаю, нужно выносить претендента на наше одобрение. Мы же согласуем кандидатуры губернатора и премьера!», - подчеркнул коммунист Нафик Фамиев. Но единороссы аргументам, не оформленным в 300 поправок, не вняли. Изменения в Устав были приняты в трех чтениях практически без изменений.

Зато кандидатура нового премьера Свердловской области, Дениса Паслера (экс-управляющий директор «Газэкса» и депутат Заксобрания от «ЕР»), дискуссий, вопреки ожиданиям, не вызвала. Г-на Паслера поддержали 42 депутата из 44 присутствовавших. «Хорошо, что новый премьер не силен в ораторском искусстве, - прокомментировал депутат Максим Ряпасов. - Может, не будет произносить громких речей, а сосредоточится на вдумчивой работе. К тому же, назначение Дениса Паслера премьером означает его уход из Заксобрания. А значит, у оппозиции будет больше голосов», - нашел плюсы г-н Ряпасов.